1. | Мотивационный Словесн.: слово учителя Практич.: хоровое чтение речевая разминка | 1 мин 3 мин | - Прозвенел звонок для нас! Все зашли спокойно в класс, Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво. Тихо сели, спинки прямо. Мы легонечко вздохнем Урок литературного чтения начнем! Давайте, ребята, улыбнёмся друг другу, нашим гостям. Приятного вам учебного дня. -Ребята, а чтобы хорошо работать на уроке, читать, мы проведём небольшую речевую разминку. "Я сорвал цветок - и он завял. Я поймал жука - и он умер у меня на ладони. Я посадил птицу в клетку - и она погибла в неволе. И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем". (А.Барто) - Давайте прочитаем хором - Ребята, что значит, по-вашему "прикоснуться к красоте сердцем"? (Радоваться всему живому, любоваться заходом и восходом солнца, улыбаться бабочкам, цветам, разговаривать с животными, знать, что это нужно беречь и любить). | Приветствовать учителя; Настраиваться эмоционально на урок; Читать хором; | Р: положительный настрой ребят на урок, создание благоприятной обстановки на уроке. П: пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; извлекать информацию, представленную в разных формах; |
2. | Проверка домашнего задания Словесн.: пересказ | 5 мин | Учитель спрашивает учащихся пересказ по плану: Б.С.Житков. «Про обезьянку» План: 1.Знакомство с обезьянкой 2. Жизнь и проказы Яшки 3. Царь двора 4. Расставание | Пересказ произведения Б.С. Житкова «Про обезьянку» по плану | К: Строить рассуждение и доказательство своей точки зрения, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы; |
3. | Постановка учебной задачи | 2 мин | А сейчас я предлагаю вам разгадать слово. Для этого мы вместе составим цепочку букв. 1 буква – такая же, как удвоенная согласная в слове аккуратно (К) 2 буква – такая же, как безударная гласная в 1-ом слоге слова малина (А) 3 буква – в алфавите стоит раньше чем Р, но позже О (П) 4 буква – такая же, как вторая в этом слове (А) 5 буква – в алфавите предшествует букве М (Л) 6 буква – такая же, как гласная в слове пух (У) 7 буква – стоит в алфавите после буквы Ф (Х) Добавьте последнюю букву, чтобы стало истинным утверждение: В этом слове есть 3 одинаковые буквы (А) - Прочитайте, что у нас получилось. (КАПАЛУХА) - Это не просто слово – это название нашего сегодняшнего произведения. - Вы уже догадались, что написал его Виктор Петрович Астафьев. - На доске вы видите годы жизни писателя: 1 мая 1924 г - 29 ноября 2001г - Давайте сформулируем тему нашего урока. (Виктор Петрович Астафьев «Капалуха») - Сформулируйте цели урока. (собираем цветок) - Сегодня мы с вами опять окунёмся в удивительный, полный тайн мир живой природы. Мы попадём в лес, а поможет нам в этом произведение Виктора Астафьева. Но чтобы лес открыл вам свои тайны, вы должны вести себя тихо, быть внимательными, уметь слушать и слышать. Соблюдая эти несложные правила, вы сможете много увидеть и узнать. | Просматривать видеофрагмент Высказывать свои предположения Понимать учебную задачу | Р: Формулировать учебную задачу урока, принимать её, сохранять на протяжении всего урока |
3. | Решение частных задач. Сл.: выступление ученика | 2мин
| - Родился В.П.Астафьев 1 мая 1924 года в селе Овсянка Красноярского края, село стоит на берегу Енисея. Мальчиком Астафьев много времени проводил в лесу, на реке и навсегда полюбил их. В семь лет мальчик потерял мать. Заступницей и кормилицей мальчика становится его бабушка Екатерина Петровна. Так сложились обстоятельства, что детство и юность писателя прошли за Полярным кругом - в детском доме посёлка Игарка. Учитель школы-интерната сибирский поэт Игнатий Рождественский заметил в Викторе склонность к литературе и развивает её. Сочинение о любимом озере, напечатанное в школьном журнале, развернётся позднее в рассказ "Васюткино озеро". После школы Астафьев учился в железнодорожной школе, работал составителем поездов. Осенью 1942 года - в 18 лет - ушёл на фронт добровольцем. На войне был тяжело ранен. Фронтовая биография писателя отмечена орденами и медалями. После войны Виктор Петрович работал слесарем, грузчиком, плотником. В 1959 году поступил на Высшие литературные курсы. Виктор Астафьев писал о том, что отлично знал. Именно поэтому произведения его по-настоящему правдивы и достоверны. Он писал об Урале, Сибири, их природе, о людях. У него внимательный и зоркий глаз, отзывчивое сердце. - Большинство произведений посвящено отношениям между человеком и природой. | Подготовленный ученик выступает | Р: Читать в соответствии с целью чтения: выразительно; К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами; Р: саморегуляция, как способность к мобилизации сил и энергии.
|
| Практич.: чтение учителем Словарная работа. Практич.: чтение по цепочке Словесн: ответы на вопросы; | | Прочитайте название рассказа. («Капалуха») - Можно ли по названию рассказа предположить о ком или о чём пойдёт речь? (Нет). - Почему? (Непонятно слово). - Капалуха - так сибирские охотники называют глухарку. Сообщение о глухаре: Глухарь – это большая чёрная птица, краснобровая и бородатая. Самка меньше самца. Живут в сосновых лесах. Весной самка откладывает от 4 до 15 яиц. Глухарят за собой водит мать. Зимой птицы кормятся хвоей сосен, пихт, кедров. Ночуют в снегу. Часто гибнут под ледяной коркой. Этих птиц осталось мало на Земле. Их надо беречь и охранять. Большую часть года глухари ведут наземно-древесный образ жизни, т.к. кормятся на деревьях и только в период гнездования становится полностью наземной птицей. Насиживает глухарка яйца 24 дня, придерживаясь строгого распорядка: отлучается от гнезда в сутки три раза - ранним утром, днём и вечером. К концу насиживания привязанность её к гнезду возрастает, вылупившиеся птенцы едва обсохнув, свободно могут следовать за матерью. - Посмотрите на картину. Что такое тайга? (трудно проходимый лес) В тексте встретятся трудные слова. Научимся читать и понимать их. Читаем хором. Тайга – трудно проходимый лес Просека – очищенное от деревьев место Пастьба – место, где пасут скот Валежник – сухие сучья, деревья Папоротник – растения с крупными листьями Черничник – заросли черники Покоробленные – кривые Редколапых Пошевеливали Зарождающимися Напружены – напряжены Альпийским – высокогорные - Я начну читать рассказ, вы продолжаете. - Работа над текстом по плану: 1У черничного бугорка на просеке. 2Гнездо! Гнездо! 3Тревога капалухи. 4(Снова в гнезде) Вопросы по тексту рассказа - Где происходило действие? - Что делали дети в тайге? - Где поднялся шум? - Почему сердце автора забилось от испуга? - Как выглядело гнездо? - Почему дети не взяли яйца? - Какой матерью была капалуха? - Кого она вам напоминает? Почему? - Что испытала птица? - Как об этом сказал автор? - Что испытывали ребята? - А глухарка? - Какие чувства испытали вы? Работа с иллюстрацией. - Расскажите, какой момент изображён? - Какой жанр этого произведения? - Тема? - Главное действующее лицо этого произведения? - Какая главная мысль? - Какой вывод вы сделали для себя? - Любовь к природе, животным облагораживает чувства человека. Как связать пословицу: “Добра мать до своих детей, а земля до всех людей” с содержанием текста? - Главное назначение человека – творить добро. Беречь землю, всё живое на ней и тогда земля, природа будет добра к нам. | Чтение и объяснение слов с помощью толкового словаря и презентации. |
П: -прогнозировать, предугадывать содержание художественного текста; строить речевое высказывание в устной форме Л: ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
П: добывать новые знания, извлекать информацию, представленную в разных формах - иллюстрация, текст
П: формировать умения анализировать, учебный материал -ориентироваться на разнообразие способов решения задач; К:оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь |
4. | Рефлексия. Подведение итогов | 3 мин | Оцените свою работу на сегодняшнем уроке и выберите соответствующую надпись на слайде. На сегодняшнем уроке я узнал … На этом уроке я похвалил бы себя … Мне понравились ответы таких ребят, как … После урока мне захотелось… | Подводить итог урока; Анализировать свою деятельность на уроке | Р: понимание причин успеха в учёбе; Р: осуществлять итоговый контроль по результату; |