- Орган слуха пропускает 1000 условных единиц информации за единицу времени
- Орган осязания - 10 000 условных единиц
- за ту же единицу времени
- Орган зрения – 100 000, т.е. около 80% всей информации об окружающем мире человек получает с помощью зрения.
-
Под наглядными методами обучения понимаются такие методы, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядных пособий и технических средств (ИКТ).
- Натуральная или естественная наглядность.
- Изобразительная наглядность (макеты, модели
каких-то технических устройств, стенды, разнообразные экранные средства).
- Графические учебные пособия (плакаты, схемы,
таблицы, рисунки и пр.)
- К традиционным следует отнести печатные учебные пособия для оформления кабинетов – плакаты, иллюстрации и многое другое
- Специфические: мимика, жесты, дикция, выразительное чтение, драматизация.
- К перспективным и динамично развивающимся
направлениям относятся: электронные презентации,
электронные плакаты (на CD ).
- Сокращение времени, требуемого для изложения идей (почти на 40 процентов);
- В большей степени поддерживается интерес аудитории, связанным с фактом разнообразия и занимательности.
- Наглядные пособия долго остаются в памяти, в то время как слова забываются.
- Компьютерные информационные образы (слайды) можно легко распечатать и использовать в качестве раздаточного материала.
- Не следует перегружать занятие демонстрацией наглядных пособий, т.к. большое количество наглядности по конкретному материалу ведёт к рассеиванию внимания и усвоение материала будет затруднено.
- Демонстрируя пособие, нужно не просто показать его, а подробно пояснить его смысл.
- применяемая наглядность должна соответствовать возрасту учащихся;
- необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций;
- Демонстрируемые на классной доске или столе предметы должны иметь достаточные размеры для хорошей видимости даже с последней парты.
- Во время демонстрации педагогу следует выбирать позицию лицом к классу, чтобы видеть реакцию учащихся.
- Количество и объем демонстрации должен быть оптимальным.
- Таблицы можно оформить с помощью:
• разнообразных цветов,
• рисунков,
• набора разных шрифтов,
• различных средств обрамления таблиц, установления определенного количества столбцов и строк.
- При разработке таблиц рекомендуется:
• использовать как можно меньше комментирующих слов в таблице,
• снабжать отступами верхние, нижние и боковые поля,
• учитывать, что палитра цветов не должна приводить к пестроте, т.к. это будет утомлять глаза,
• выбирать количество ячеек таблицы в соответствии со спецификой содержания, характером выделенного фрагмента текста.
- Схемы можно оформить используя
• разнообразные цвета,
• рисунки,
• разнообразные наборы шрифтов,
• разнообразные средства обрамления схем,
• установления определенного количества составных частей и связей схем.
- При разработке схем необходимо соблюдать следующие требования
• необходимо создавать визуальный ряд с максимально короткими текстовыми комментариями,
• верхние, нижние, боковые поля должны иметь отступы,
• палитра не должна приводить к пестроте,
• количество составных частей схемы и их связей должно соответствовать содержанию и характеру фрагмента текста.
- Рекомендации по оформлению стендов
- Самую важную, ключевую информацию размещать в левом верхнем углу.
- Информацию четко визуально структурировать: делать якоря, некие «зацепки», по которым глаз и движется.
- Материал должен включать в себя заголовок, подзаголовки и основной текст.
- Рекомендуется использовать краткие, ярко оформленные заголовки, состоящие из двух-трех слов.
- Приветствуется использование различных иллюстраций, элементов оформления.
- Поля рекомендуется делать достаточно большими.
- Выделять только ключевые моменты.
- Фон должен быть неярким, приглушенным. Буквы должны быть сильно контрастные по оттенку и по яркости.
- Материал должен быть кратким; информационно насыщенным; оригинальным, хорошо запоминающимся.
- Информация дается крупным печатным шрифтом на светлом фоне так, чтобы ее можно было прочитать с расстояния 2-3 метров.
- Тема выделяется цветом и более увеличенными размерами.
- соответствие содержания презентации поставленным
дидактическим целям и задачам;
- соблюдение принятых правил орфографии, пунктуации,
сокращений и правил оформления текста (отсутствие точки в заголовках и т.д.);
- отсутствие фактических ошибок, достоверность информации;
- лаконичность текста на слайде; завершенность;
- читаемость текста на фоне слайда презентации;
- кегль шрифта должен быть не менее 24 пунктов для заголовков и для информации не менее 18.
- использование шрифтов без засечек и не более 3-х вариантов шрифта;
- Анимация не должна быть навязчивой.
- Использование единого стиля оформления;
- Соответствие стиля оформления презентации
содержанию презентации;
- Использование для фона слайда психологически комфортного тона (предпочтительны холодные тона);
- Использование не более трех цветов на одном слайде: один для фона, один для заголовка, один для текста ;
- Соответствие шаблона представляемой теме;
- Целесообразность использования анимационных эффектов;
- Использование разных видов слайдов:
с текстом; с таблицами; с диаграммами,
для разнообразия .
Класс
Максимальная длительность в минутах
I - II
7-15 минут
III –IV
15 -20 минут
V - VII
20 -25 минут
VIII - XI
20 -25 минут
- 1) Применяемая наглядность должна соответствовать возрасту, психофизическим особенностям учащихся.
- 2) Наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует постепенно и только в соответствующий момент урока.
- 3) Необходимо четко выделять главное, существенное при показе наглядности.
- 4) Детально продумывать руководство восприятием учениками наглядности (попутные пояснения, выделение главного, комментирование и т.п.).
- 5) Демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала.
- 6) Привлекать самих учеников к нахождению и анализу желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве.
- 7) Необходимо рационально сочетать различные формы и методы сообщения учебного материала с учетом содержания и специфики наглядных пособий.
Классы
Просмотр статических изображений
1-2
Просмотр телепередач
10
3-4
Просмотр динамических изображений
15
15
5-7
Работа с изображением на индивидуальном компьютере
20
15
20
8-11
15
Прослушивание аудиозаписей
20
25
25
15
10
25
30
20
15
30
20
25
25
С целью профилактики утомления обучающихся не допускается использование на одном уроке более двух видов электронных средств обучения.
Общая продолжительность работы школьника на компьютере в течение дня должна быть не более: 7-10 минут – для дошкольников; 45 минут для детей 8-10 лет; 1час30 минут для детей 11-13 лет; 2 часа 15 минут для детей 14 -16 лет.
Расстояние от глаз до монитора должно быть 40-75 см.
В темное время суток нужно работать за компьютером при включенном свете.
Используйте дополнительное боковое освещение слева.
Спину необходимо держать прямо.
Каждые 15-20 минут необходимо делать легкую разминку и менять положение ног. Достаточно просто сделать пару наклонов и приседаний или сделать вращения шеей для поддержания минимальной двигательной активности.
Обязательно каждые 15-20 минут делать разминку глаз, хотя бы не надолго отводить глаза от экрана.
- Рассматривая вопрос использования наглядных пособий в образовательном процессе можно сделать следующие выводы:
- Наглядность помогает воссоздать форму, сущность явления, его структуру, связи, взаимодействие для подтверждения теоретических положений;
- Наглядность формирует у учащихся визуальную и слуховую культуру;
- Чувственное познание даёт человеку первичную информацию об объектах в виде их наглядных представлений;
- Наглядность помогает включать дополнительные резервы и методические приемы для улучшения результатов учебной деятельности;
- Наглядные пособия обладая значительной силой эмоционального воздействия, имеют большое воспитательное значение;
- Применение наглядности на уроке активизирует мыслительную деятельность, внимание и творческое воображение.
Использование наглядных средств обучения дает гораздо более высокий результат, нежели проведение обычного, «стандартного» урока по аналогичной теме.