Важные моменты работы концертмейстера.
Концертмейстер — самая востребованная форма в педагогической практике. Между тем польза аккомпанирования огромна. Бела Барток не без основания считает, что музыкальный кругозор педагога расширяется при аккомпанировании. Следует отметить что, приобретение первоначальной практики аккомпанемента, безусловно, активизирует музыкальное сознание и помогает развитию красочных слуховых представлений. Авторская интерпретация музыкального произведения складывается из совместной творческой работы солиста и аккомпаниатора. Здесь потребуются профессиональная чуткость с тем, чтобы подчеркнуть индивидуальность солиста и умение совместно раскрыть образ произведения.
Хорошо аккомпанировать не менее трудно, чем солировать на инструменте. В процессе работы пианист развивает в себе навыки концертмейстера, которые являются необходимым дополнением к исполнительским умениям и навыкам. Игру концертмейстера можно назвать профессиональной, когда он становится к исполнению солиста.
Какие же навыки нужны концертмейстеру в работе над произведением.
- Умение пользоваться удобными вариантами фактуры, аранжировками
- помочь солисту раскрыть образ произведения;
- Оттенить солирующую партию;
- Построение вертикали;
- Способность бегло читать с листа
- Анализ формы произведения;
- Навык быстрого запоминания нотного текста.
Работа концертмейстера в классе вокала включает следующие моменты, с которыми я столкнулась в своей практике:
• Техника с вокально-речевым аппаратом детей переходного периода на всём его протяжении.
• Выбор репертуара по мере взросления ребёнка Работа с классом вокального ансамбля.
• Исполнение эстрадных вокальных произведений
• Подбор аккомпанемента, в случае отсутствия нотной партии;
•Аранжировка аккомпанемента для вокальной строчки в соответствии с поэтическим текстом.
• Работая с тесситурой солиста возможны изменения в темпе и в тональностях вокального произведения;
• Концертмейстер должен знать основы вокала постановки голоса, правильного дыхания, владеть нюансами вокального текста и уметь упрощать неудобные эпизоды в фортепианной фактуре.
• При необходимости подсказать ученику поэтический текст и подыграть вокальную строчку, если ребёнок испытывает трудности с точным звуковоспроизведением.
• Умение концертмейстером «поймать» ученика в любом месте нотного текста.
• Более выразительному звучанию мелодии помогает и поддерживает сопровождающий аккомпанемент
• Подбирать мелодию и аккомпанемент к песне.
• Подбирать гармонии на любом отрезке мелодии.
• Владение стилями произведений разного времени.
Расширяя свой педагогический опыт, концертмейстер должен играть музыку разных жанров, знакомиться с аккомпанементами и применять свои знания в практическом подборе на слух. Для подбора по слуху надо использовать вначале крайне легкие примеры и в дальнейшем постепенно усложнять их. Наилучшими музыкальными примерами являются короткие отрывки из детских и народных песен или яркие, но простые мотивы.
Главное чтобы солист и аккомпаниатор дополняли друг друга при правильном динамическом, ритмическом, фразировочном построении произведения. В это время пианист искусно своими пальцами поддерживает солиста наличием в аккомпанементе звучанием разных регистров и оттенков.
Пианист исполняет свою партию с душой и яркость его исполнения должна проявляться без нарушения ансамбля. Концертмейстер должен тщательно анализировать свою партию, именно он «выстроит» акценты, научит мыслить произведение, как единое целое. И быть созвучным к исполняемому произведению.
Работа концертмейстера в вокальном классе многогранна. В учебном процессе, как в спектакле идет черновая работа. Каждое произведение обозначается, в каком движении его нужно играть. Пьесы играются в медленном, спокойном движении, в умеренном, быстром. Часто указывается и характер исполнения. Разучивается нотный поэтический тексты, дыхание во фразах, намечается динамика, выбирается темп рабочий и окончательный, расставляются акценты в словах, выбирается тональность, в которой ученику будет удобно петь. Поэтому хороший концертмейстер важен как для опытных певцов, так и для начинающих.
Практические рекомендации концертмейстерам.
В классе инструменталиста или вокалиста педагога сидит еще и концертмейстер. Это пианист, который аккомпанирует, Однако эта профессия проста на первый взгляд, На плечи аккомпаниатора ложиться задача поиска гармонического сосуществования партии фортепиано и солирующего голоса или инструмента.
Полька, вальс и романс, это те жанры в которых концертмейстеру надо добиться играть разными типами аккомпанемента , чтобы он дышал одновременно с сольной партией. Концертмейстер – это всегда виртуозный музыкант – пианист, он должен точно чувствовать групповое творчество, уметь направлять партии других музыкантов и управлять течением мелодии. Аккомпанемент должен совпадать одновременно с естественным дыханием произведения, подчиняя линии солиста, его темп, ритм и динамику.
Отмеченные моменты фразировки в нотном тексте, концертмейстер прорабатывает и разучивает самостоятельно. «Тащить» фразу от начала до конца на одном дыхании, является ошибочным исполнением. Очень аккуратно «пристраивать» к предыдущей фразе последущую, быть внимательным к начальной ноте всех фраз, брать их без акцента «воздушно».