СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Управление и кибернетика

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

дать представление о применении компьютера для автоматизации процессов управления; ввести понятие алгоритма управления; познакомить со способами описания алгоритмов

Просмотр содержимого документа
«Управление и кибернетика»

Тема урока: «Управление и кибернетика»

Цель урока:

Образовательные: дать представление о применении компьютера для автоматизации процессов управления; ввести понятие алгоритма управления; познакомить со способами описания алгоритмов.

Развивающие: развивать способности правильно формулировать свои мысли в процессе обобщения изученного (подведение итогов, актуализации знаний); развивать умение вести учебный диалог, отстаивать свою точку зрения при решении задач;

Воспитательные: воспитание ценностей личного отношения к изучаемым знаниям при решении целого ряда задач; воспитание в учениках уверенности в своих силах при решении задач.

Тип урока: изучение нового материала

Форма урока: синтетическая.

Место урока в учебной теме: первичный

Методы и методические приемы:

1 Информационно - рецептивный:
а) словесный: рассказ - объяснение, описание, беседа,

б) наглядный: иллюстрации, демонстрация, ТСО.
Приемы обучения: изложение информации, объяснение, активизация внимания и мышления, получение из текста и иллюстраций новых знаний, работа с раздаточным материалом.
2. Репродуктивный.
Приемы обучения: подача материала в готовом виде, конкретизация и закрепление уже приобретенных знаний.
3. Визуальный: составление логических цепочек.
4. Суггестивный: применение различных видов искусства.

5. Перцептивный (восприятие и связь с жизнью):
6
. Релаксопедический: психологическая разгрузка.
Межпредметные связи: математика, экономика

Материалы и оборудование: флипчарт, проектор, ноутбук, кроссворд

Основные понятия и термины: управление, кибернетика


Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Актуализация опорных знаний

Кроссворд

Вопросы по горизонтали:

3. Устройство воспроизведения звука

4. … содержит большое количество кнопок

5. Графический процессор

6. Главная часть системного блока

7. Бывает полевая, ручная и компьютерная

8. Отверстие для подключения различных устройств

10. Шлейф, а по другому…

12. Устройство сканирования информации

13. Устройство отображения информации

14. Их множество на клавиатуре

16. Звуковая…

17. Устройство ввода звуковой информации.

Вопросы по вертикали:

1. Системная плата

2. Жесткий…

3. Устройство охлаждения

4. Как называется одним словом монитор, системный блок, клавиатура, мышь

9. Устройство передачи графической информации в печатном виде

10. Оперативная…

11. Устройство ввода гибких дисков

13. Устройство выхода в Интернет

15. Центральное устройство ЭВМ


Ответы на кроссворд:

По вертикали: 1. Магистраль 2. Диск 3. Куллер 4. Компьютер 9. Принтер 10. Память 11. Дисковод 13. Модем 15. Процессор.

По горизонтали: 3. Колонка 4. Клавиатура 5. Видеокарта 6.Корпус 7. Мышь 8. Порт 10. Провод 12. Сканер 13. Монитор 14. Клавиша 16. Карта 17. Микрофон.

  1. Изучение нового материала

Каждый из нас слышал легенды о джине, человеке-волшебнике. Так вот эти легенды породили идею сказочного помощника человека, всемогущего, выполняющего его желания. Позже с развитием технических средств отраслей знаний, таких как точная механика, электроника, техническая кибернетика, появились и помощники человека. Помощники нужны были не только техническим специалистам.

Надо сказать, что деятельность людей приводит к активному развитию науки и техники, особенно за последние 50-100 лет. И образ помощника принимает все более интеллектуальный характер.

Давайте вспомним, когда же вошел компьютер в нашу жизнь?(1946). А теперь сравним возможности первого ЭВМ и ЭВМ в настоящее время. Во многих отраслях используются роботы: (в автомобильной промышленности, робот-шахматист).

Вы часто по телевизору слышите выражение: «Стыковка космического корабля прошла в автоматическом режиме». О чем это говорит?

Этой стыковкой управлял компьютер.

А кто все сделал, чтобы действия выполнял компьютер? (человек).

И сегодня мы с вами узнаем как компьютер управляет процессами, и тема сегодняшнего урока «Управление и кибернетика». (учащиеся записывают тему)

А теперь рассмотрим примеры. Скажите, что изображено? Что происходит? Сколько объектов?

Что можно сказать о взаимодействии светофора и автомобилем?

Т.е. образуется следующая система управления:


Управляющее

воздействие


Один из учащихся еще раз формулирует определение и все записывают. Управление – целенаправленное воздействие одного объекта - управляющего на другой – управляемого.

Для усвоения рассмотрим пример:

Определите, кто играет роль управляющего, и кто играет роль объекта управления в следующих системах:

Школа, класс, стая волков, стадо коров, дрессировщик, собака, автомобиль, водитель.

Управляющий объект

Управляемый объект





А с какой целью управляющий объект воздействует на управляемого?

Назовите некоторые команды управления.

ЗАДАНИЕ:

А сейчас проведем опыт:

Один ученик выходит из класса. Остальные учащиеся должны написать команды для нахождения клада. Затем ученик заходит и пытается выполнить команды одного из учащихся.

Итак, сейчас вы были в роли управляющего объекта и составили последовательность команд, а одноклассник в роли объекта управления. Мы увидели, что объект управления не достиг цели (либо наоборот: достиг цели).

А почему робот не достиг цели? (учащиеся предлагают варианты)

Т.е. команды для исполнителя должны быть краткими, понятными, точными!!!

В этом случае:

Последовательность команд, которая приводит к достижению поставленной цели называется алгоритмом управления.

А сейчас предлагаю Вам побывать в роли строителей:

Перед вами составные части дома: фундамент, кирпичи, крыша.

Если бы вы строили этот дом, что бы вы в первую очередь положили?

А если бы мы эту же задачу задали компьютеру? Что нам нужно сделать для этого компьютера? (составить алгоритм).

П-р 2: Предлагается управляющая система: ПОВАР – КУХНЯ. Составить алгоритм управления лепки пельменей.

1) Дана управляющая система КЛАСС - УЧЕНИК. Составить алгоритм получения оценки «5».

2) Дана управляющая система СВЕТОФОР - ПЕШЕХОД. Составить алгоритм перехода через дорогу.

3) Дана управляющая система: КОМПЬЮТЕР - ПОЛЬЗОВАТЕЛЬ. Составить алгоритм управления включения, а затем выключения компьютера.

Скажите, а о чем все это время мы говорили? (управлении, алгоритме управления).

Существует специальная наука, которая изучает процессы управления. Она называется кибернетикой. Проще говоря, кибернетика – это наука об управлении.

А сейчас немного исторической справки: одним из основателей науки кибернетики был американский математик Норберт Винер, который в 1948 году написал книгу «Кибернетика». Он предвидел, что в будущем управлять различными процессами станет компьютер.

VI. Домашнее задание

§ 1 стр. 10 – 13 задание 5,6 стр.12