Наименование | Ход |
«Поза» | Ребенок всем телом повторяет за педагогом какую-либо позу (затем по 2, 3, 4 позы). То же с позами, где участвуют только отдельные части тела или их совокупность. Например: позы рук, позы ног, лицевые мимические маски, руки -ноги, руки — лицо и пр. |
«Дотронься» | Психолог дотрагивается до какой-нибудь части тела ребенка, который без опоры на зрение показывает и называет ее. Дотронуться можно по-разному: сильно и слабо, погладить или ущипнуть, потереть сухим или мокрым полотенцем и пр. При этом ребенок должен отразить в своем ответе это свойство, признак или название предмета, которым его касались. Например: «Вы дотронулись до моего левого локтя мехом». Желательно отработать задание сидя, стоя, лежа на животе и на спине, т.е. в разных плоскостях. Можно проводить игру с закрытыми глазами, отрабатывать не только крупные части тела, но и минимальные области (т.е. дотрагиваться пальцем/ ногтем до брови, пупка, подбородка, точки на стопе, спине и пр.). Можно использовать игрушки (куклу, мишку и др.) и показывать части тела на них. Усложненные варианты: Коснитесь своего тела и попросите ребенка показать этот участок на себе, назвать его. Дотроньтесь до нескольких частей своего тела спереди и попросите ребенка показать их на вашем же теле с другой стороны. |
«Откликнись» | Психолог дотрагивается (надавливает ладонью, сжимает кистью, тычет пальцем) до ребенка. А тот должен почувствовать это место, назвать его и попробовать откликнуться этой частью тела (т.е. напрячь данный участок, выполнить им действие). При этом ребенок лежит на спине или на животе. Сначала выполняется с открытыми, а потом с закрытыми глазами. |
«Левый — правый» | Просите ребенка дотрагиваться правой рукой до правых частей тела, затем левой до левых, потом правой рукой до левых частей тела и наоборот. Например, правой рукой до правого уха; левой рукой до правого колена и т.п. |
«Предметы» | Сначала нужно рассмотреть и потрогать разные предметы (шерстяная варежка, резиновая перчатка, пробковая полоска, бархатная бумага, кусок вельвета, железная пластинка и пр.). Затем дотрагиваться ими до спины и других частей тела ребенка, который должен узнавать и называть их. |
«Ритмы» | Вариант 1. Взрослый отстукивает ритмы разными частями тела (пятка, локоть, колено, бедро и пр.) по различным поверхностям (пол, стул, ковер, стена и пр.), ребенок повторяет за ним. Вариант 2. Отстукивать ритм одной частью тела по другой. Например: кулаком по колену, ладонью по животу, пяткой правой ноги по носку левой и т.д. Упражнение можно выполнять с закрытыми глазами — не по инструкции педагога, а по его прикосновениям. Например: взрослый дотрагивается до кисти и живота — значит, кисть отстукивает ритм по животу и т.д. |
«Ежик» | Катать по телу ребенка мячик с шипами, описывая свои действия и задавая вопросы. Например: «Ежик по спинке катается-катается. Где ежик катается? А теперь ежик покатился по правой ручке, покатился-покатился и к локтю прикатился. Где он остановился? Куда ежик дальше покатится?» — и т.д. и так со всеми частями тела. |
«Поверхность» | Рассмотрите и потрогайте вместе с ребенком предметы разной фактуры (гладкие, шершавые, сухие, мокрые, твердые, мягкие, ребристые, колючие и др.). Предложите ему с закрытыми глазами ощупывать и называть их. |
«Волшебный мешок» | Положите вместе с ребенком в мешочек небольшие предметы (ключ, кольцо, монету, орех, камень, игрушечку и пр.). Ребенок на ощупь должен определить и назвать каждую вещь. Вытаскивать предметы нужно то правой рукой, то левой. Можно просить ребенка найти такой же предмет во втором мешочке. По мере развития тактильных ощущений педагог может заранее прятать в мешочек знакомые ребенку предметы. |