Русский фольклор
Волшебная сказка
Русские писатели о народной сказке
- Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.
А.С. Пушкин
- Живите, государи мои, люди русские, в ладу со своей старой сказкой! Горе тому, у кого её не будет под старость.
Н.С. Лесков
Вспомним персонажей волшебных сказок
Я красив, силён, могуч, Я грознее грозных туч, Я умнее всех, нет слов: Много у меня голов!
Вспомним персонажей волшебных сказок
Работать умела красиво и ловко, В деле любом проявляла сноровку. Хлебы пекла и скатерти ткала, Шила рубашки, узор вышивала, Лебедью белою в танце плыла… Кто мастерица эта была?
Вспомним персонажей волшебных сказок
При честном при всём народе Едет печка по дороге. Кто на печке той сидит? Что нам сказка говорит? И в какой же это сказке Печка едет, как салазки?
Вспомним персонажей волшебных сказок
Выход в этой сказке есть, Коль к корове в ухо влезть!
Вспомним персонажей волшебных сказок
Я богатый, всемогущий, Очень стройный, Страшно злющий, Смерти вовсе не боюсь. Угадайте, как зовусь?
Вспомним персонажей волшебных сказок
Сладких яблок аромат Заманил ту птицу в сад. Перья светятся огнём, И светло вокруг, как днём.
Вспомним персонажей волшебных сказок
Через тридевять земель, Через тридевять морей, Через горы и леса Вас домчат за полчаса.
Вспомним персонажей волшебных сказок
Эта скатерть знаменита Тем, что кормит всех досыта, Что сама собой она Вкусных кушаний полна.
Рассмотрите иллюстрации к русской народной сказке «Два Ивана – солдатских сына» и определите их правильную последовательность
Б
В
А
Какие эпизоды иллюстрировал художник?
Соотнесите сюжетные ходы с содержанием сказки «Два Ивана – солдатских сына»
Сюжетный ход
Сюжет сказки
Встреча с помощником. Даритель испытывает героя. Волшебные дары.
Отъезд или уход из дома. Волшебный предмет. Дорога.
Свадьба.
Встреча с помощником.
Задача, стоящая перед героем.
Появление сверхсильного противника. Борьба с ним. Победа.
Ложный герой. Узнавание истинного героя. Ложный герой наказан.
Появление сверхсильного противника. Беда.
Борьба со сверхсильным противником. Победа.
Пир. Счастливый конец.
Самопроверка
Сюжетный ход
Сюжет сказки
Встреча с помощником. Даритель испытывает героя. Волшебные дары.
Седой старичок. Дары: богатырские кони, сабли богатырские.
Отъезд или уход из дома. Волшебный предмет. Дорога.
По благословлению матери братья отправляются в путь. Распутье. Завет. Платочек. Разные дороги.
Свадьба.
Свадьба одного Ивана; он становится царевичем.
Встреча с помощником.
Задача, стоящая перед героем.
Бедная старушка с худой квартиркой
Освободить город от змеев.
Появление сверхсильного противника. Борьба с ним. Победа.
Появление трёх змеев. Троекратная победа.
Ложный герой. Узнавание истинного героя. Ложный герой наказан.
Водовоз наказан.
Появление сверхсильного противника. Беда.
Красная девица- страшная львица проглатывает царевича.
Борьба со сверхсильным противником. Победа.
Борьба Ивана – солдатского сына со страшной львицей.
Пир. Счастливый конец.
Свадебный пир. Счастливый конец.
Рассмотрите иллюстрацию к сказке палехского художника А. Куркина. Какие эпизоды из сказки нашли в ней отражение?
Рассмотрите иллюстрацию к сказке палехского художника А. Куркина. Какие эпизоды из сказки нашли в ней отражение?
Персонажи сказки «Два Ивана – солдатских сына». Установите соответствие.
Функция героя в сказке
Персонажи сказки
1. Главный герой (герои)
А) Двенадцатиголовые змеи, девица-львица
2. Ложный герой
Б) Наставление матери
3. Сверхсильный противник (противники)
В) Два Ивана – солдатских сына
4. Помощники - люди
Г) Водовоз
5. Помощники-животные
Д) Заговорённые платки
6. Помощники – слова «заветные»
Е) Седой старичок, бедная старушка
7. Помощники - предметы
Ж) Богатырские кони
Сказочные формулы, использованные в сказке «Два Ивана – солдатских сына»
- В некотором царстве, в некотором государстве жили-были…
- Идут путём-дорогою…
- Еду – не свищу, а наеду – не спущу…
- Близко ли, далёко ли…
- Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается…
- Такая красавица, что ни в сказке сказать, ни пером описать…
- Век бы тебе спать, если бы не я…
- Стал с ней поживать в любви и согласии…
Установите соответствие
Слово
Постоянный эпитет
1. Дороженька
А) буйный
2. Девица
Б) борзый
3. Море
В) чистое
4. Молодец
Г) дремучий
5. Ветер
Д) чёрные
6. Тучи
Е) столбовая
7. Конь
Ж) добрые
8. Лес
З) к расная
9. Поле
И) синее
Выражение нравственного идеала
в русской народной сказке «Два Ивана – солдатских сына»
Как росли два Ивана? Почему и как братьям удалось добиться уважения среди сверстников? Почему царь оправдал братьев? Какие качества братья проявили уже в детстве?
О каких качествах братьев мы узнаём из эпизодов торга при покупке коней и сабель, а также из эпизодов встречи с седым старичком?
Зачем сказка разводит братьев по двум дорогам? Кто из братьев первым заговорил на перепутье и что предложил? Почему одного из братьев хочется назвать старшим, хотя в сказке нет такого определения?
Поступок. Всякое дельное дело или действие человека.
Из словаря В.И. Даля
Поступок героя - основной способ характеристики персонажа
Между собой
С матушкой
С седым старичком
Со змеем
Речь главных героев
Между собой
- Долго ли нас колотить да щипать будут?.. Давай-ка расправимся с ними по-своему.
- Ах, братец, что же это мы наделали, старичку поклона не отдали; давай нагоним его да поклонимся.
- Ну, братец, я посильнее тебя; давай я поеду влево да посмотрю, от чего может мне смерть приключиться. А ты поезжай направо: авось бог даст – царём сделаешься!
- Век бы тебе спать, если б не я!
С матушкой
- Матушка, не осталось ли от нашего родителя каких денег? Коли остались, дай нам: мы пойдём в город на ярмарку, купим себе по доброму коню.
- Благослови нас, матушка, в путь-дорогу дальнюю.
С седым старичком
- Прости нас, дедушка, что прошли и не поздоровались. Нам матушка строго наказывала: кто б на пути ни встретился, всякому честь отдавать.
- Ах, дедушка, если подаришь, станем тебя вечно благодарить!
С противником - змеем
- Врёшь, проклятый змей! Не проглотишь – подавишься!
Между собой
С матушкой
С седым старичком
Со змеем
Речь главных героев
Грозно
Дружески
Уважительно
Прямая оценка героев
- … пошли мальчики в рост…
- … стукнуло ребяткам десять лет…
- Никто лучше их не сумеет ни прочитать, ни написать, ни ответу дать…
- … говорит один брат другому …
- … выросли два Ивана – солдатские дети …
- … все не под стать им, добрым молодцам …
- один брат … другой брат …
- Иван - царевич … Иван – солдатский сын
О чём «намекает» сказка? Какой урок преподаёт?
- В образах Иванов – солдатских сыновей народ подчёркивает своё представление об идеальном русском герое: …………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………. .
- АВТОР шаблона - Вержуцкая Елена Олеговна
- ДОЛЖНОСТЬ - педагог дополнительного образования
- МЕСТО РАБОТЫ - МОБУ ДОД Центр дополнительного образования для детей «Ступени» г.Сочи, творческое объединение «Ума палата»
Использованные источники
- Заготовки программы CorelDRAW.Graphics.Suite.X 5 SP2 (фон слайда )
ВЕО
ВЕО