Урок 22. М. Ю. Лермонтов. «Мцыри» как романтическая поэма.
Основное содержание урока
Краткий рассказ о поэте. Его отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве (с обобщением изученного в 6—7 классах). Понятие о романтической поэме. Эпиграф и сюжет поэмы. Фрагменты поэмы в актёрском исполнении.
Основные виды деятельности.
Составление тезисов статьи учебника «Михаил Юрьевич Лермонтов». Устный рассказ о поэте и истории создания поэмы. Подбор и обобщение дополнительного материала о биографии и творчестве Лермонтова. Восприятие и выразительное чтение фрагментов поэмы. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров (см. задания фонохрестоматии). Составление лексических и историко-культурных комментариев. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Характеристика сюжета поэмы, её тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания. Соотнесение содержания поэмы с романтическими принципами изображения жизни и человека. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятие романтическая поэма.
Содержание урока
I. Краткий рассказ о поэте.
Его отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве
(с обобщением изученного в 6—7 классах)
Концерт-миниатюра из произведений М.Ю. Лермонтова на историческую тему:
«Бородино» (фрагмент), «Песня про царя Ивана Васильевича…» (фрагмент), «Умирающий гладиатор», «Воздушный корабль», «Поле Бородина», «Два великана» (по выбору учителя).
Актуализация имеющихся знаний о воплощении исторической темы в творчестве Лермонтова:
— Выполнение заданий 2—3 из раздела учебника «Проверьте себя».
— Почему Лермонтова привлекали события русской и мировой истории?
— Какие события истории России отразились в произведениях поэта?
— Каково отношение поэта к историческим темам?
Рассказ учителя о страницах жизни и творчества Лермонтова, связанных с исторической темой, с включением подготовленного учащимися пересказа статьи «В гостях у Лермонтова. Осенний день в Тарханах» (см. практикум «Читаем, думаем, спорим…»).
Чтение и составление тезисов статьи учебника «Михаил Юрьевич Лермонтов» (Приложение 1):
ТАБЛИЦА Тезисы статьи учебника «Михаил Юрьевич Лермонтов» |
Вопрос | Тезис |
Как Лермонтов понимает историзм литературы? | |
Какие взгляды Лермонтова на историю отразились в раннем творчестве поэта и во второй половине 1830-х годов? | |
От чего, по мысли Лермонтова, зависит движение истории? Как зависимость человека от высших сил воплощена в поэме «Мцыри»? | |
Какие законы истории отразились в «Песне про царя Ивана Васильевича…» и обусловили её конфликт? | |
Как изменился взгляд Лермонтова на историзм литературы в начале 1830-х годов? Как дух эпохи отразился в стихотворении «Бородино»? | |
О каком историческом понимании России поведал Лермонтов в стихотворении «Родина»? | |
Работа с таблицей может быть завершена дома.
II. Эпиграф и сюжет поэмы
Чтение и обсуждение смысла эпиграфа к поэме «Мцыри»:
— Первоначальным (зачёркнутым) эпиграфом к поэме была фраза:
«On n’a qu’une seul patrie» («Отчизна бывает только одна»).
— Полный текст цитаты из Библии (церковнославянский текст):
«...вкушая, вкусих мало мёду, омочив конец жезла, иже в руце моей, и се аз умираю» (Первая книга Царств, слова Ионафана: гл. 14, ст. 43).
— Перевод на современный русский язык: «...я отведал концом палки, которая в руке моей, немного мёду; и вот я должен умереть».
— Иносказательный смысл цитаты — сожаление о том, что короток век человека, далеко не все радости жизни были изведаны.
Аналитическая беседа:
— Как связан эпиграф с сюжетом поэмы «Мцыри»?
— Предположите, почему героем своей поэмы Лермонтов делает монаха, попавшего в монастырь не по своей воле.
— Определите основные элементы сюжета поэмы «Мцыри»: экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию и развязку.
— Предположите, почему автор избирает для поэмы форму исповеди героя, давая объективный рассказ от лица автора только в главах 1—2.
III. Фрагменты поэмы в актёрском исполнении
Групповая работа.
Прослушивание и обсуждение поэмы «Мцыри» в актёрском исполнении.
Группа 1. Главы 1—7.
Ответы на вопросы 1—7 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».
Лексические и историко-культурные комментарии к словам и выражениям: Арагва, Кура, инок, за гранью дружеских штыков, Тифлис, серна, призреть, чернец, исповедь, обитель, алтарь, аул.
Как Мцыри попал в монастырь? Почему он убежал?
Как он относился к своей Родине, оставленной семье?
Что восхищало Мцыри на воле?
Группа 2. Главы 8, 11—13.
Лексические и историко-культурные комментарии к словам и выражениям: Божий сад, сакля.
Выполните задание из раздела учебника «Обогащаем свою речь».
Почему Мцыри воспринимал грозу восторженно?
Какие чувства овладели Мцыри при встрече с грузинкой?
Чем дороги Мцыри воспоминания об этой встрече?
Почему Мцыри чувствовал себя среди кавказской природы радостно и уверенно: это была его родина, он был молод и полон сил, он был частью этой природы? Обоснуйте свой ответ.
Группа 3. Главы 16 —19.
Лексические и историко-культурные комментарии к словам: навзничь, полог.
С какой целью автор «бросает» Мцыри на бой с барсом? Как характеризуют Мцыри его действия? В чём «сходство» Мцыри и барса?
Почему смерть барса Мцыри воспринимает как смерть равного себе существа?
Группа 4. Главы 20 (до слов «И вашей жалости позор»), 25, 26.
Лексические и историко-культурные комментарии к словам и выражениям: хоровод светил; куриться начал; ропот; жалости позор; коростель; к Тому, Кто всем законной чередой даёт страданье и покой.
Почему Мцыри смог победить барса, но не смог смириться с потрясением, что вернулся обратно в монастырь?
Что больше всего удручало Мцыри: тоска по родине, крушение надежд, жалость монахов? Обоснуйте свой ответ.
Почему Мцыри умирает: от голода и жажды; от болезни; от ран, полученных в битве с барсом; от душевного потрясения, что он не попал на родину? Аргументируйте свой ответ.
Практическая работа.
Характеристика особенностей поэзии русского романтизма на примере поэмы «Мцыри» (на уровне языка, композиции, образа времени и пространства, романтического героя).
Заполнение таблицы:
Характеристика особенностей поэзии русского романтизма на примере поэмы «Мцыри» |
Черты романтического произведения | Примеры из поэмы |
Субъективная позиция автора по отношению к изображаемому | |
Стремление автора не к воссозданию, а к пересозданию действительности (элементы фантаcтики, условности, символики, гиперболы и гротеска) | |
Идеи свободы человеческой личности | |
Интерес к исторической теме и сильным личностям | |
Выдвижение в качестве героя исключительной личности (одиночество героя, его неудовлетворённость действительностью, мятежный дух, бунт против миропорядка, стремление к недостижимому идеалу) | |
Провозглашение ценности человеческой личности, человеческой индивидуальности | |
Напряжённость чувств героев | |
Интерес автора к экзотическому, сильному, яркому, возвышенному | |
Статичность образов | |
Действие разворачивается в полуфантастическом, вымышленном мире | |
Трагическое двоемирие: герой осознаёт несовершенство мира и людей, но мечтает быть понятым ими | |
Субъективность и эмоциональность авторского языка | |
Обобщающая беседа по вопросу 2 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».
Итоговый вопрос:
Какие принципы романтизма отразились в поэме «Мцыри»?
Домашнее задание
Завершить заполнение таблиц.
Прочитать статью учебника «Начальное представление о романтизме» (Приложение 2) и подготовить её подробный пересказ.
Письменно ответить на итоговый вопрос урока.
Индивидуальные задания.
Подобрать иллюстрации разных художников к поэме «Мцыри» (или создать свою иллюстрацию) и подготовиться к их презентации и защите.
Приложение 1
МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ
(1814 — 1841)
На позиции художественного историзма в литературе вслед за Пушкиным переходит и Лермонтов. Поэт понимает историзм как совокупность признаков, определяющих национальное своеобразие. К таким признакам он относит климат, верования, язык, обычаи. Под их влиянием складывается характер народа и характер человека.
В начале своего творчества Лермонтов убежден, что история представляет собой арену борьбы свободы и тирании, добра и зла. Однако такой взгляд на историю во второй половине 1830-х годов утрачивает для поэта свою притягательность. Он проникается мыслью, что личное вольнолюбие и личное стремление к свободе при всей их ценности терпят крушение и что причиной катастрофы выступают не личные убеждения и пороки гордых и смело вступающих в борьбу с деспотизмом и его проявлениями героев, а стоящая над ними власть обстоятельств. Она мыслится сначала роковой предначертанностью событий, Божьей волей.
Мцыри чувствует свою зависимость не только от того, что, рожденный в естественной среде, он воспитывался в неволе монастыря, которая оставила неизгладимый «след» в его душе и повлияла на его судьбу, помешав обрести волю, но и зависимость своей участи от высших сил. Лермонтов дает понять, что движение истории зависит не только от усилий личности, но и от пока еще неясных, таинственных обстоятельств, которые управляют самой личностью.
От произведения к произведению историзм Лермонтова становился все более глубоким. Так, уже в «Песне про царя Ивана Васильевича... и удалого купца Калашникова» сам конфликт и характеры героев — Ивана Васильевича, Кирибеевича и Калашникова — определены укладом жизни в Древней Руси, ее обычаями, ее психологией и духовным строем, ее нравственными понятиями, образом жизни русских людей. Купец Калашников, его жена, его братья держатся старых патриархальных порядков. В их доме царит размеренный, веками укоренившийся быт. Таковы и отношения в семье: муж — защитник жены и младших братьев, которые ему подчиняются беспрекословно. В случае смерти или гибели мужа и старшего брата младшие занимают его место, берут на себя его долю ответственности и все заботы о семье. Поэтому они обещают Калашникову, если он будет побит в бою с Кирибеевичем, снова вступить в схватку с обидчиком. Но патриархальный быт уже терпит крушение. Его устои нарушают, с одной стороны, деспотический царь, который не подчиняется вековым обычаям, хотя сам же должен их соблюдать, и, с другой стороны, его слуга Кирибеевич, противопоставляющий общим народным установлениям личную волю, личный произвол. Царь тем самым ставит себя над народом, Кирибеевич не желает считаться с народной моралью. Конфликт в поэме перерастает семейно-бытовые рамки и превращается в исторический. В поэме Лермонтова, наполненной широким эпическим содержанием, повествуется о важном переломе в русской жизни, в русской истории.
В этой поэме Лермонтов на стороне купца Калашникова, который был выразителем вековой народной нравственности. Недаром о нем не забывает народ, сохранивший его имя в песнях и в своей памяти. По мысли поэта, единство с народом придает величие и бессмертие отдельному человеку.
Та же мысль, но с противоположным знаком присутствует и в поэме «Беглец». В отличие от купца Калашникова горец Гарун изменил обычаям, образу жизни своего народа и был обречен на одиночество и забвение.
С течением времени Лермонтов перестал изображать, как это было в начале 1830-х годов, своих героев, взятых из истории, носителями современного ему сознания. Он уже не переносил исторические, социальные, психологические понятия, свойственные его времени, в прошедшие исторические эпохи. Герои Лермонтова думали и говорили так, как они могли думать и говорить в те годы, когда они жили и действовали. Это особенно хорошо видно в стихотворении «Бородино», где передано патриотическое чувство русских людей, в том числе старого солдата-артиллериста, рассказывающего своим языком с присущими ему живыми интонациями о сражении при Бородине. С глубоким сожалением Лермонтов передает и свое ощущение: нынешнее племя стало мельче, в нем нет богатырей, подобных старым русским воинам, победившим в Отечественную войну 1812 года. Это досадное переживание сменялось, однако, более светлым, в котором сквозила надежда.
Через три года Лермонтов написал знаменитую «Родину», где вновь сказал о богатырстве в России и о любви к ней. Теперь родина представилась ему страной, как бы предназначенной для жизни богатырей: бесконечные степи, огромные просторы, широкие, подобные морям реки. Но поэт увидел и другую сторону: печаль, бедность, скромный быт. В этих противоречиях открылась поэту Россия, и, признаваясь в любви к ней, он искренне радовался нехитрому довольству крестьянской жизни, если ему удавалось его заметить. В таком понимании России Лермонтову помог подлинный историзм. Он стал складываться в его творчестве по мере постижения жизни народа в прошлом и настоящем.
В. Коровин (Источник: Литература, 8 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./авт.-сост. В. Я. Коровина)
Приложение 2
НАЧАЛЬНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
О РОМАНТИЗМЕ
Романтизм — художественное направление в искусстве и литературе большинства стран Европы, в том числе и России, а также в литературе США.
Общей исторической почвой, на которой возник европейский романтизм, явилась переломная эпоха, связанная с Великой французской революцией (1789), с ощущением безграничной свободы личности и одновременно невозможностью в полной мере осуществить эту свободу в реальной действительности. Таким образом, романтизм изначально противоречив и проявился в литературе именно в этой противоречивости — как очарование возможностями личности, ставшей свободной, и как разочарование личности, не способной на деле воспользоваться свободой для полного и гармоничного расцвета.
Личность и земной мир в лице государства, общества, быта и личность в романтизме — враги, и согласие между ними невозможно. Вместе с тем личность может влиять на внешний мир в положительном или отрицательном смысле, так же, как внешний мир может влиять на личность. Но в ходе всегда непримиримого конфликта личность чаще всего гибнет, оставаясь верной своим убеждениям. Внешний мир может погубить романтического героя, но не может изменить его душу. Он не властен над внутренним содержанием личности.
Таким образом, в романтизме мир и герой резко противопоставлены друг другу. Отсюда возникает основной принцип романтического изображения — контраст, обнаженное и бескомпромиссное столкновение главных героев, которые отстаивают противоположные нравственные ценности. При этом художник-романтик не ставит перед собой задачи точно воспроизвести реальную действительность. Его цель — передать свое отношение к ней, создать свой, вымышленный образ мира, чтобы с помощью контраста героя с окружающей жизнью выразить свой идеал и свое неприятие отрицаемого им мира. Стало быть, события, происходящие в романтических произведениях, важны для раскрытия особенностей личности, которая интересует автора. Художник-романтик, в частности Лермонтов, в разнообразных формах стремится воспроизвести трагедию современного человека и свое отношение к неудовлетворяющей и отвергаемой действительности,
Где не умеют без боязни
Ни ненавидеть, ни любить.
Литература романтизма выдвинула своего героя, чаше всего выражающего авторское отношение к действительности.
Романтическая картина мира контрастна, она представляет собой скопление противоположностей: божественное — дьявольское, возвышенное — низменное, небесное — земное, истинное — ложное и т. д. Романтик находится в вечном противоречии с действительностью. Согласно романтизму, мир совершенен и прекрасен как замысел и несовершенен как воплощение. Поэтому истинной родиной для романтика выступает небесный мир, находящийся за гранью мира земного. К этому идеальному миру романтик устремлен всей душой, всем сердцем. От тусклого, унылого, скучного «здесь», от дольнего мира романтик порывается к очаровательному «там», к миру горнему. Так возникает романтическое двоемирие.
Романтический герой неотделим от авторского «я». Именно герой высказывает или выражает своим поведением тайные мысли и чувства автора. Герой романтизма — носитель истинно человеческого нравственного начала, которого лишена действительность. Поэтому для окружающих людей он предстает странным. Его странность проступает в портрете (одухотворенная красота, уродство или физическое безобразие, оттеняющее высокую человечность, болезненная бледность, выразительный взгляд необыкновенно умных и проницательных глаз), в поведении (герой поступает не так, как обычные люди, его поведение выбивается из существующих норм и приличий). Так образуется целый ряд романтических типов (наивный чудак, детски простодушный и в глазах общества смешной, трагический одиночка и мечтатель, романтический бродяга или разбойник, разочарованный наблюдатель, демоническая личность, испытывающая трагический разлад с действительностью и самим собой, патриот и гражданин, автобиографический образ, безумный художник, причастный к тайне творчества). Эти романтические герои появляются на фоне особых пейзажей. Природа рисуется романтику вольной стихией, неподвластной человеческому произволу. Поэтому пейзаж всегда таинствен, неопределенен: чаще всего избираются либо рассвет, либо вечерние сумерки, либо ночь. Романтик предпочитает бурные стихийные проявления природы или покой, а также прихотливую изменчивость состояний природы.
Романтический герой — исключительная и часто таинственная личность, которая пребывает обычно в исключительных обстоятельствах. Столкновение внешних событий перенесено во внутренний мир героя, в душе которого происходит борьба добра и зла. В результате такого воспроизведения характера романтизм чрезвычайно высоко поднял ценность личности, неисчерпаемой в своих душевных глубинах, открыв ее неповторимый внутренний, мир. Человек в романтических произведениях также воплощен с помощью контраста, антитезы: с одной стороны, он понят венцом творения, а с другой — безвольной игрушкой в руках судьбы, неведомых и неподвластных ему сил, играющих его чувствами. Поэтому он часто превращается в жертву своих собственных страстей.
(Источник: Литература, 8 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./авт.-сост. В. Я. Коровина).
Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 8 классе. — М.: Просвещение, 2017.