СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 25. А. А. Фет. «Учись у них — у дуба, у берёзы...» 6 класс.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основное содержание урока. Природа как естественный мир истинной красоты, как мерило нравственности. Краски и звуки в пейзажной лирике. Гармоничность и музыкальность поэтической речи. Развитие понятия о звукописи. Стихотворение в актёрском исполнении.

Просмотр содержимого документа
«Урок 25. А. А. Фет. «Учись у них — у дуба, у берёзы...» 6 класс.»

Урок 25. А. А. Фет. «Учись у них — у дуба, у берёзы...»

Основное содержание урока.
Природа как естественный мир истинной красоты, как мерило нравственности. Краски и звуки в пейзажной лирике. Гармоничность и музыкальность поэтической речи. Развитие понятия о звукописи. Стихотворение в актёрском исполнении.

Основные виды деятельности.
Восприятие и выразительное чтение стихотворения (в том числе наизусть). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров (см. задания фонохрестоматии). Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Чтение и обсуждение данной в учебнике интерпретации стихотворения.

I. Выразительное чтение учителем стихотворения «Учись у них — у дуба, у берёзы...».

II. Ответ на вопрос 4 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

Групповая работа:

Группа 1.

Проанализируйте композицию стихотворения «Учись у них — у дуба, у берёзы...».
Можно ли утверждать, что она основана на противопоставлении двух частей и двух образов: зимы и весны? Можно ли считать эти образы символами? Обоснуйте свою позицию.
Какой скрытый смысл заключён в упоминании конкретных времён года?

Группа 2
Найдите в стихотворении глаголы в повелительном наклонении.
Подумайте, к чему призывает лирический герой своих читателей.
Чему и с какой целью они должны учиться «у дуба, у берёзы»?

Группа 3
Найдите в словаре толкование понятия аллитерация.
Найдите в стихотворении аллитерации. Какие образы и настроения они создают?

Группа 4
Какие картины природы поэт создаёт с помощью эпитетов, олицетворений и метафор? Как они помогают лучше понять стихотворение? Ответ на вопрос 2 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

Группа 5
Как вы понимаете выражения жестокая пора, напрасные... слёзы, холод лютый, скорбящая душа?
Какой символический смысл они придают стихотворению?

Группа 6
Ответ на вопрос из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».
Почему с образом весны поэт связывает такие слова и выражения, как гений, для новых откровений, переболит?

III. Практическая работа.
Составление цитатной таблицы «Краски и звуки в лирике Фета»



ЦИТАТНАЯ ТАБЛИЦА
«Краски и звуки в лирике Фета»


Название стихотворения

Краски

Звуки

«Ель рукавом мне тропинку завесила...»

 

 

«Ещё майская ночь»

 

 

«Учись у них — у дуба, у природы...»

 

 





IV. Развитие понятия о звукописи

Что такое звукопись? Почему этот приём так называется? Чем различаются ассонанс и аллитерация?

Какие согласные звуки чаще других употреблены в первой строфе?

Какие слова они соединяют в один смысловой ряд? Какова роль аллитерации в строфе?

Найдите аллитерации во второй строфе и объясните их роль в тексте.

Попытайтесь найти ассонансы в последней строфе. Какова их роль?

Как звукопись помогает сделать поэтическую речь гармоничной и музыкальной?

V. Прослушивание и рецензирование актёрского чтения стихотворения.

Стихотворение в актёрском исполнении

Ответы на вопросы 1, 2 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».

Итоговые вопросы:

Какова роль звукописи в стихах Фета?

Как она помогает понять стихотворение?

Домашнее задание

Подготовить выразительное чтение стихотворения наизусть.

Письменно ответить на вопрос «Какова роль звукописи в стихах Фета (на примере 1—2 стихотворений)?»



Источник:  Беляева Н.В. Уроки литературы в 6 классе. — М.: Просвещение, 2021.