Педагогические задачи: через восприятие произведения донести до обучающихся мысль о том, что надо бороться со страхом; способствовать формированию навыков выразительного и осознанного чтения, представлений о том, что для достижения цели нужно проявлять упорство и настойчивость; совершенствовать навык выразительного чтения; содействовать воспитанию смелости, целеустремленности, настойчивости, упорства, развитию воображения, памяти, внимания, устной речи.
Просмотр содержимого документа
«Урок 27. БРАТЬЯ ГРИММ «МАЛЕНЬКИЕ ЧЕЛОВЕЧКИ». БРАТЬЯ ГРИММ «ТРИ БРАТА» .»
Урок 27. Братья Гримм «Маленькие человечки».
Братья Гримм «Три брата» (дополнительное чтение)
Тип урока: изучение нового материала |
Педагогические задачи: через восприятие произведения донести до обучающихся мысль о том, что надо бороться со страхом; способствовать формированию навыков выразительного и осознанного чтения, представлений о том, что для достижения цели нужно проявлять упорство и настойчивость; совершенствовать навык выразительного чтения; содействовать воспитанию смелости, целеустремленности, настойчивости, упорства, развитию воображения, памяти, внимания, устной речи |
Планируемые результаты |
Предметные: работают с текстом сказки (выделяют созвучия и повторы, изменяют темп чтения); пересказывают сказку, понимают смысл понятий сказка, бытовая сказка, народная сказка | Метапредметные: познавательные: овладевают приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения; осознанно и произвольно строят речевые высказывания; выделяют существенную информацию из текста; строят рассуждения; регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свое действие; адекватно воспринимают оценку; оценивают правильность выполнения действия; коммуникативные: осуществляют конструктивные способы взаимодействия | Личностные: осознают значимость чтения; испытывают потребность в систематическом чтении; проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное; высказывают свою точку зрения и уважают мнение собеседника |
Образовательные ресурсы: выставка книг, портрет братьев Гримм; карточки, изображения маленьких человечков – героев разных литературных произведений |
Организационная структура урока
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности |
I. Организация начала урока | Внимание, девочки! Внимание, мальчики! Заливистый школьный звонок Позвал опять на урок | Оценивают свою готовность и настрой на работу | Осуществляют самооценку готовности к уроку |
II. Повторение пройденного | Игра «Вспомни и назови». (См. ресурсный материал.) – Какие бывают сказки? – Чем отличается народная сказка от авторской? | Читают, называют сказку и автора. – Авторские и народные. – Народную сказку создает народ, а авторскую – писатель | Дают оценку деятельности. Осуществляют контроль и оказывают в сотрудничестве взаимопомощь партнеру |
III. Постановка учебной задачи | – Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одной сказкой братьев Гримм «Маленькие человечки» | Внимательно слушают | Устанавливают связь между целью деятельности и ее результатом. Осуществляют самоконтроль. Совместно с учителем и одноклассниками дают оценку деятельности на уроке |
IV. Работа по теме урока. 1. Знакомство с произведением | Демонстрирует портрет писателей. – Как вы думаете, какими были братья Гримм? – Почему вы так думаете? – Братья Гримм всю свою жизнь бережно собирали и хранили немецкие народные сказки и другие произведения фольклора. Многие из этих сказок легли в основу тех сказочных произведений, которые создали Якоб и Вильгельм Гримм. Якоб и Вильгельм Гримм родились в небогатой семье, учились в университете и там же работали. Это немецкие писатели. Они были погодки, очень дружны. Никогда не расставались и не унывали. Их книгами можно было заполнить целый шкаф. Братья написали целых три тома сказок. – Какие литературные произведения или кинофильмы о маленьких человечках вы знаете? | – Добрыми, отзывчивыми. – Потому что они писали сказки для детей. – «Оле-Лукойе», «Дюймовочка», «Золотой ключик, или Приключения Буратино», «Приключения Карандаша и Самоделкина», «Волшебник Изумрудного города» |
Физкультминутка | Мы устали чуточку, Отдохнем минуточку. Поворот, наклон, прыжок, Улыбнись давай, дружок. Еще попрыгай, раз, два, три! На соседа посмотри, Руки вверх и тут же вниз, И за парту вновь садись | Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя | Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя |
2. Анализ сказки | – Прочитайте, как жил и что делал сапожник до появления человечков. – Почему сапожник заснул сладким сном? – Почему сапожник и его жена решили сшить одежду человечкам? – Найдите ответ на вопрос в сказке и прочитайте | | |
V. Итог урока. Рефлексия | – Что мы сегодня читали? – Кто написал сказку? – О ком эта сказка? – Чему учит эта сказка? – Продолжите предложения: • Сегодня на уроке я узнал ... • На уроке мне было ... | Отвечают на поставленные вопросы, слушают ответы сверстников. Приводят примеры жизненных ситуаций. Выбирают по одному предложению и высказываются (по цепочке) | Умеют проводить самооценку на основе критерия успешной учебной деятельности. Адекватно реагируют на трудности |
Домашнее задание | Перечитать сказку; прочитать другую сказку братьев Гримм (по выбору) | Записывают задание на дом, задают вопросы | Осуществляют постановку вопросов (инициативное сотрудничество) |
Ресурсный материал
Игра «Вспомни и назови»
Ученик 1. «Взял золото мужичок и идет домой, а навстречу ему барышник – целый табун лошадей гонит: «Здравствуй, старик! Откуда бог несет?» – «Из города, от богатого купца». «Что же тебе купец дал?» – «Кусок золота в конскую голову». – «Отдай мне золото, возьми лучшего коня». Взял старик лучшего коня, поблагодарил и пошел дальше». (Сказка К. Д. Ушинского «Мена».)
Ученик 2. «Воротился старик ко старухе, / Рассказал ей великое чудо: / «Я сегодня поймал было рыбку, / Золотую рыбку, не простую; / По-нашему говорила рыбка, / Домой в море синее просилась, / Дорогою ценою откупалась: / Откупалась, чем только пожелаю. / Не посмел я взять с нее выкуп; / Так пустил ее в синее море». / Старика старуха забранила: / «Дурачина ты, простофиля! / Не умел ты взять выкупа с рыбки! / Хоть бы взял ты с нее корыто, / Наше-то совсем раскололось». (А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».)
Ученик 3. «Привела ведьма Аленушку на реку. Кинулась на нее, привязала Аленушке на шею камень и бросила ее в воду. А сама оборотилась Аленушкой, нарядилась в ее платье и пришла в ее хоромы. Никто ведьму не распознал. Купец вернулся – и тот не распознал». (Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».)
Ученик 4. «Есть на свете люди хорошие, есть и похуже, есть и такие, которые своего брата не стыдятся. К таким-то и попала Крошечка-Хаврошечка. Осталась она сиротой, взяли ее эти люди, выкормили и над работой заморили: она и ткет, она и прядет, она и прибирает, она и за все отвечает». (Русская народная сказка «Хаврошечка».)