СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок № 27 Тема: Помощники царевны. Народная мораль, нравственность. 5 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок № 27 Тема: Помощники царевны. Народная мораль, нравственность. 5 класс»

Урок № 27

Тема: Помощники царевны. Народная мораль, нравственность.

Цель:  Формирование основ читательской культуры как части общей культуры

человека.

Задачи: Образовательная – продолжить знакомство учащихся с творчеством

А. С. Пушкина; познакомить с понятиями мораль и нравственность; совершенствовать речевые навыки; развивать умение вести беседу. Развивающая – создать условие для развития у учащихся рефлексивных навыков, умений анализировать художественное произведение, работать над литературоведческими понятиями. Воспитательная – воспитывать культуру общения; любовь к жизни, веру в торжество добрых начал.

Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

  3. Этап актуализации и пробного учебного действия.

  1. Продолжаем комплексную работу над текстом сказки.

— Что такое рифма? Как рифмуются строки в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях»?

Эпизод шестой. «И молва трезвонить стала...»

— Какую картину вы представляете, читая строки:

И молва трезвонить стала:

Дочка царская пропала!

— Где вы уже встречали слово тужит? Подберите синонимы.

Эпизод седьмой. «И царевна очутилась // В светлой горнице...»

— Что делает царевна, оставшись одна в лесу?

— Почему автор называет жилище богатырей не домом или избой, а теремом?

Терем — дом в виде башни в Древней Руси.

— Как вы понимаете слова и выражения подворье, горница, подбираясь, взялася за кольцо?

Горница — чистая половина крестьянской избы.

— Что увидела царевна на подворье и в горнице?

— Почему девица решила, что тут «люди добрые живут»?

— Что сделала в доме царевна?

Дети отметят трудолюбие царевны, ее умение работать по дому. Это соответствует сказочному канону: положительная героиня не только красива и скромна, но и умеет трудиться, выполнять самую черную работу.

— С какой интонацией мы будем читать этот эпизод?

3) Этап локализации индивидуальных затруднений

Эпизод восьмой. «Входят семь богатырей...»

— Как вы представляете себе богатырей?

— Почему к незваному гостю обращается старший из братьев? Царевна проявляет особую деликатность, сойдя к богатырям только после слов, обращенных к девице. Но возможно и иное толкование речи старшего брата и поступка царицы: будем иметь в виду, что жизнь в традиционном обществе подчинялась ритуалам и в описанной сцене и богатыри, и царевна соблюдают такой ритуал. (Людей, не соблюдавших установленные ритуалы, общество просто отвергало.)

Обратим внимание на неторопливое и ритмичное чтение ритуального обращения брата к гостю.

Эпизод девятый. «И царевна к ним сошла...»

— Что сказала братьям царевна?

— Как вы понимаете слова:

Вмиг по речи те спознали,

Что царевну принимали...?

Речь княжеская и царская очень сильно отличалась от речи простого народа, и богатыри вмиг узнают по речи, кто к ним пожаловал.

— Как принимали богатыри свою гостью? Как вела себя царевна?

Богатыри ей воздали честь как смогли. Посадили в красный угол под иконы — на самое почетное место, рюмку подавали на подносе. И пьет, и кусочек пирожка откусывает царевна так, как этого не может делать простая крестьянка. Отдыхать с дороги она просится не на лавку, не на лежанку, а на кровать (в простых крестьянских избах кроватей не было).

— Найдите в этом отрывке слова и выражения, которые в наше время употребляются редко. Как вы их понимаете?

Ученики назовут «хозяям», «что-де», «звана», «спознали», «полну», «От зеленого вина // Отрекалася она...», «светлица». Важно поработать со словом отрекалася, выделить корень, подобрать однокоренные слова: речь, изрекать, пророк. Далее в тексте мы еще встретимся со словом, имеющим тот же корень.

Эпизод десятый. «А царевна молодая // Все в лесу...»

— Как проводят дни богатыри?

В классе у внимательных учеников может возникнуть вопрос: почему татары оказываются в одном времени с «пятигорскими черкесами» (война на Кавказе)? Автор объединяет признаки разных времен: борьбу с татарами, войну на Кавказе, чтобы показать вневременность сказки. Главный вывод при чтении этого эпизода: хозяева терема — богатыри, воины.

— Что ценит царевна в богатырях?

— Как вы понимаете строки: «Им она не прекословит, // Не перечут ей они»?

Со словами прекословит и перечут проведем словарную работу, чтобы дети смогли ввести их в свою речь.

Эпизод одиннадцатый. «Братья милую девицу // Полюбили...»

— Как братья сватаются к царевне? Почему речь опять держит старший брат?

В речи старшего брата мы видим ритуальную формулу, употреблявшуюся во время сватовства: сравнение девушки с красным товаром, сватов с купцами.

Эпизод двенадцатый. «Как мне быть? Ведь я невеста...»

Царевна отвечает так, как может отвечать на такое предложение идеальная женщина: просто, искренне и с достоинством. Обратим внимание на вежливость слов царевны, которыми она отвергает женихов, на напевность и ласковое обращение к богатырям.

— Почему царевна не может выйти замуж за одного из братьев?

— Вспомним: «Сват приехал, царь дал слово...»

— Как вы понимаете слово удалы!

4) Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений

Эпизод тринадцатый. «Спрос не грех. Прости ты нас...»

Отметим в речи богатыря пословицу «Спрос не грех», в речи царевны прощение и в то же время извинение перед братьями: «...отказ мой не вина».

Ученики понимают, что в сказке они имеют дело с особой, сказочной реальностью, но наивно-реалистическое восприятие, свойственное в особенности детям 5 класса, заставляет их спрашивать: почему царевна жила у богатырей и не захотела вернуться домой с помощью богатырей, известить о себе отца и жениха?

Предположим, что она вернется туда одна и разоблачит мачеху, — та все равно использует свое коварство и сумеет добраться до нее прежде, чем царь решит, что делать с вероломной женой.

Царевна могла бы опереться на поддержку семи богатырей, т. е. могла бы использовать их любовь и верность. Но она решает поступить иначе. Царевна спокойно хозяйничает в доме богатырей, как бы решив про себя, что на все Божья воля и чему быть — того не миновать.

Эпизод четырнадцатый. «Между тем царица злая...»

— Почему перед зеркальцем царица «забыла гнев»?

— Как царица узнала, что царевна жива?

— Царевна жила «без всякой славы», почему же царица не могла оставить ее в покое?

— Чем угрожала царица Чернавке?

Рогатка — это железный ошейник на преступника или раба с долгими шпеньками наружу.

— Какие редкие или простонародные слова и выражения вам встретились в этом отрывке?

Отметим «дулась», «хватилась», «правду доложи», «средь зеленыя дубравы», «налетела на Чернавку», «призналася», «...положила иль не жить...».

— Какие черты к портрету царицы добавляет выражение: «И царица налетела // На Чернавку...»?

— С какой интонацией вы прочитаете реплику царицы, обращенную к Чернавке?

5) Этап включения в систему знаний и повторения.

Эпизод пятнадцатый. «Раз царевна молодая...»

Этот эпизод является кульминацией всей сказки. Он самый большой по размеру и самый драматичный. Перед тем как прослушать его в исполнении ученика, выясним, что значит словочерница (дети иногда думают, что черница — это Чернавка).

Черница — монахиня (монахи и монахини ходили в черных одеждах, поэтому появились слова чернецчерница).

— Как царевна обращается к чернице, к псу?

— Почему пес бросался на черницу? Как он хотел спасти царевну?

Готовясь к выразительному чтению отрывка, вспомним, что такое ритм.

В «Сказке о мертвой царевне...» — чередование слогов, размеренное на всем протяжении сказки. Но ритм в разных частях сказки (и этого эпизода в том числе) отличается от основного. С помощью прилагательных и повторения звука [о] Пушкин создает плавный, медленный ритм при описании яблочка:

Оно

Соку спелого полно,

Так свежо и так душисто,

Так румяно-золотисто,

Будто медом налилось!

Возьмем другой отрывок:

Вбежав,

Пес на яблоко стремглав

С лаем кинулся, озлился,

Проглотил его, свалился

И издох.

Ритм этого отрывка быстрый, стремительный, отрывистый. Такое впечатление возникает от употребления нескольких глаголов подряд. Это соответствует содержанию текста.

— Найдите другие строки, в которых ритм убыстряется благодаря употреблению глаголов.

— Нравится ли вам иллюстрация Т. Мавриной к сказке (с. 102)? Почему?

6) Этап обобщения затруднений

Эпизод шестнадцатый. «...Не досталась никому, // Только гробу одному»

— Как вы думаете, почему пес бросился на яблоко и проглотил его?

— Почему богатыри не сразу решились похоронить царевну?

Отметим различную динамику этого отрывка: быстроту событий («Прискакали, // Входят — ахнули») и плавность, некоторую замедленность, которая передает печаль богатырей.

Продолжаем работу с лексикой сказки, отметим слова и выражения «путь им кажет», «стремглав», «Напоено // Было ядом знать оно», «под крылышком у сна», «не восстала ото сна», «в полуночную пору».

— С какой интонацией звучат прощальные слова старшего богатыря?

При выразительном чтении передадим торжественность и печаль прощальной речи.

7) Этап обобщения изученного на уроке

Давайте сделаем вывод: в каждой сказке есть мораль, (вспомним что это), т.е. то, чему нас учит она. Скажите, пожалуйста, сколько злых героев вы встретили? (МАЧЕХА) Эпизод семнадцатый. «В тот же день царица злая...» - Казалось бы, зло торжествует. Почему мы верим, что добро все равно победит зло? - Что это значит? (ЧТО ДОБРЫХ ЛЮДЕЙ БОЛЬШЕ, И ОНИ ВСЕГДА ПОБЕЖДАЮТ) - А злая мачеха была красивой? А царевна? Но почему нам милее царевна? (потому что она красива была и душой, т.е. была доброй, значит, существует красота не только внешняя, но и внутренняя)

8) Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

-Заинтересовала вас тема?

-Будете ли вы в дальнейшем читать сказки?

- Выставьте отметки друг другу.

- Чем запомнится вам сегодняшний урок?

9) Этап конструирования собственной деятельности

Домашнее задание

Озаглавить эпизоды до конца сказки. Подготовить выразительное чтение наизусть одного-двух отрывков (по выбору учащихся).

Индивидуальное задание

Подготовить краткое сообщение о музыкальных произведениях, созданных по сказкам Пушкина.