Урок № 32
Тема: М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. Стихотворение «Бородино».
Цель: Ознакомить с биографией и творчеством М.Ю. Лермонтова, познакомить с
историей создания стихотворения «Бородино»; прививать интерес и уважение к
героическому прошлому России; развивать навыки монологической речи
Планируемые результаты: знание основных сведений о жизни и творчестве
М.Ю. Лермонтова, истории создания стихотворения «Бородино»; понимание
исторического значения Бородинской битвы в Отечественной войне 1812 года;
элементами анализа текста, умение находить их в тексте.
Ход урока
Организационный момент
Работа по теме урока
Знакомство с жизнью и творчеством писателя.
Слово учителя.
Знаменитый поэт появился на свет в 1814 году в обедневшей семье дворян. Мальчику не было и трех лет, когда его мать скончалась, и его отец вынужден был отбыть в Пензенскую губернию имение Тарханы. Оставшись на попечении бабушки - Елизаветы Алексеевны Арсеньевой, мальчик стал смыслом ее жизни. Михаил тяжело перенес разлуку с отцом и раннюю смерть матери.
Тем не менее он был окружен заботой и вниманием пожилой женщины настолько хорошо, что у него не было свободного времени страдать. В усадьбе в Тарханах он с интересом брался за игру на музыкальных инструментах, занимался лепкой. Образование на дому, благодаря стараниям бабушки, было на высоком уровне. В результате он был хорошо подготовлен для поступления в учебные заведения, знал французский и немецкий языки, много читал.
Первая поездка на Кавказ стала запоминающимся событием в его жизни, хотя цель посещения была не столь радостной. Мальчику необходимо было укрепление здоровья, так как он был слишком болезненным. Бабушка сопровождала внука повсюду.
В 1828 году Лермонтов стал студентом Московского благородного пансиона. Годы, проведенные в его стенах, связаны с первым творческим опытом. Большие по объему произведения Лермонтов пишет обучаясь в университете Москвы. Однако закончить его не удается. Этому мешает противоречивый характер юноши и ссоры с преподавателями.
На этом обучение его не заканчивается. Молодой человек поступает в 1832 году в военную гимназию. В это время события, связанные с гибелью А. С. Пушкина, он описывает в стихотворении "Смерть поэта". За попытку выразить на бумаге призыв к революции Лермонтова ссылают на Кавказ. Однако он не унывает, находя там себе занятия по душе в знакомстве с природой, увлекается основами живописи, местными достопримечательностями.
Находясь на Кавказе, М. Ю. Лермонтов нередко скучал по родным местам, поэтому с помощью бабушки он вернулся в Петербург. Там он начинает все чаще выходить в свет, знакомиться с известными людьми, заводит друзей. Наблюдения за жизнью светского общества не прошли даром. Они выливаются в драму "Маскарад".
Позже поэт должен был вновь вернуться на Кавказ. Но его постоянно мучает предчувствие беды. Очередная ссылка 1841 года становится последней в его судьбе. Возвращаясь из нее, писатель в вступает в словесную перепалку с давним другом Н. Мартыновым. Последний вызывает поэта на дуэль. Рана, нанесенная Лермонтову, оказывается смертельной. Елизавета Алексеевна мучительно переносит известие о смерти любимого внука. Похоронен поэт в Тарханах.
Историческая справка.
12 июня 1812 года огромная наполеоновская армия вторглась в Россию. Два месяца продолжалось отступление русских войск. 26 августа 1812 года под Бородино, деревне в 124 км к западу от Москвы, произошло генеральное сражение Отечественной войны. Перед сражением французским войскам зачитали приказ Наполеона, который пытался возбудить в них боевой дух, надежду на богатую добычу, удобные квартиры в Москве и громкую славу в случае победы. В русской армии, которой командовал Кутузов, отслужили торжественный молебен и понесли вдоль линии войск, считавшуюся чудотворной, икону Смоленской Божьей Матери. Русские солдаты понимали, что в сражении решается судьба Москвы, а значит – России.
Вот как вспоминает это сражение один из очевидцев: «Трудно себе представить ожесточение обеих сторон в Бородинском сражении. Многие из сражавшихся побросали свое оружие, сцеплялись друг с другом, раздирали друг другу рты, душили один другого в тесных объятиях и вместе падали мертвыми. Кавалерия скакала по трупам, как по бревенчатой мостовой, втискивая трупы в землю, пропитанную кровью; раскаленные пушки не могли выдержать действие пороха и лопались с треском…»
Потери русских составили 46 тыс. человек, французы потеряли, по русским данным, от 50 до 58 тыс. человек. В резерве у русских сохранилось не более 5 тыс. человек, у французов – вся гвардия (19 тыс. человек). Сломить русское войско не удалось, но оно было обескровлено.
Вскоре после Бородинской битвы была учреждена медаль. В указе об ее учреждении говорилось: «Воины! Славный…год, в который…поразили вы лютого и сильного врага… минул; но не пройдут и не умолкнут… громкие дела и подвиги ваши. Потомство сохранит их в памяти своей!».
Выразительное чтение и обсуждение стихотворения.
- Каковы ваши первые впечатления от прочитанного?
- Какова форма этого стихотворения? (Примерный ответ. Диалог, а затем монолог).
- Почему Лермонтов использует диалог для рассказа о событиях?
- Почему диалог переходит в монолог?
- Как вы себе представляете внешность рассказчика?
- Можем ли мы судить о происхождении этого человека, старого солдата? (Примерный ответ. О простом происхождении рассказчика говорит то, чтот он был солдатом-артиллеристом, а также речь героя, в которой есть просторечия и искажения: ушки на макушке, мусью, бусурманы).
4. Словарная работа.
Обратите внимание на слова, которые встретятся нам в произведении, постарайтесь запомнить их значения:
Редут (франц.) – квадратное земляное укрепление на поле боя;
Мусью (разг. народн.): мсье, месье (франц.) – сударь, господин;
Картечь – артиллерийский снаряд, наполненный круглыми пулями, широко рассеивающимися при выстреле;
Лафет – боевой станок, на котором укрепляется ствол артиллерийского орудия;
Бивак – стоянка войск под открытым небом;
Кивер – высокий военный головной убор из твердой кожи;
Булат – оружие из булатной стали – стали особой закалки;
Улан, драгун – солдаты конных полков;
Басурманы – люди другой веры, иноземцы, здесь: враги.
А теперь нам помогут знания, полученные на уроках русского языка. С точки зрения лексики, что это за слова?
Это слова иноязычного происхождения, слова-термины, в основном слова военной терминологии.
5. РАБОТА НАД СОДЕРЖАНИЕМ СТИХОТВОРЕНИЯ.
- Вспомните из истории, сколько лет служили в армии солдаты в 19 веке? (25 лет).
- Давайте посмотрим, как построено стихотворение?
(Первая и вторая строфа стихотворения представляет собой диалог. Молодой солдат-новобранец задает вопрос старому солдату).
Верно, сейчас 1837 год, он служит последний год, а следовательно начинал свою службу как раз в 1812 году. Далее следует рассказ этого солдата. Посмотрите на картину П. Е. Заболоцкого “Старый солдат”. Именно таким увидел художник этого солдата. Что вы можете сказать об этом солдате? Каков он?
- Какой вопрос волнует молодого солдата? (Его волнуют события Бородинского сражения, но вместе с тем он не понимает, почему была сдана Москва)
Нелегко слышать скрытый упрек ветерану.- С чего начинает солдат свой ответ? Как эти слова связаны с дальнейшим повествованием? (Он гордостью говорит о славных людях - богатырях, участниках Бородинского сражения и сравнивает их с “нынешним племенем”). Чтобы подтвердить свой ответ он обращается к картинам прошлого.
Молодой солдат уверен, что сдача Москвы не является следствием поражения русской армии. Какими словами это выражается? (“ведь не даром”, “ведь были схватки боевые, да говорят, еще какие”)
Во второй строфе заключается ответ ветерана. Теперь это монолог. Старый солдат погружен в воспоминания. Как это можно отразить интонационно? (Речь становится замедленной)
- Какова основная мысль этой строфы? (“Да, были люди в наше время”)
Чему посвящена третья строфа стихотворения? (Кратко излагается ход Отечественной войны и дана исторически верная характеристика настроений русской армии во время отступления).
Четвертая строфа начинается со слов: “И вот нашли большое поле.” Где оно? (Это Бородинское поле, близ села Бородино)
Что рисует фраза “Есть разгуляться где на воле” (широту русской души и мощь русской армии).
“Забил снаряд я в пушку туго...”- впервые солдат-рассказчик упоминает о себе. До этих слов и дальше он не отделяет себя от народной массы.
- Кем служил молодой солдат, судя по его словам? (Артиллеристом).
А каких ребят брали в артиллерию? (Невысоких, кряжистых, сильных). Верно, ведь это очень тяжелая работа.
В седьмой строфе Лермонтов рисует два лагеря накануне главного сражения - русский и французский. Давайте их сравним: ликование у французов, т.к. они привыкли к легким победам и считали себя уже победителями. А в лагере русской армии царит тишина. Солдаты сосредоточены, серьезны, заняты подготовкой к предстоящему сражению. В этой строфе большую роль играют прилагательные “бивак открытый”, “кивер избитый” и др.
А вот следующая строфа, здесь уже чувствуется движение проснувшегося и готовящегося к бою лагеря. Потому что здесь используются глаголы совершенного вида. Обратите внимание, с какой теплотой солдат-ветеран вспоминает своего командира. Как вы понимаете слова: “рожден был хватом”? (Это человек ловкий, умный, удалой).
Всего одним выражением раскрывается сила влияния командира на солдат, которые на призыв своего командира- “отца” отвечают клятвенным обещанием умереть под Москвой, защищая подступы к сердцу Родины. Найдите в тексте строки, подтверждающие это.
И умереть мы обещали
И клятву верности сдержали
Мы в бородинский бой.
И вот бой начался. Как отражена динамичность боя? (Автор использует большое количество глаголов). Давайте их перечислим. Чем еще увеличивается впечатление динамичности? (фотографическим перечислением предметов и действий)
Как передана ожесточенность боя, какими выражениями (“гора кровавых тел”, “рука бойцов колоть устала”; нагромождением образов, созданное перечислением (“смешались в кучу кони, люди”), звуки орудий).
Как вы думаете, с какой интонацией мы должны это читать? (Усиление голоса, нагнетающая интонация)
Обратите внимание на восклицательные предложения, которыми рассказчик прерывает свое сообщение. Прочитайте их: “Ну ж был денек!”, “Вам не видать таких сражений”, “Изведал враг в тот день немало, что значит русский бой удалый, наш рукопашный бой!”
Зачем автор использует такой прием?
С одной стороны, создается впечатление диалога, а с другой -показывает, что участник Бородина заново переживает бой. (Рассматриваем иллюстрации к стихотворению.) Рассказ заканчивается словами, рисующими настроение армии после боя, ее уверенность в одержанной победе и готовность возобновить бой. Какими словами это выражено?
Были все готовы
Заутра бой затеять новый
И до конца стоять.
Как вы понимаете выражение “до конца стоять”? В последних строках этой строфы вновь меняется интонация. Мы как бы слышим тяжелый вздох ветерана. Пауза. Понурив голову, старый солдат грустно произносит: “Тогда считать мы стали раны, товарищей считать”.
Текст последней строфы заставляет нас увидеть, как выпрямляется спина рассказчика, поднимается голова, и твердым голосом, с полной ответственностью за свои слова, бодро, сильно он произносит: “Да, были люди в наше время, могучее лихое племя”.
6. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.
-Каким чувством проникнуто это стихотворение?
(Любовью к своим товарищам, любовью к Родине. Бой во имя Родины, России. Отступать нельзя, лучше умереть. Гордость за русскую армию).
-А почему все-таки отступили от Москвы? (Это было сделано во имя спасения России)
Давайте подумаем, что является темой и идеей этого стихотворения? Для этого вспомним, что такое тема? (это то, о чем рассказывает писатель-события, факты, жизненные явления) Значит тема стихотворения - Бородинское сражение.
Идея – это оценка событий, фактов, жизненных явлений, которые описывает автор.
Идея стихотворения- горячий патриотизм, любовь к Родине.
В каких словах заключена идея (“Да, были люди в наше время”)
7. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. Составить цитатный план стихотворения и записать его в виде таблицы: