СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 5. Измерение информации (алфавитный подход). Единицы измерения информации.

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучаемые вопросы:

  • Алфавит, мощность алфавита.
  • 1 бит – информационный вес символа двоичного алфавита.
  • N=2b – формула для определения информационного веса символа.
  • Информационный объём текста
  • Единицы измерения информации: байт, килобайт, мегабайт, гигабайт.

Просмотр содержимого документа
«Урок 5. Измерение информации (алфавитный подход). Единицы измерения информации.»

Урок 5. Измерение информации (алфавитный подход). Единицы измерения информации.

Изучаемые вопросы:

  • Алфавит, мощность алфавита.

  • 1 бит – информационный вес символа двоичного алфавита.

  • N=2b – формула для определения информационного веса символа.

  • Информационный объём текста

  • Единицы измерения информации: байт, килобайт, мегабайт, гигабайт.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Изучение новой темы.

  1. Алфавитный подход к измерению информации

Алфавит – это вся совокупность символов, используемых в некотором языке для представления информации

Мощность алфавита ( N ) – это число символов в алфавите.

2i = N

i – информационный вес символа, (количество информации в одном символе)


Единицы измерения информации.

1 байт - это информационный вес одного символа компьютерного алфавита

1 килобайт - 1 кб = 210 байт = 1024 байт

1 мегабайт – 1 мб = 210 кб = 1024 кб

  1. Содержательный подход

2i = N

N - число равновероятных возможных событий

I - количество информации в сообщении о том, что произошло одно из N равновероятных событий


  1. Закрепление материала.

Решение задач

1. Книга, подготовленная с помощью компьютера, содержит 150 страниц. На каждой странице – 40 строк, в каждой строке – 60 символов (включая пробелы между словами). Каков объем информации в книге?

Решение

Мощность компьютерного алфавита равна 256, поэтому один символ несет 1 байт информации. Значит, страница книги содержит 40 ´ 60 = 2400 байт информации.

[кол-во символов в строке] ´ [кол-во строк] = [информационный объем страницы]

Объем всей информации в книге (в разных единицах):

[информационный объем страницы] ´ [кол-во страниц] = [информационный объем книги]

2400 ´ 150 = 360 000 байт / 1024 = 351,5625 Кбайт / 1024 = 0,34332275 Мбайт

2. 1. Алфавит племени Мульти состоит из 32 букв. Какое количество информации несёт одна буква этого алфавита?

3. Сообщение, записанное буквами из 16-символьного алфавита, содержит 50 символов. Какой объём информации оно несёт?

4. Сколько символов содержит сообщение, записанное с помощью 16-ти символьного алфавита, если его объём составил 1/16 часть Мегабайта?

5. Сколько килобайтов составит сообщение из 384 символов 16-ти символьного алфавита?

6. 5. Два сообщения содержат одинаковое количество символов. Количество информации в первом тексте в 1,5 раза больше, чем во втором. Сколько символов содержат алфавиты, с помощью которых записаны сообщения, если известно, что число символов в каждом алфавите не превышает 10 и на каждый символ приходится целое число битов?

  1. Домашнее задание. П. 4, зад. 6, 7 стр 26




Урок 6. Назначение и устройство компьютера. Принципы организации внутренней и внешней памяти.

Изучаемые вопросы:

  • Компьютер как модель человека, работающего с информацией.

  • Схема информационного обмена в компьютере.

  • Отличие программы и данных.

  • Отличие внутренней и внешней памяти компьютера.

  • Принцип двоичной кодировки информации.

  • Структура внутренней памяти компьютера, её свойства.

  • Носители и устройства внешней памяти.


  1. Аналогия между человеком и компьютером.

По своему назначению компьютер – универсальное техническое средство для работы человека с информацией. В памяти компьютера хранятся данные и программы.


  1. Принципы Фон Неймана

    • Состав устройств ЭВМ

    • Данные и программы хранятся в общей памяти ЭВМ

    • Данные и программы хранятся в памяти ЭВМ в виде двоичного кода

    • Запись информации в память, а также чтение ее из памяти производится по адресам


  1. Внутренняя память компьютера.

Внутренняя память состоит из частиц – битов. В одном бите памяти хранится один бит информации.

  • Байт памяти – наименьшая адресуемая часть внутренней памяти (1 байт = 8 бит)

  • Все байты пронумерованы, начиная от 0

  • Номер байта – адрес байта памяти

  • Процессор обращается к памяти по адресам


  1. Носители и устройства внешней памяти

- магнитная память - стримеры и дисководы;

- оптическая память – CD, DVD (ROM, R, RW);

- электронная память – карты памяти, flash накопители.


  1. Проверочная работа.


1. Какие из перечисленных ниже характеристик относятся к оперативной, а какие – к внешней памяти?

а) Является энергозависимой.

б) Её объём измеряется десятками и сотнями гигабайт.

в) Используется для долговременного хранения информации.

г) Её объём измеряется сотнями мегабайт или несколькими гигабайтами.

д) Более быстрый доступ.

е) Используется для временного хранения информации.

ж) Более медленный доступ.

  1. Какой объём памяти в байтах будет занимать следующий двоичный код: 00001110111100001101100111011101 ? Поясните свой ответ.

  2. Текст объёмом 1024 бита располагается в оперативной памяти, начиная с байта с номером 10. Каков будет адрес последнего байта, который занят данным текстом?

  3. Перечислите не менее пяти известных вам устройств внешней памяти.

  4.  В чём отличие дисков CD-ROM, CD-RW и CD-R?


  1. Домашнее задание. П. 5,6





Урок 7. Понятие программного обеспечения и его типы. Назначение операционной системы и её основные функции.

Изучаемые вопросы:

  • Понятие программного обеспечения.

  • Типы программного обеспечения

  • Состав прикладного программного обеспечения.

  • Системное программное обеспечение и функции операционной системы.

  • Понятие интерактивного режима работы.

  • Сервисные программы.

  • Система программирования – инструмент для работы программиста.


1. Структура программного обеспечения.

    • Системное

    • Прикладное ПО

    • Системы программирования


  1. Прикладное ПО

Прикладное программное обеспечение (ППО) – это комплекс программ, с помощью которых пользователь может решать свои информационные задачи из самых разных предметных областей, не прибегая к программированию.

ППО общего назначения

ППО специального назначения

Набор прикладных программ, полезных большинству пользователей независимо от их профессиональных интересов

Специализированные программмы (профессионально ориентированные)

для решения информационных задач, предназначенные для узкого круга пользователей.

Текстовые редакторы и процессоры

WordPad, MS Word, MS Publisher, Promt, Сократ

Музыкальные и звуковые редакторы

Графические редакторы и графические пакеты

Paint, MS PhotoDraw, Corel Xara, Corel Draw, Adobe Photoshop

Бухгалтерские программы

и пакеты

Системы управления базами данных (СУБД)

MS Access

Экспертные системы

Табличные процессоры

MS Excel

Математические пакеты

Пакеты мультимедийных презентаций

MS PowerPoint, Movie Maker

Системы автоматизированного проектирования (САПР)

Коммуникационные программы

Internet Explorer, Mozilla Firefox, Opera, MS Outlook

Электронные образовательные издания и ресурсы

Компьютерные игровые программы





  1. Системное программное обеспечение.

Системное программное обеспечение – это комплекс программ, обеспечивающих выполнение общих для всех программ технических задач, взаимодействие с аппаратурой, диалог с пользователем.



Операционная система

Операционные оболочки

Сервисные программы

Набор программ, управляющих оперативной памятью, процессором, внешними устройствами и файлами, ведущих диалог с пользователем

Программы, выполняющие роль посредника между пользователем и программным обеспечением компьютера


Множество специальных программ обслуживающего (сервисного) характера.


Большинство современных операционных систем для персональных компьютеров являются многозадачными

  • облегчение для пользователя выполнения файловых операций (быстрый поиск, копирование, удаление и пр.)

  • более удобный запуск приложений

  • возможность более быстрого перехода от одного приложения к другому при многозадачном режиме работы


-Диагностические программы

-Программы обслуживания дисков

-программы для работы

с CD / DVD

-Архиваторы

-Антивирусные программы



  1. Системы программирования.

Системы программированияэто универсальные средства работы с информацией, инструменты для работы программистов, ориентированные на определенный язык программирования.

Назначение систем программирования

Режимы работы систем программирования


Создание, отладка и выполнение

программ с целью:

    • решения вычислительных задач

    • обработки текстов и графики

    • создания системного ПО

    • создания прикладного ПО

    • и пр.


  • ввод текста программы

    • редактирование

    • отладка

    • компиляция

    • исполнение

    • работа с файлами

    • режим помощи



  1. Домашнее задание. П. 9,10




















Урок 8. Пользовательский интерфейс

Изучаемые вопросы:

  • Пользовательский интерфейс – форма взаимодействия программы с пользователем.

  • Объект, свойства объекта, действия над объектом.

  • Объектно-ориентированный интерфейс – интерфейс современных системных и прикладных программ.

  • Контекстное меню – способ определения свойств объекта и выполнения действий над ним.

  • Знакомство с оконным интерфейсом Windows

1. Текстовое меню.

2. Объектно – ориентированный пользовательский интерфейс.

Примером операционной системы, в которой реализован объектно-ориентированный подход, является Windows.

Операционная система работает с множеством объектов, к числу которых относятся: документы, программы, внешние устройства компьютера и другие объекты, с которыми пользователь имеет дело. С каждым объектом (информационным или физическим) операционная система связывает имя, графическое обозначение, свойства, поведение.

В интерфейсе Windows для обозначения документов, программ, устройств используются значки (иконки, пиктограммы) и имена. ОС Windows обеспечивает одинаковый пользовательский интерфейс при работе с разными объектами. Для знакомства со свойствами объектов и возможными над ними действиями используется контекстное меню.

3. Рабочий стол Windows

4. Элементы оконного интерфейса Windows

5. Главное меню Windows

6. Использование буфера обмена для копирования, связывания и внедрения объектов Windows

7. Типы меню и их использование в Windows

8. Индивидуальная настройка рабочего стола Windows


9. Домашнее задание. П. 7,8



























Урок 9. Устройство персонального компьютера и его основные характеристики. (35 минут)

Изучаемые вопросы:

  • Персональный компьютер – компьютер для личного пользования.

  • Основные устройства персонального компьютера.

  • Минимальный комплект устройств.

  • Магистральный принцип взаимодействия устройств персонального компьютера.

  • Характеристики микропроцессора: тактовая частота, разрядность.

  • Объём – основная характеристика оперативной памяти.

  • Характеристики устройств внешней памяти.

Практика. Знакомство с комплектацией устройство персонального компьютера, подключение внешних устройств. Выполнение практического задания №2 (10 минут).

Приобретаемые умения и навыки:

  • Подключение внешних устройств компьютера: монитора, клавиатуры, мыши


  1. Структура персонального компьютера.

Каждое подключаемое к ПК устройство получает номер, который выполняет роль адреса этого устройства. Информация, передаваемая внешнему устройству, сопровождается его адресом и подается на контроллер.

  1. Основные устройства ПК.

Каждое подключаемое к ПК устройство получает номер, который выполняет роль адреса этого устройства. Информация, передаваемая внешнему устройству, сопровождается его адресом и подается на контроллер.

В системном блоке размещены следующие компоненты компьютера: системная (материнская) плата с микропроцессором, внутренней памятью (ОЗУ и ПЗУ) и контроллерами, накопители для магнитных и оптических дисков, блок питания.

Корпус системного блока представляет собой модульную конструкцию и дает возможность быстро собрать различные модификации компьютеров, используя компоненты электронных устройств, как детали детского конструктора

Системная (материнская) плата- электронный модуль, в котором размещены следующие компоненты: микропроцессор (основной элемент компьютера, выполняющий операции обработки информации и управляющий работой компьютера), внутренняя память (ОЗУ и ПЗУ), информационная магистраль (общая шина).

Монитор (дисплей) - устройство для отображения текстовой и графической информации. Современные мониторы различаются по следующим параметрам: размер экрана (от 14 до 29 дюймов), разрешающая способность (от 800 х 600 до 2048 х 1536 точек), тип монитора (электронно-лучевой, жидкокристаллический, газоплазменный и т. п.

Акустическая система (звуковые колонки или стереонаушники) - Устройство вывода звуковой информации. Является техническим средством мультимедиа.

Принтер (устройство печати) - устройство для вывода текстовой и графической информации на бумагу или пленку. Принтеры различаются по способу получения изображения (матричные, струйные, лазерные, термопринтеры), по возможности осуществления цветной печати, по качеству печати (количеству точек на дюйм) и т. п.


  1. Основные характеристики ПК.

    • Тактовая частота

    • Разрядность

    • Объем оперативной памяти

    • Объем жесткого диска.








4. Практическое задание

Тема: Подключение внешних устройств к персональному компьютеру


  1. Выключить компьютер (обязательно вынуть вилку шнура питания из розетки).

  2. Выключить монитор.

  3. Отсоединить монитор от компьютера.

  4. Отсоединить мышь и клавиатуру.

  5. Отсоединить все остальные имеющиеся внешние устройства и кабели (принтер, сканер, колонки, сетевой кабель и т.д.).

  6. Подключить к компьютеру монитор.

  7. Подключить к компьютеру мышь и клавиатуру.

  8. Подключить к компьютеру прочие внешние устройства и кабели (принтер, сканер, колонки, сетевой кабель и т.д.)

  9. Подключить шнур питания компьютера к сети.

  10. Включить компьютер и монитор


  1. Домашнее задание. П. 7,8






































Урок 10. Файлы и файловые структуры.

Изучаемые вопросы:

  • Файл – информация, хранящаяся на внешнем носителе и объединенная общим именем.

  • Файловая система как часть ОС.

  • Имя файла, правила формирования имени.

  • Понятие логического диска.

  • Файловая структура диска, понятие каталога.

  • Путь к файлу – координата местоположения файла на диске.

  • Назначение таблицы размещения файлов


        1. Файл – это именованная совокупность данных, хранящихся на внешнем носителе.

Многоуровневая файловая структура- иерархический способ организации файлов на диске. Кроме понятия «файл» при этом вводится понятие «каталог» (папка). Папка может находиться внутри другой папки. Папка самого верхнего уровня называется корневым каталогом.


Пример полного имени файла C: \ IVANOV \ PROGS \ prog2 . pas

Полный адрес ® Диск : \ корневой каталог \ к-г \ . . . \ к-г \ имя . расширение


2. Имя файла. Путь к файлу.

Полное имя файла

Адрес

Имя файла

диск : \ путь

имя . расширение

На одном компьютере может быть несколько дисководов – устройств работы с дисками. Каждому дисководу присваивается однобуквенное имя, после которого ставится двоеточие, например A : , B : , C : .

Часто на персональных компьютерах жесткий диск большой емкости делят на разделы. Каждый из таких разделов называется логическим диском. Каждому логическому диску также присваивается имя ( D : , E : . . . ).

Имя логического (физического) диска, содержащего файл, является первой «координатой» в полном имени файла, определяющей место расположения файла





Текстовый файл

* . txt

Файл Word

* . doc

Архивный файл

* . rar

Файл Excel

* . xls

Исполняемые файлы

* . com

Файл Power Point

* . ppt

* . exe



* . bat



Графические файлы

* . bmp



* . gif




3. Домашнее задание. П. 11