СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок биологии «Страна папоротников»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: интегрированный урок биологии и географии  Вид урока: с применением средств мультимедиа Формы урока: фронтальные, групповые, индивидуальные 

Просмотр содержимого документа
«Урок биологии «Страна папоротников»»

Урок биологии «Страна папоротников» 7 класс.

Развивающие задачи: 
1.Формирование интеллектуальных умений: умений выделять главное, обобщать и систематизировать, доказывать и опровергать. 
2.Развитие общетрудовых умений: умений применять знания на практике.  
Образовательные задачи: 
1. Осуществить контроль определённых знаний о строении и развитии папоротников. 
Повторить, обобщить и систематизировать знания при работе с географическими картами.
2. Формировать навыки работы с раздаточным материалом.  
Воспитательные задачи: 

1.Содействовать в ходе урока формированию основных мировоззренческих идей. 
2.Способствовать эстетическому воспитанию учащихся, с этой целью напомнить учащимся о произведениях литературы и познакомить с элементами эстетики в науке и природе. 
Тип урока: интегрированный урок биологии и географии 
Вид урока: с применением средств мультимедиа
Формы урока: фронтальные, групповые, индивидуальные 

Методы: 
по источникам знаний: словесные, наглядные, практические 
по степени взаимодействия учителя и учащихся: изложение, эвристическая беседа, самостоятельная работа 
по характеру познавательной деятельности: частично-поисковый 
по принципу расчленения знаний: аналитический, обобщающий  

Средства урока: 

компьютер, мультимедийный проектор 
коллекции: “Каменный уголь и продукты его переработки”, “Ископаемые остатки растений” 
гербарии “Папоротники” 
атлас “Материков и океанов” 
Красная книга России и Томской области 
Лупы.


Ход урока:

Учитель: Добрый день, ребята! Тема нашего урока “Страна Папоротников”. Сегодня на уроке мы с вами должны вспомнить, что мы знаем о папоротниках, и расширить свои знания о них. 

Отгадайте загадку:
Он и в пищу пригож, и в медицине хорош!
Листья красивые, перистые.
Стебли маленькие, крепенькие,
А цветет только в легендах и поверьях! 

(слайд 1)

Девиз нашего урока:

Опасно через меру пристраститься
К давно налаженному обиходу:
Лишь тот, кто в путь готов пуститься,
Выигрывает бодрость и свободу.
                        Г.Гессе “Игра в бисер(слайд 3)

Неуемная и неугомонная человеческая душа не может удовлетвориться спокойной размеренной жизнью, в которой всё расписано и упорядочено. Душа жаждет волнующих тайн, неожиданных откровений и непостижимого чуда. Так появился на Руси таинственный праздник День Ивана Купалы, или Иванов день. По преданию, накануне этого праздника, в теплую июльскую ночь свой дивный цветок распускает в лесной глуши папоротник. Папоротники хороши и без цветов. С наступлением лета они горделиво раскручивают исполненные величавой грации красивые завитки, высвобождая нежные кружевные вайи. И вот уже под пологом леса совсем не остается свободного места: всё затянуто узорным зелёным покрывалом. 
Призвав воображение, можно представить себе этот великолепный полог над головой в палеозойском «лесу» из древовидных папоротников: плотный сырой теплый воздух, зеленый полумрак... Приходит время – и этот древний лес как будто расцветает новыми узорами теплых желтовато-коричневых тонов. Это созревают споры в хитроумных спорангиях на нижней стороне вай. Созревшие споры рассыпаются пыльным дождем на поверхность заросших водоёмов – и жизнь леса продолжится. 
Пройдут еще миллионы лет, прежде чем Землю украсят растения с чудесными цветами, а папоротники, утратив свои гигантские размеры, так и не распустят цветов, оставаясь растениями споровыми. Так что же мы ждем и ищем в лесу в таинственную ночь накануне Ивана Купалы? Наши предки понимали и чувствовали, что не может это прекрасное растение миллионы лет населять Землю без таинства оплодотворения. Как и в далекую эпоху споры, упавшие в сырые теплые июльские ночи, когда прогрелись и земля, и вода, прорастают крохотным лепестком-заростком, плотно прижатым ризоидами к влажной земле. Природа не ошиблась, придав ему форму сердечка. Это и есть самое сердце папоротника, где свершается великое таинство слияния двух заветных клеточек жизни – мужской и женской. Они вырастут на нем вместе, но созреют в разное время, чтобы использовать возможность перекрестного оплодотворения с помощью других заростков, ну а уж если не получится, останется шанс и самооплодотворения. 
Почему же клеточки непременно должны быть разными? Каждая из них концентрирует в себе бесценной важности информацию о том, что было и будет с ее родом, как расти, созревать и поступать в изменчивых условиях жизни, как дать новое потомство и не исчезнуть с лица земли. Каждая несет, если так можно выразиться, свое видение мира, может даже и оппонируя другой, чтобы у нового организма была возможность выбрать оптимальное. С высоты многомиллионной истории развития жизни мы уже знаем, что у цветковых растений подобное таинство слияния совершается в цветке. А заросток – это первые шаги на пути к цветку, далекий-далекий его прообраз, отделенный от родительского растения еще на стадии образования споры. Спор будет много, и именно на них будет возложена задача размножения, но из них вырастет не подобие родителя, а лишь его продолжение – заросток, который, взяв на себя ответственность за оплодотворение, даст жизнь новому молодому проростку будущего полноценного растения. 
Ответь на вопросы:
1. Какие растения называют высшими?

2. От каких растений произошли папоротники?

3.Какими способами может размножаться папоротник?

4.Что называют архегониями и антеридиями?

5. Что такое спорофит?

6.Что развивается из мегаспор и микроспор?
(слайд 8)
Среда обитания
Влажные места, сырые овраги.

Многолетние растения.

Встречаются от лесов севера до тропиков.

Папоротников более 10 тысяч видов.


Папоротники – это многолетние растения. Они растут во влажных местах, чаще под пологом леса и по сырым оврагам. В настоящее время папоротники насчитывают более 10 тыс. видов, распространяются они очень широко и встречаются от лесов севера средней полосы до тропиков. Посмотрите на экран, какие многообразные бывают папоротники. Ребята приготовили сообщения о том, какие бывают папоротники, и какое значение они имеют. Они нам сейчас всё расскажут и покажут. (слайд 9)

Орляк достигает в длину до полутора метров. Орляк, как и все папоротники должен размножатся с помощью спор. Но это теоретически, практически же в средних широтах споры у орляка почти не образуются. Размножается он при помощи своего мощного корневища. Оно ветвится, расползается в разные стороны и благодаря этому папоротник-орляк захватывает новые территории. И держится на них крепко: ни морозы, ни пожары ему не страшны – корневище сидит глубоко в земле и легко переносит все невзгоды. Осенью вайи орляка отмирают, а весной появляются молодые. Они туго скручены и похожи на больших плоских улиток. Когда-то в России корни орляка использовали вместо мыла, а листья употребляли в пищу. В Японии и сейчас это очень популярное блюдо. В случае же пожаров в лесу, когда гибнет вся растительность на определённых участках, папоротник своими корневищами укрепляет землю, не позволяет воде смывать плодородный слой, препятствует образованию оврагов.(слайд10)

Другой съедобный папоротник наших лесов – страусник, или страусово перо. Известен он гораздо меньше, чем орляк. В умеренной зоне Северного полушария насчитывают четыре вида страусников, в России – два. Это очень красивые растения высотой до 170 см с листьями, образующими правильный круг и напоминающими воронку. У старых кустов образуется стволик, напоминающий колючую луковицу высотой 10-12 см. Страусник размножается спорами, которые находятся на спороносных листьях, появляющихся в конце лета в середине воронки. При созревании спор эти листья буреют, становятся почти чёрными и превращаются в тонкие колбаски с продольными бороздками. Страусник употребляют в пищу. Для этого собирают черешки листа – рахисы, что в переводе с греческого означает хребет. При заготовке рахис должен ломаться с хрустом. Если он ломается, а не рвётся, значит, он перезрел и в пищу непригоден. От момента сбора до переработки папоротника может пройти не более 4 часов, иначе рахисы быстро загрубеют и станут несъедобными. Свежие рахисы в пищу непригодны, их либо отваривают, либо засаливают. (слайд 11,12, 13, 14) 

Щитовник мужской любит богатые почвы, и где попало, расти не будет. Чаще всего он встречается в дубравах, лиственных или кленовых лесах. Щитовник можно узнать по тому, что на черешках его листьев хорошо заметны тёмно-рыжие чешуйки. Больше всего чешуек в нижней части черешков. Там они самые крупные. Этот “аристократ” один из немногих папоротников, которые используются в медицине. Корневище используется для приготовления лекарства против гельминтов. Он служит отличным кормом многим домашним животным. Миллионы листьев щитовника каждый год собирают для оформления банкетов, торжественных собраний, и просто для букетов. (слайд 15,16)

Сальвиния ушковидная – этот изящный папоротник с мутовками из трёх листочков прибыл из Южной Америки в Африку для украшения водоёмов. С 1959 года о нём стали поговаривать как о злостном сорняке. В 1960 году в Родезии построили крупное водохранилище Кариба, и вскоре его поверхность покрылась плотным ковром сальвинии. Стали забиваться сети у рыбаков, нарушилось судоходство, под угрозой оказались турбины ГЭС. Толщина слоя достигла четверти метра. Гибли животные и растения. Местные власти взмолились о помощи: “Пришлите учёных, помогите справиться с карибским сорняком!”. 

Другая сальвиния – кувшинковидная, увеличивает свою массу столь молниеносно, что водоёмы превращаются в торфяники. (слайд 17)

Эта информация заинтересует любителей комнатных растений. Существуют декоративные папоротники, которые выращиваются в садах, и для украшения интерьеров. Например, всем знакомый нефролепис (слайд), наиболее распространённый вид, характеризующийся перистыми светло-зелеными листьями. Выращивать их достаточно просто, они требуют лишь повышенной влажности воздуха и удалённого от источников местоположения.(слайд 18)

Адиантум – один из красивейших папоротников, у него короткое корневище, перистые нежные тонкие листья, с блестящими коричневато-чёрными черешками. Это очень капризные создания – не переносят сухого воздуха и повышенного содержания солеё в почве. (слайд19)

Асплениум имеет перистые или вильчатые листья, короткие корневища с корнями, образующие подобие гнёзд. В условиях естественного произрастания – это крупные растения-эпифиты, которые используют другие растения как опору, листья их достигают двух метровой длины. При выращивании в домашних условиях необходимо избегать прямых солнечных лучей. (слайд 20,21)

Платицериум – в природе растёт на деревьях. Это эпифитное растение. Особую декоративность придают ему разнообразной формы листья. Одни из них зелёные, кожистые, причудливой формы, напоминающей оленьи рога. Другие укороченные, служат для прикрепления к деревьям или иной опоре. Из-за оригинальных листьев эти папоротники и используют в дизайне интерьеров. Это светолюбивые растения любят сильно освещенное место, но не под прямыми солнечными лучами. (слайд 22)

Учитель: Некоторые виды папоротников занесены в Красную книгу России и Томской области, потому что их осталось очень мало и они охраняются.(слайд 23, 24,25)

Папоротники – это растения древние. 
В заболоченных лесах каменноугольного периода среди гигантских хвощей и плаунов, когда на Земле ещё не появились динозавры, росли древовидные папоротники – до 30 метров высотой. Посмотрите на экран. Так выглядели эти леса. И сейчас на кусках каменного угля нередко можно увидеть отпечатки их листьев. У вас на столах лежат кусочки каменного угля, рассмотрите их под лупой и найдите отпечатки листьев папоротника. 
из коллекции “Ископаемые остатки растений”)(слайд 26, 27, 28, 29, 30, 31)

А что такое каменный уголь?
Учитель: Каменный уголь – это твёрдое горючее, полезное ископаемое растительного происхождения. Каменный уголь образуется из продуктов разложения органических остатков высших растений, к которым и относятся папоротники. Каменный уголь залегает в земной коре в виде пластов различной мощности на глубине 2000-2500 и глубже. В жизни человека каменный уголь имеет большое практическое значение, посмотрите на экран.

Использование каменного угля человеком: 

источник энергии
химическое сырьё для получения пластмасс, тканей, смол 
краски, красители 
взрывчатые вещества 
вещества, используемые в парфюмерной промышленности 
кокс 
смазочные масла 
лекарства(слайд 35)

Закрепление изученного материала:

Проверочная работа:


Заполните пропуски в тексте, используя полученные знания: 

Папоротники произошли от потомков _______________________ и представляют собой одну из древних групп ___________________ растений. 

В настоящее время отдел Папоротниковидные насчитывает более __________ видов. 

Распространены папоротники в зоне ________________________________________, на материках: ___________________________________. Размножаются двумя способами: _______________________ и __________________________. 

В жизненном цикле чередуются _______________________ и _______________________ поколения. 

Употребляют в _____________. Применяют в ______________, для изготовления лекарств. 

Выращивают в домах, как __________________ растение. 

Образуют залежи ____________________ угля.

Найдите ошибку в предложенном тексте:
“…папоротник цветет в глухую, июньскую ночь, накануне религиозного праздника Ивана Купалы. В старину люди ходили искать чудесный цветок, считая, что он наделен волшебной силой – помогает найти клады, скрытые в земле”.



Выполни тестовое задание:

1. Для папоротников характерно:

А - цветение и образование семян
Б- размножение спорами
В - наличие ризоидов у заростка
Г - обитание в водоёмах

2. Какие органы появились у папоротников:

А - стебель
Б- ризоиды
В - корневище
Г - листья

3.Где происходит оплодотворение у споровых?

А - в воздухе
Б- в воде
В - в почве
Г - в клетке растения

4. Как называются первые наземные растения?

А - Маршанция
Б- Родобридиум
В - псилофит
Г - Сфагнум

5. Заросток папоротника это:

А - спорофит
Б- гаметофит
В - маленькое растение папоротника
Г - разворачивающиеся листья папоротника

6. В жизненном цикле папоротника преобладают:

А - спорофит
Б- гаметофит
В - обе формы развиваются одновременно (параллельно)
Г - обе формы развиваются последовательно – то гаметофит, то спорофит.

7. Вайи это:

А - побеги плауна
Б- листья папоротника
В - листья мха
Г - побеги хвоща

Рефлексивно-оценочный этап урока
Что нового мы узнали о папоротниках. 

Поставьте себе оценку за урок

Качество нашего урока


Домашнее задание
Составить кроссворд, с ключевым словом – папоротник. 

Напишите мини-сочинение на тему: “Путешествие в лес каменноугольного периода”.