СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок биологии в 9 классе по теме «Скелет головы и скелет туловища»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок биологии в 9 классе по теме «Скелет головы и скелет туловища»»

Урок биологии в 9 классе по теме

«Скелет головы и скелет туловища».


Цель: Изучить особенности строения скелета головы и скелета туловища.


Ход урока:


Ребята сегодняшнее занятие я хочу начать с загадки:

Чтоб на кисель не походить,
На скользкую медузу,
у всех у нас он должен быть,
И он нам не обуза.

Что это????

Верно ребята, это скелет.

Повторение изученного:

На предыдущем уроке мы познакомились со значением скелета, изучили особенности строения костей и их соединения.

Сегодня мы с вами будем работать в группах: 1-я группа - это первый ряд, вторая группа - это второй ряд и третья группа - это третий ряд, и в каждой группе будет командир (эксперт), он будет подводить итог работы всей группы.

1. Задание: каждой группе нужно назвать значение скелета, для этого эксперт обходит всю группу, а после этого зачитывает результат:


Молодцы отлично справились!!!!


2. Ребята для выполнения второго Задания вам нужно будет объединиться:

на рисунке изображена кость, нужно за три минуты сделать обозначения кости.






  1. Способ соединения костей зависит от их функции. Каждой группе нужно определить тип соединения и объяснить, почему вы так считаете? (Учитель показывает соединения костей, а учащиеся определяют, к какому типу относится).


Молодцы ребята и с этим заданием вы успешно справились!!!!!!!!!!!


Изучение нового материала:

2. Скелет головы – череп.

Учитель: Как вы думаете, какая часть тела всегда считалась священной. В древности многие верили, что в ней обитает душа. По представлениям полинезийского народа маори, голова служила вместилищем маны — особой силы человека. Поэтому нельзя было дотрагиваться до ?? у знатных людей. Что это за часть тела? Учащиеся отвечают....

Учитель: Многие народы столь же почтительно относились и к черепу. Кельты вывешивали человеческие черепа перед входом в жилые помещения и святилища. Иногда, дабы защитить дом от воров, ими унизывали ограду — у жителей горных районов Бирмы, Таиланда, Лаоса, Китая целые аллеи были “украшены” такими костными останками. Испанские завоеватели восприняли их как экспонаты, хотя и не совсем обычные, но для аборигенов сохраняемые черепа предков служили оберегами от бед и опасностей. 

Ребята, а что является опорой тела? Учащиеся отвечают ….

ВЕРНО, вот вы и определили тему урока

Записываем в тетрадях число и тему урока: Скелет головы и скелет туловища.

Цель нашего урока: Изучить особенности строения скелета головы и туловища.

Какие задачи мы с вами обозначим?

Учащиеся:

  1. Какие кости входят в состав черепа и скелета туловища.

  2. Какое значение имеет скелет головы и туловища.

Каков же он, череп, с точки зрения современной анатомии?

Специалисты разделяют его на мозговой,  и лицевой отделы.



Как вы считаете, какие функции выполняет мозговой отдел черепа ( защищает головной мозг, органы слуха)

Ребята , как вы считаете какую функцию выполняет лицевой отдел??????? Образует косную основу лица.








ИСТОРИЯ развития мозгового отдела:

Формирование Homo sapiens на заре его истории привело к изменению формы черепа. Это было обусловлено прямохождением и специализацией рта. Первое обстоятельство повлекло смешение точки опоры головы вперёд, а второе вызвало возникновение органа речи и изменение процесса питания. Люди научились использовать хозяйственные орудия и уже не испытывали необходимости в грубой переработке пиши зубами. К тому же зубы постепенно перестали быть средством защиты и нападения. Соответственно, размеры челюстей и всей лицевой части черепа уменьшились, а мозговой — возросли. Тем более что увеличился и объём головного мозга человека.

В процессе развития происходило “наплывание” мозгового отдела на лицевой.

Череп меняется с возрастом. На первых месяцах развития плода он весь перепончатый (соединительнотканный). Затем в основании появляются хрящи, постепенно преобразующиеся в кости. А в области крыши черепа хрящи так и не возникают – у младенцев здесь участки между отдельными костями закрыты соединительной тканью. 

Довольно широкие промежутки на черепе новорожденного получили название родничков, которым когда-то приписывали фантастические свойства, вплоть до способности пропускать “духов” головного мозга. Теперь же никто не сомневается, что во внутриутробный период швы и роднички необходимы, чтобы самая большая часть плода – его головка могла изменять форму и легче проходить через родовые пути женщины. А появившемуся на свет младенцу роднички нужны, так как ребёнок бурно растет, мозг увеличивается. Чтобы в какой-то момент мозгу не стало тесно в черепной коробке, природа предусмотрела роднички. 











Р
ебята внимательно посмотрите на скелет головы, отличаются кости, его составляющие? Чем?

А название каких костей вы можете назвать, используя свои знания? Название кости черепа получили по месту расположения, я буду показывать на слайде, а вы попробуйте дать названия этим костям...........................












У каждого есть рабочий лист, где изображен немой рисунок, наносите обозначения на рисунке.

Вверх от глазниц поднимается снабжённая буграми лобная кость. Уместно подчеркнуть, что лоб у нас большой из-за хорошего развития мозга, и в том числе его лобных долей. Сзади расположена затылочная кость, а по бокам — весьма тонкие височные кости. Поскольку прочность их мала, удар в висок опасен. В “Песне про купца Калашникова...” М. Ю. Лермонтова молодой купец одним ударом в висок убил удалого опричника Кирибеевича.

Лицевая же часть, на строительство которой идёт 16 более тонких костей, связана с органами дыхания, пищеварения и чувств.

Только человеку присущ подбородок треугольной формы, впрочем крайне изменчивый по очертаниям: у кого-то он может сильно выдаваться вперёд, у кого-то укорочен и т. д. Такого выступа нет у обезьян, не было его и у древних людей. Его появление обусловлено развитием членораздельной речи. Нижняя челюсть — единственная подвижная кость черепа.

На лицевом черепе сразу обращают на себя внимание крупные глазницы и наружное отверстие полости носа. Его слегка прикрывают сверху сросшиеся друг с другом мелкие носовые косточки, благодаря чему нос у человека немного выдается вперед. Чуть ниже глазниц лежат парные верхнечелюстные кости.

Ребята сохраните эти рисунки в тетради, они вам пригодятся при подготовке домашнего задания.

3. Скелет туловища.

Скелет туловища состоит из позвоночника и грудной клетки.

Основу скелета составляет позвоночник, имеющий оригинальную конструкцию. Если бы он представлял собой сплошной костный стержень, то наши движения были бы скованными, лишенными гибкости и доставляли бы такие же неприятные ощущения, как езда в телеге без рессор по булыжной мостовой. Упругость сотен связок, хрящевых прослоек и изгибов делает позвоночник прочной и гибкой опорой. Благодаря такому строению позвоночника человек может нагибаться, прыгать, кувыркаться, ездить верхом, бегать.




Очень прочные межпозвонковые связки допускают самые сложные движения и вместе с тем создают надежную защиту спинному мозгу — он не подвергается каким-либо механическим воздействиям при самых невероятных изгибах позвоночника.

Вспомните сложные цирковые акробатические номера, и вы поймете, насколько совершенны подвижность и прочность позвоночника. Изгибы позвоночного столба соответствуют нагрузке на ось скелета. Поэтому нижняя, более массивная часть становится опорой при движении, верхняя — помогает сохранять равновесие. Позвоночный столб можно было бы назвать позвоночной пружиной.

Позвоночник связывает части тела, выполняет защитную функцию для спинного мозга и опорную для головы, рук, туловища. Верхний отдел позвоночника поддерживает голову. Длина позвоночника составляет около 40% длины тела человека.

Позвоночник состоит из 33—34 позвонков. В нем различают следующие отделы: шейный (7 позвонков), грудной (12), поясничный (5), крестцовый (5) и копчиковый (4—5 позвонков). У взрослого человека крестцовые и копчиковые позвонки срастаются в крестец и копчик.

Позвоночник человека имеет изгибы, играющие роль амортизатора: благодаря им смягчаются толчки при ходьбе, беге, прыжках, что очень важно для предохранения внутренних органов и особенно головного мозга от сотрясений.

Позвоночник образован позвонками.

Накладываясь друг на друга, позвоночные отверстия образуют позвоночный канал, в котором находится спинной мозг.

Ребята, как вы считаете, какое заболевание позвоночника, очень часто встречается у школьников из-за неправильной осанки.... сколиоз...



















Физкультминутка для снятия напряжения, усталости плечевого пояса:

1. Тянем плечи вверх, пытаемся дотянуться до ушей и плавно опускаем вниз.

  1. Нужно сесть ровно, спину выпрямить и постараться свести лопатки до максимума, затем развести их в стороны (повторить 2 раза)



Грудная клетка образована 12-ю парами ребер, подвижно соединенных с грудным отделом позвоночника и с грудиной. Грудная клетка защищает сердце, легкие, крупные сосуды и другие органы от повреждений, служит местом прикрепления дыхательных мышц и некоторых мышц верхних конечностей.

Сейчас открываем стр. 109 учебника.

На доске написано начало выражения, а вам нужно его продолжить:

1. скелет туловища состоит из................

  1. Длина позвоночника...........

  2. Позвоночник состоит из......................

  3. Грудная клетка образована..................

Проверим, у кого записано неправильно?


Подведение итога:

Итак, вернемся к нашим целям и задачам.

Ребята! Достигнута цель урока?

Все ли задачи выполнены? Или что-то нам предстоит еще решить на следующем уроке?


Записываем домашнее задание: стр. 108-110, по учебнику сделать схематический рисунок позвоночника и подписать названия отделов, количество позвонков.