СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок чтения в 4 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по литературному чтению. Разработка для учителей начальных классов

Просмотр содержимого документа
«Урок чтения в 4 классе»

КОНСТАНТИН ГЕОРГИЕВИЧ ПАУСТОВСКИЙ.
«КОРЗИНА С ЕЛОВЫМИ ШИШКАМИ»

Цели:

Предметные:

  • Познакомить с творчеством писателя, показать многообразие его творчества; расширять кругозор учеников; прививать интерес к литературе, любовь к чтению.

Личностные:

  • Формирование ученической компетентности;

  • Развивать речь, умение анализировать, обобщать;

  • Воспитывать гуманную, творческую личность, бережно относящуюся ближнему;

  • Воспитывать способность к сопереживанию.


Метапредметные:

Регулятивные:

  • развивать умение работать в паре, умение помогать друг другу;

  • умение провести самооценку

Коммуникативные:

  • формировать умения обобщать, делать выводы, находить закономерности

Познавательные:

  • развивать память, логическое мышление и речь на языке предмета, развивать познавательный интерес.


Здоровьесберегающие:

  • Следить за утомляемостью детей и вовремя проводить физ. минутки;

  • Частая смена видов деятельности учащихся;


Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Учащиеся выразительно читают отрывок из рассказа Б. С. Житкова «Как я ловил человечков», который их больше всего взволновал.

– Почему Боря верил в то, что в пароходике живут человечки?

– Случалось ли с вами такое, когда неживой предмет вы представляли одушевлённым, наделяли его признаками живого?

– Как вы думаете, почему Борис Житков не придумал счастливый конец этой истории?

– Как вы считаете, простила ли бабушка внука? Почему так думаете?

Физкультминутка

III. Изучение нового материала.

1. Подготовка учащихся к восприятию нового материала.

Работу над рассказом К. Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками» учитель может начать со слушания детьми пьесы Эдварда Грига «Утро» (это может быть и другая пьеса композитора).

– Что представляли, слушая музыку? Какие картины рисовались вашему взору?

– Какие чувства пробудила в вас музыка?

– Какое настроение вызвала?

– Слышали ли вы раньше эту пьесу? Знаете ли её автора?

– Автор этого музыкального произведения норвежский композитор Эдвард Григ. Многие произведения Грига написаны под влиянием народной музыки, сам композитор писал об этом так: «Я черпал из богатой сокровищницы народных норвежских песен и пытался создать норвежское искусство из этого до сих пор не осознанного источника народной души». Своеобразная мелодичность и ритмика произведений Эдварда Грига выдаёт их норвежское происхождение, но необыкновенное изящество и в то же время глубина музыкальных образов делают их произведениями мирового масштаба. Высоко ценил творчество Грига П. И. Чайковский: «В его музыке, проникнутой чарующей меланхолией, отражающей в себе красоты норвежской природы, то величественно широкой, грандиозной, то серенькой, скромной, убогой, но для души северянина всегда несказанно чарующей, есть что-то нам близкое, родное…»

2. Работа над произведением.

– Историю создания одного из произведений Эдварда Грига поведал нам К. Г. Паустовский в рассказе «Корзина с еловыми шишками».

Учитель читает первую часть рассказа, до слов: «Я напишу музыку», – решил Григ…

При чтении следует пояснить учащимся, что Берген – город в Норвегии, в окрестностях Бергена у композитора был «музыкальный домик», в котором Григ написал многие свои произведения.

– Что вы узнали о композиторе из этого отрывка?

– Найдите и прочитайте описание осеннего леса.

– Для чего К. Г. Паустовский вводит его в произведение?

Далее учитель читает следующую часть рассказа до слов: «Этих слушателей Григ ценил больше…»

– Прочитайте описание дома композитора. Каким вы его себе представляете?

Учитель может показать фотографию «музыкального домика» Грига.

– Что представлял композитор, когда писал музыку для Дагни?

– Кто были первые слушатели рождавшегося произведения?

– Как по-разному они слушали музыку? Прочитайте об этом.

IV. Итог урока.

– Какие открытия сделали?

– Какие мысли, чувства вызвал у вас сегодняшний урок?

Домашнее задание: перечитать части из рассказа К. Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками» (с. 47–50, часть 2-я), сделать рисунок к прочитанной части рассказа или к услышанной на уроке пьесе.







































Урок 50
константин георгиевич ПАУСТОВСКИЙ.
«КОРЗИНА С ЕЛОВЫМИ ШИШКАМИ»
(продолжение)

Цели: продолжить работу над произведением К. Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками»; учить детей проникать в суть произведения, понимать замысел автора; развивать воображение, воспитывать посредством слова, пережитых чувств такие качества, как благородство, благодарность.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Из рисунков учащихся организуется выставка. Дети могут рассказать о том, что они хотели передать своей работой. Затем ученики читают прочитанные ими дома части рассказа К. Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками».

– Какие чувства вызывала рождавшаяся музыка у тех, кто её слышал?

– А что чувствовали вы?

III. Изучение нового материала.

Учитель дочитывает рассказ до конца.

Ученики высказывают свои мысли, говорят о том, что их больше всего тронуло, поразило, восхитило.

– Какой предстала перед вами повзрослевшая Дагни?

– Какое действие оказывали на девушку увиденные ею спектакли?

– Как это её характеризует?

– Как Дагни получила обещанный подарок композитора?

– Как вы думаете, что происходило в её юной душе в этот момент? Прочитайте, как об этом говорит Паустовский.

– Что увидела Дагни в подаренной ей мелодии? Прочитайте об этом.

– Почему плакала Дагни?

– О чём жалела девушка?

– Перечитайте последние строки текста. Как вы их понимаете?

В заключение урока учитель может спросить учащихся о том, хотелось бы им услышать ещё музыку Эдварда Грига и предложить вниманию детей одну из музыкальных пьес композитора. Во время слушания ученики по их желанию могут выполнять рисунки.

IV. Итог урока.

Домашнее задание: перечитать ещё раз рассказ К. Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками» (с. 47–58, часть 2-я), подготовить выразительное чтение наиболее понравившегося отрывка, выписать в тетрадь по чтению сравнения, олицетворения, найденные Паустовским.



Урок 51
МИХАИЛ МИХАЙЛОВИЧ ЗОЩЕНКО. «ЁЛКА»

Цели: продолжать знакомить учащихся с творчеством М. М. Зощенко; учить детей понимать глубину произведения; анализировать свои поступки и поступки других, отличать хорошее от плохого, воспитывать доброе отношение к людям, учить справедливости.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Учащиеся читают используемые К. Г. Паустовским в рассказе «Корзина с еловыми шишками» сравнения, олицетворения. Учитель может спросить учеников о том, как изменилось бы произведение, если бы писатель не использовал данные приёмы. Затем дети читают выбранный ими отрывок. (учащиеся могут объяснить свой выбор.)

Физкультминутка

III. Изучение нового материала.

1. Подготовка учащихся к восприятию нового материала.

– Сегодня на уроке мы вновь встретимся с хорошо знакомыми нам мальчиком Минькой и девочкой Лёлей.

– Помните, как однажды они решили совершить кругосветное путешествие и даже отправились в него с мальчиком Стёпкой? а ещё эти дети очень любили ужины, когда к родителям приходили гости, так как им нравилось узнавать забавные факты из жизни, ну и, конечно, лакомиться вкусными блюдами.

– Я думаю, что вы помните также, что из мальчика Миньки впоследствии вышел замечательный писатель… Михаил Михайлович Зощенко, а события и приключения, которые случились с ним в детстве, не прошли для него бесследно, многие он запомнил на всю жизнь, из многих извлёк урок.

– Сегодня мы познакомимся ещё с одним эпизодом из жизни Лёли и Миньки. рассказ, который мы прочитаем, поведает нам о том, как дети ждали весёлого новогоднего праздника, гостей и, конечно, подарков.

2. Работа над произведением.

Учитель читает рассказ М. М. Зощенко «Ёлка» (некоторые отрывки из рассказа могут читать учащиеся).

– Что хотите сказать?

– Какими вам показались дети?

– Почему долгожданный праздник был испорчен?

– Какие слова в рассказе вы считаете самыми главными, самыми важными? Прочитайте их.

– Как вы думаете, почему писатель запомнил эту ёлку на всю жизнь?

– Чему учит этот рассказ?

– Как вы считаете, прав ли Михаил Михайлович в том, что об этом событии из своего детства он решил рассказать и другим детям? Почему так решили?

IV. Итог урока.

– Чему вас научил сегодняшний урок?

Домашнее задание: перечитать рассказ М. М. Зощенко «Ёлка» (с. 59–64, часть 2-я), подготовить чтение по ролям (выборочное) или инсценировку рассказа (части рассказа); подготовиться к обобщающему уроку по разделу «Страна детства».



Урок 52
ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО разделу «СТРАНА ДЕТСТВА»

Цели: обобщить и систематизировать знания учащихся по разделу; проверить, как ученики усвоили, насколько глубоко поняли произведения раздела.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Учащиеся показывают приготовленную дома инсценировку рассказа М. М. Зощенко «Ёлка» или читают рассказ по ролям.

Затем дети оценивают работу друг друга, выделяя лучшего исполнителя каждой роли, лучшую «актёрскую труппу».

III. Обобщение знаний учащихся.

– Мы закончили изучение произведений из раздела «Страна далёкого детства». Почему этот раздел так назван?

– Что объединяет все произведения раздела?

– Какое произведение вам запомнилось больше всего? Чем?

– Что нового о жизни детей, живших в начале – середине XX века, вы узнали, читая произведения раздела?

– Чья судьба вас поразила сильнее всего? Кому вы сочувствовали? За кого переживали? За кого из героев радовались?

– Кому бы вы хотели прийти на помощь?

– А с кем бы просто хотели оказаться рядом? Почему?

Физкультминутка

В заключение урока учащиеся выразительно читают или пересказывают отрывки из тех произведений, которые им понравились больше всего, которые оставили наиболее глубокий след в их душах, сердцах.

Дети могут проинсценировать или прочитать по ролям полюбившиеся им отрывки.

IV. Итог урока.

Домашнее задание: написать сочинение или подготовить устный рассказ о каком-нибудь интересном событии из детства ваших близких: родителей, бабушек, дедушек. Это может быть событие, которое по какой-то причине запомнилось старшим больше всего, или событие, которое наиболее привлекло внимание детей.