Урок — деловая игра "Юный корректор" по русскому языку в 5-м классе
Автор – Плютова Наталья Васильевна, учитель русского языка и литературы
Образовательное учреждение – МКОУ «Тегульдетская СОШ» Тегульдетского района Томской области
Класс – 5 класс
Предмет – русский язык
Тип урока – урок закрепления знаний
Методы работы: словесный, наглядный, практический, метод самостоятельной работы, работы в парах.
Продолжительность занятия – 45 минут
Необходимое оборудование и материалы для занятия – мультимедийное оборудование, компьютерная презентация, раздаточный материал (рабочие листы)
Краткое описание: в форме деловой игры повторить изученный материал, прививая школьникам любовь к родному языку.
Цель урока: Обобщение и систематизация знаний, умений и навыков, полученных при изучении темы «Морфемика». Проверка практических умений и навыков учащихся по осознанному применению полученных знаний; выявление уровня знаний учащихся.
Задачи:
обучающая: вырабатывать у школьников орфографическую зоркость, совершенствовать навыки грамотного письма учащихся, продолжить формировать нормы правильной литературной речи;
развивающая: развитие познавательного интереса у школьников как стремление к получению знаний, усиление познавательной мотивации осознанием ученика своей значимости в образовательном процессе;
воспитывающая: воспитывать любовь и интерес к слову, к русскому языку.
Ход урока.
Относитесь к родному языку бережно и любовно.
Думайте о нём, изучайте его, страстно любите его,
и вам откроется мир безграничных радостей,
безграничны сокровища русского языка.
В.А Луговской.
- Доброе утро, ребята. Сегодня мы проведём необычный урок в форме деловой игры. (слайд 1)
Вступительное слово учителя:
- Кому не приходилось доверять бумаге свои мысли, расчёты, наблюдения, идеи? Учёный, закончивший важное исследование, инженер, проделавший сложные вычисления, немедленно берутся за перо, чтобы изложить на бумаге результаты своего труда, сделать их доступными другим людям, сохранить их для будущих поколений.
И горько подумать, что случайная описка или ошибка могут оборвать нить изложения, изменить смысл, разрушить стройную систему доказательств – короче говоря, значительно повредить плоды напряжённой работы мысли.
«До чего же это хрупкое и неустойчивое свойство – точность изложения наших мыслей на бумаге! Сколько надо повозиться, чтобы подчинить своей воле беглые письмена или печатные знаки! Казалось бы, простое дело, а требует оно постоянного упражнения и устойчивого внимания, твёрдых навыков. Надо развивать в себе эту полезную способность», - так пишет в книге «У слова, стоя на часах» Олег Рисс – корректор по профессии.
- Как вы думаете, а кто такой корректор? Выслушиваем все ответы учащихся.
- Я предлагаю вам обратиться к Толковому словарю и проверить лексическое значение слов: корректор, корректура, корректировать. (Слайд 2)
Корректор - работник издательства, редакции, типографии, читающий корректуру.
Корректура – исправление ошибок.
Корректировать – исправлять ошибки, поправлять текст.
- Сегодня все вы, ребята, будете в течение урока выполнять обязанности корректора.
Как вы думаете, какими качествами должен обладать корректор? (Хорошее знание языка, обладать орфографической зоркостью, быть грамотным, внимательным, аккуратным и др.)
- Начнем с вами с небольшой разминки.
Задание №1 Молчаливый диктант (слайд 3)
- Что изучает орфоэпия? Орфоэпия - раздел фонетики, изучающий правильность произношения слов. Запишите слова, расставьте ударения. (слайд 4)
Сливовый, звоним, торты, начала, щавель, банты, пихта, хвоя, свёкла
- А теперь проведём взаимопроверку (работа в парах) слайд 5. Каждый учащийся подсчитывает количество правильных ответов, результат записывает в свой оценочный лист. (См. приложение 1) |
Учитель предлагает учащимся устно составить 3 словосочетания с данными словами. Озвучиваем.
Задание 2. Теоретическая разминка. (слайд 6)
Самостоятельно работают с тестовыми заданиями по пройденному материалу, находят правильные варианты. (слайд 7-11)
- Проведём взаимопроверку (работа в парах). Учитель с учащимися разбирают задания, называют правильный ответ. Каждый учащийся подсчитывает количество правильных ответов, результат записывает в свой оценочный лист. |
Задание №3 Проверим свою орфографическую зоркость! (слайд 12)
- Ребята, перед вами в рабочих листах письмо одной не очень грамотной девочки. Найдите ошибки в этом письме, исправьте их, определите, какие орфограммы не усвоила ученица.
Дядя, прашу тебя, помаги твоей плимяннице Оле,
А то небудет наги в этой противной школи.
Мне вчера за дектант на слова учитель паставил «два»,
А сам сказал, что маю работу даже несмок прачитать .
Попраси его, дядя, исправить двойку и паставить мне пять.
- А теперь проведём взаимопроверку (работа в парах). Проверяют текст. Если есть ошибки, исправляют прямо в рабочих листах. (слайд 14) Каждый учащийся подсчитывает количество правильных исправлений, результат записывает в свой оценочный лист. |
Задание № 4.Лексический диктант. (слайд 15)
- Зачем, ребята, мы должны пополнять свой лексикон? Выслушиваем ответы.
Лексический диктант (по лексическому значению определить нужно понятие и записать одним словом).
1.Нелепость, бессмыслица (абсурд)
2.Сооружение для стоянки и ремонта самолетов, вертолетов (ангар)
3.Опросный лист для получения сведений о том, кто его заполняет (анкета)
4. Мелкая морская рыба (анчоус)
5.Объявление о том, что все билеты на спектакль, представление и другое проданы (аншлаг)
6.Перерыв между актами спектакля или отделениями концерта (антракт)
7.Помещение, предназначенное для чтения лекций, проведения занятий (аудитория)
8.Краткое изречение с оригинальным содержанием (афоризм)
9.Ритмическая гимнастика (аэробика)
Учитель предлагает детям составить предложения с данными словами. Зачитывают.
- Проведём взаимопроверку (работа в парах). Учитель снова читает значение слов, учащиеся вслух называют слова, проверяют правильность записанных слов (слайд 16). Каждый учащийся подсчитывает количество верно и грамотно записанных им слов, результат вносит в свой оценочный лист. |
Задание 5. Выборочный диктант. (слайд 17)
Перед выполнением задания учащиеся вслух повторяют правило на орфограмму «Буквы ё – о после шипящих в корне слова»
Выпишите слова, в корне которых пишется О. (слайд 18)
- Проведём взаимопроверку (работа в парах). (слайд 19). Каждый учащийся подсчитывает количество грамотно записанных им слов, результат вносит в свой оценочный лист. |
Задание 6. Буквенный диктант. (слайд 20)
Проведём буквенный диктант на правило «Гласные в корнях -раст-, -рос-». Работа с данным диктантом заключается в следующем: учитель диктует слова, учащиеся слова не записывают, а лишь записывают под цифрами гласные, которые пишутся в корнях этих слов, т.е. А или О. (См. Рабочий лист).
Перед выполнением задания вслух повторяют правило на данную орфограмму.
выросла
взрастить
водоросли
растения
росток
отрасль
заросли
выращенный
отросла
- Проведём взаимопроверку (работа в парах). (слайд 21) Каждый учащийся подсчитывает количество правильных ответов, результат вносит в свой оценочный лист. |
- Я прочитаю вам стихотворение Д.Чиарди «Еще одно эхо?» Ваша задача - к каждой второй строчке стихотворения попытайтесь подобрать рифмующее слово:
И нам с тобой пришел черед
Сыграть в игру «Наоборот».
Скажу я слово ВЫСОКО,
А ты ответишь ….НИЗКО
Скажу я слово ДАЛЕКО,
А ты ответишь ….БЛИЗКО
Скажу я слово ПОТОЛОК,
А ты ответишь …ПОЛ.
Скажу я слово ПОТЕРЯЛ,
И скажешь ты ….НАШЕЛ
Скажу тебе я слово ТРУС,
Ответишь ты ….ХРАБРЕЦ
Теперь НАЧАЛО я скажу.
Ну отвечай …КОНЕЦ
- К концу подошли наши письменные испытания, но не урок. Как называются слова, которые вы подобрали в стихотворении? (антонимы)
- Понравилось ли вам быть корректором? Выслушиваем ответы.
Подводим итог нашим знаниям как теоретическим, так и практическим. Каждый учащийся подсчитывает свои баллы в оценочном листе в графе «Баллы, которые я набрал(а)», суммирует, записывает. Далее каждый ученик делит количество набранных им баллов на максимальное количество баллов в оценочном листе – получаем процент правильного и грамотного выполнения заданий. Выводим оценку за работу на уроке (слайд 22)
Рефлексия (см. рабочий лист)
Каждый ученик заполняет свой лист самооценки. Каждую характеристику своей работы он должен оценить по пятибалльной шкале.
Я работал(а) в тетради аккуратно – 1 2 3 4 5.
Я проверял(а) работу одноклассников – 1 2 3 4 5.
Я редактировал(а) текст – 1 2 3 4 5.
Я отвечал(а) на вопросы – 1 2 3 4 5.
Я хорошо справился с заданиями – 1 2 3 4 5
Я внимательно слушал(а)ответы учащихся – 1 2 3 4 5.
Я дополнял(а) ответы одноклассников – 1 2 3 4 5.
Мое настроение – 1 2 3 4 5.
По результатам такой самооценки ученик может осознать, в каком направлении ему развиваться дальше.
Список использованной литературы
А. Хайт, А.Левенбук «Весёлая грамматика «Радионяни» – Москва, «Росмэн», 1997
О. Рисс Издательство: М.: Книга. «У слова, стоя на часах 1989 г
Д. Чиарди «Еще одно эхо?» М.: Детская литература, 1965 г.
С.И. Ожегов. Словарь русского языка. М.: Оникс, 2007
Плютова Н.В., учитель русского языка и литературы МКОУ «Тегульдетская СОШ» Томской области