
Тема урока: Вулканы.
Задачи урока:
образовательные:
- формирование представления у учащихся о строении вулкана, причине вулканизма, типах вулканов;
- выявить районы вулканизма;
развивающие:
- способствовать формированию и развитию умений и навыков практической деятельности по анализу текстовых и иллюстративных материалов;
- продолжить формирование навыков работы с картографическими пособиями и Интернет ресурсами;
- развивать память, воображение, логическое мышление;
- развивать творческие способности, способствовать формированию навыков исследовательской работы.
воспитательные:
- воспитание умения высказывать своё мнение, уважение к ответам одноклассников;
- формирование у школьников отношения к планете Земля как к объекту красоты, изучения и охраны окружающей природы
Планируемые результаты:
Личностные: осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира;
Метапредметные: развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся умения организовывать учебное сотрудничество, самостоятельность; устанавливать соответствие полученного результата поставленной ц
Предметные: знать строение вулкана, их виды, уметь устанавливать взаимосвязи между формами рельефа земной поверхности и внешними, внутренними географическими процессами, объяснять причины возникновения вулканов, приводить примеры вулканической опасности, прогнозирования извержений и их последствий. Определять и показывать на карте вулканы. Умение работать с картографическими источниками географической информации.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная и индивидуальная
Оборудование:
Физическая карта полушарий.
Кинофильм «Вулканы и гейзеры Камчатки и Курил».
Картина К.П. Брюллова «Последний день Помпеи».
Фрагмент музыкального произведения Э. Артемьева «Ода доброму вестнику» № 7 «Спорт, ты мир» (вступление).
Компьютер и проектор.
Схема «Строение вулкана», мозаика «Строение вулкана».
Стихи, загадки.
Презентация .
Ход урока:
Эпиграф к уроку
Магма по жерлу рвется наружу,
Выход из кратера ей очень нужен,
Если проход на поверхность дан,
Значит, проснулся грозный вулкан.
Организационный момент.
Изучение нового материала.
Учитель: 1. Загадка.
Я извергаю пепел, камни, лаву,
Я в гневе сотрясаю всё вокруг
И выгляжу при этом величаво.
Что я такое? Догадайся друг.
(Сообщение темы урока. Определение целей урока).
-Откуда пошло название «вулкан»?
Слайд 1 - 3
Дополнение: Древние народы считали, что извержение вулкана – это великий грех богов.
В одном из древнегреческих мифов описан страшный поединок Зевса с Тифоном – чудовищем, олицетворяющем огнедышащие горы и землетрясения. Поднялся Тифон из недр Земли, диким воем сотряс воздух. Бурное пламя клубилось вокруг него, и земля дрожала под его ногами. Но смело кинулся бог громовержец Зевс и разгорелся бой. Земля и небо сотрясались до основания. Сотнями сыпались огненные стрелы – молнии Зевса, казалось, что от огня горит воздух. Рухнул Тифон на Землю. Зевс поднял поверженного врага и кинул в мрачный Тартар. Но и в Тартаре грозит грозный Тифон богам и всему живому, вызывает бури и извержения вулканов.
Известен и знаменит был у греков Гефест – искусный мастер, покровитель кузнечного дела. Самая главная кузница бога Гефеста была расположена в недрах горы Этна, на острове Сицилия. Этна бушевала 130 раз.
У древних римлян бог огня и кузнечного дела тоже сначала назывался Гефестом, а затем был переименован в Вулкана.
Что вы знаете о вулканах?
Чем они отличаются от обыкновенной горы?
Вулкан правильной формы, на вершине чашеобразное углубление.
________Как же образуется вулкан?
Слайд «строение вулкана»
--В земной коре есть трещины, вблизи которых давление вещества мантии меньше. Вещество мантии плавится, образуя очаг магмы. Газы, растворённые в магме, вытесняют её из очага вверх по жерлу к кратеру, из которого она изливается лавой. Температура лавы – 1000 градусов. Жидкая лава разливается быстрее и далеко стекает по склону. Если же лава густая, а это зависит от её химического состава, она может закупорить жерло вулкана и привести к его взрыву. Что и произошло с вулканом Кракатау.
( зачитать – самый «кровожадный» вулкан )
(дополнительно работа со схемой и мозаикой «Строение вулкана»).
(предлагается учащимся собрать мозаику)
идёт вглубь от кратера, но по нему поднимается магма | | излившаяся на поверхность магма t° 750-1250°С. Скорость течения 300-500 м/с | | вершина вулкана, а бывает от нескольких десятков, до двух и более километров |
| | | | |
очаг вулкана | | лава | | жерло |
| | | | |
| кратер | | | |
| | | расположен в глубине Земли | |
Физминутка
Мы устали, засиделись
Нам размяться захотелось
Отложили мы тетрадки
Приступили мы к зарядке.
То на стену посмотрели,
То в окошко поглядели.
Вправо влево поворот
А потом наоборот
Приседанья начинаем
Ноги до конца сгибает
Вверх и вниз,
Вверх и вниз
Приседать не торопись
И в последний раз присели
А теперь за парты сели.
Учитель: А сейчас сосредоточьтесь и прослушайте музыкальное произведение Э. Артемьева «Ода доброму вестнику» № 7 «Спорт, ты мир» (вступление). Затем ответить на вопросы:
Сколько частей можно выделить в музыкальном фрагменте?
Какие чувства у вас вызывает каждая часть?
(учащиеся выделяют 3 части, условно соответствующих этапам образования вулкана)
В 1 части отмечают, что она навевает мрачное, тревожное настроение. Кажется, что приближается что-то грозное. Слышится шум, свист, грохот. Идёт как бы подготовка вулкана к извержению. Его появление предшествуют частые толчки, подземный шум. Эти толчки приводят к образованию трещин в земной коре. В недрах образуется магматический очаг. (показ на схеме)
2 часть фрагмента музыкального произведения вызывает у ребят чувство тревоги, страха так как барабаны бьют всё сильнее и сильнее, шум усиливается. Слышится какой-то шелест, плавное звучание говорит о том, что как будто что-то движется.
По трещинам медленно поднимается огненно-жидкая масса – магма. Она зловещими красными языками изливается на поверхность и потоками стекает по склону вулкана, сжигая все на своем пути.
3 часть музыкального произведения наряду с тревогой вызывает у учащихся чувство торжества. В этой части ребята чувствуют, как вулкан набирает силу, затем даёт оглушительные залпы. Из кратера вырываются ядовитые газы, пепел, вылетают раскалённые камни – вулканические бомбы. Торжество в музыке передаёт силу природы, зрелищность извержения вулкана, переход от разрушения к рождению нового.
(дополнение)
На земном шаре 1343 действующих вулкана, многие из них подводные. Больше всего вулканов находится в Индонезии 200 – 77 из них действующие.
В России на полуострове Камчатка вулканы тянутся на сотни километров. Здесь 120 вулканов, из которых 22 действующих.
(об интересных вулканах)
В Центральной Америке есть вулкан Мацк - Ицалько. Каждые 8 минут взлетает столб огня до 300 метров высоты. Это естественный маяк у берегов Сальвадора служит ориентиром морякам.
(Рассказ о подводных вулканах)
Пример:
В начале XVII века в результате извержения вулкана образовался вулканический остров в Средиземном море. Итальянцы называли его Юлия, англичане Грехем, а испанцы Фернандес. Пока между этими государствами шел спор о принадлежности, остров скрылся в морской пучине. В 1950 г он снова появился, но через некоторое время опять исчез.
Виды вулканов слайды
Учитель: ( о мужественных людях, изучающих это грозное явление – вулканологах)
« Мы вулкана сыны…
Кратер гремит маня.
Выведать мы должны
Тайны бога огня.
Шлак под ногами горяч,
Бомбы дымят вокруг.
В гору шаги тяжелы,
По каскам лапиллей град.
Упрямы, упрямы и злы,
Лезем мы прямо в ад.
Едок сернистый газ –
Стиснув зубы, держись!
Жизнь нам даётся раз,
Ставим на карту жизнь!..
Слайды: (вулканолог у кратера вулкана)
Наука, изучающая вулканы – вулканология. У подножия Ключевской Сопки, в посёлке Ключи, находится наблюдательная станция вулканологов – филиал Института вулканологии АН РФ.
4. Практическая работа.
Найти по координатам вулканы, записать их названия и абсолютную высоту.
19° с.ш. и 97° з.д. (Орисаба, 5747 м)
2° ю.ш. и 78° з.д. (Котопахи, 5897 м)
4° ю.ш. и 38° в.д. (Килиманджаро, 5895 м)
55° с.ш. и 160° в.д. (Ключевская сопка, 4750 м)
6° ю.ш. и 106° в.д. (Кракатау, 813 м).
2. Отметить на контурной карте вулканы Везувий, Этна, Фудзияма, Гекла, Камерун и вулканы найденные по координатам.
Стихотворение «Вулканы».
Не раз вулкан Килиманджаро
Всем задавал большого жара
А изумительный Везувий
Был для страны своей безумьем
Дымила сопка Ключевская
И газ, и пепел выпуская,
А за компанию и Гекла
Нисколько не жалела пепла.
Быть может и страшны вулканы.
Но всё же люди, как не странно
И в прошлые, и в наши дни
Гордятся, если есть они.
Вулкан – это «окно в глубины Земли»
Изучение вулкана даёт возможность открыть тайну образования полезных ископаемых.
Учитель: А теперь ребята, я приглашаю вас совершить заочное путешествие в г. Санкт-Петербург с целью посещения Русского музея. В музее экспонируется много замечательных произведений искусства, в том числе и картинка Карла Брюллова «Последний день Помпеи», на которой изображено извержение вулкана Везувий.
Художник посетил города Помпеи Геркуланум, погребённых под раскалённой лавой Везувия и впервые раскопанных археологами в 18 веке. Он был настолько поражен увиденным, что захотел изобразить это событие.
Слайд:

«Магма по жерлу рвётся наружу
Выход из кратера ей очень нужен
Если проход на поверхности дан
Значит, проснулся грозный вулкан.»
Так как в основу картины К. Брюллов положил действительные события извержения вулкана Везувий в 79 году н.э.
(Перед рассмотрение картины зачитать описание трагедии историком и писателем Плинием младшим, который был свидетелем катастрофы (на картинке он изображен справа, склонившись над упавшей матерью).
Это описание исполненного величия, глубоко взволновало К. Брюллова. Он стремился следовать Плинию и в деталях, и в восстановлении духа и атмосферы события. Огромное полотно (длина 641 см и высота 456 см) и сейчас производит сильное впечатление. Молнии разверзли небеса, огнедышащая лава, кипящим потоком низвергается по склону вулкана. Мечутся и ржут испуганные кони, бегут люди. Мужчина с женой и ребёнком спешит покинуть погибающий город, сыновья на плечах несут старика – отца, муж безжизненное тело жены. Матрона судорожно обнимает дочерей словно надеется защитить их от разрушительной стихии, всадник тщетно пытается совладать с обезумевшей лошадью. Упала с колесницы и разбилась о камни мостовой молодая женщина, к телу женщины жмётся чудом уцелевший ребёнок. Здесь и языческие жрецы, и христианский священник с кадилом, в толпе мы видим живописца, поддерживающего на голове ящик с красками и кистями. В его облике узнаётся сам Брюллов. С высоты падают статуи богов, императоров, как бы символизируя крушение мира.
«Везувий зев открыл – дым хлынул клубом – пламя
Широко разлилось, как военное знамя
Земля волнуется с шатнувшихся колонн
Кумиры падают! Народ, гонимый страхом
Толпами стар и млад, под выпаленным прахом
Под каменным дождём, бежит из града вон».
- написал Пушкин под впечатлением картины из книги Островского «Рассказ о русской живописи».
Три дня продолжалось извержение Везувия – образовался кратер 3 км. в поперечнике.

г. Помпеи посещают туристы.
Город Помпеи находился с подветренной стороны от вулкана и очень быстро был засыпан 3-х метровым слоем пепла. Город Геркуланум был затоплен грязевыми потоками глубиной 15 м. Почти полностью был уничтожен город Стобия, погибло около 10 тысяч человек.
Спустя несколько веков уже ничто не напоминало о том, что когда-то здесь стояли города.
Художник показал грозную красоту человека, величие благородных человеческих чувств – солидарности, сострадания, самоотверженности.
В 1833 году работа была завершена, и уже в следующем году выставлена в Милане, Париже, Берлине и имела потрясающий успех. С триумфом была встречена в Санкт-Петербурге.
Великий русский критик Стасов писал: «И стал последний день Помпеи первым днём русской живописи».
«Надёжнее земли ничего нет» - думали люди веками. И возводили на ней пирамиды, крепости, храмы. А теперь строят небоскрёбы, сооружают тоннели, прокладывают нефтепроводы. И часто не подозревают, что земная поверхность не так уж и незыблема.
Слайды (гейзеры)
ГЕЙЗЕРЫ:
Есть один полярный остров,
Он внутри, как самовар
Там из расщелин в скалах острых
Со свистом вылетает пар
И в тот не сунешься поток
Водичка, словно кипяток. (остров Исландия)
Гейзеры – периодически фонтанирующие источники горячей воды.
Название пришло из Исландии от Большого Гейзера. В 1918 г. деятельность этого гейзера прекратилась, превратившись в нарицательное – в переводе гейзер - «горячий».
Йеллоустонский национальный парк и Калифорния
Новая Зеландия
Исландия
Небольшие гейзеры действуют в Японии и Китае (в Тибете)
И самый экзотический уголок Земли - Долина Гейзеров на Камчатке.
Здесь известно до 20 крупных гейзеров – самый большой – Великан.
«Жемчужный» - по цвету отложений.
«Сахарный» - окружённый красивым светло – розовым цветом
(использование горячих источников)
В романе Жюля Верна «Дети капитана Гранта» есть такая сцена. Гленарван и его спутники во время путешествия по Новой Зеландии попали как – то в тяжёлое положение. Окружённые маори, они не могли даже что – нибудь сварить себе: не было дров. Тогда изобретательный географ Жак Паганель посоветовал «закопать папоротник и батат прямо в землю. Действительно, температура верхнего слоя земли была очень высока. Путешественники последовали совету Паганеля и вскоре уже ели печёные папоротник и батат – сладкий картофель.
Вполне возможно, что в вулканических районах люди использовали тепло Земли таким же образом, как и герои Жюля Верна.
Отопление домов, теплиц.
Просмотр кинофильма «Вулканы и гейзеры Камчатки и Курил» (Вулканы)
Домашнее задание: § 19. Контурные карты
Творческое задание: Вы – сотрудник МЧС и оказались в районе, где произошло извержение вулкана. Напишите рассказ о ваших действиях.
15