СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок географии в 8 классе по ФГОС: "Основные формы рельефа и особенности их распространения на территории России"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: Сформировать у учащихся целостное представление об основных формах рельефа России, их происхождении и закономерностях распространения на территории страны, а также развивать умение анализировать географическую информацию и применять ее на практике.

Просмотр содержимого документа
«Урок географии в 8 классе по ФГОС: "Основные формы рельефа и особенности их распространения на территории России"»

Урок географии в 8 классе по ФГОС: "Основные формы рельефа и особенности их распространения на территории России"

Цель урока: Сформировать у учащихся целостное представление об основных формах рельефа России, их происхождении и закономерностях распространения на территории страны, а также развивать умение анализировать географическую информацию и применять ее на практике.

Задачи урока:

  • Образовательные:

    • Познакомить учащихся с основными формами рельефа России: равнинами (низменностями, возвышенностями, плоскогорьями) и горами (молодыми и древними).

    • Изучить особенности происхождения и формирования основных форм рельефа России.

    • Рассмотреть закономерности распространения основных форм рельефа на территории России, выявить их взаимосвязь с тектоническим строением и климатическими условиями.

    • Актуализировать знания учащихся о тектонических структурах России и их влиянии на рельеф.

  • Развивающие:

    • Развивать умение работать с различными источниками географической информации: картами (физической, тектонической), текстом учебника, дополнительными материалами.

    • Формировать навыки анализа и синтеза информации, установления причинно-следственных связей.

    • Развивать пространственное мышление и умение ориентироваться на карте.

    • Стимулировать познавательный интерес к изучению географии России.

  • Воспитательные:

    • Воспитывать чувство гордости за свою страну, ее природное богатство и разнообразие.

    • Формировать ответственное отношение к изучению географии и бережное отношение к природе.

    • Способствовать развитию коммуникативных навыков и умения работать в группе.

Тип урока: Комбинированный (изучение нового материала, закрепление знаний, применение умений).

Формы работы: Фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы обучения: Словесные (беседа, рассказ), наглядные (работа с картами, презентация), практические (работа с контурной картой, выполнение заданий).

Оборудование:

  • Физическая карта России.

  • Тектоническая карта России.

  • Компьютер, проектор, экран.

  • Презентация к уроку.

  • Учебник географии для 8 класса.

  • Контурные карты России.

  • Раздаточный материал (карточки с заданиями, схемы).

Планируемые результаты:

  • Предметные: Учащиеся смогут называть и показывать на карте основные формы рельефа России, объяснять их происхождение и особенности распространения, устанавливать связь между тектоническим строением и рельефом.

  • Метапредметные:

    • Регулятивные: Умение ставить учебную задачу, планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль и самооценку.

    • Познавательные: Умение извлекать информацию из различных источников, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

    • Коммуникативные: Умение слушать и понимать других, высказывать свое мнение, работать в группе, сотрудничать.

  • Личностные: Формирование познавательного интереса к географии, осознание ценности природного наследия России, развитие самостоятельности и ответственности.

Структура урока:

I. Организационный момент (2-3 мин)

  • Приветствие учащихся.

  • Проверка готовности к уроку.

  • Создание позитивного настроя.

II. Актуализация опорных знаний (7-10 мин)

  • Беседа:

    • Что такое рельеф? Какие основные формы рельефа вы знаете?

    • Какие силы формируют рельеф Земли? (Внешние и внутренние)

    • Какие основные тектонические структуры выделяют на территории России? (Платформы и складчатые области)

    • Как тектоническое строение влияет на рельеф?

  • Работа с тектонической картой: Учитель задает вопросы, учащиеся показывают на карте соответствующие тектонические структуры.

III. Изучение нового материала (20-25 мин)

  1. Введение в тему урока:

    • Учитель объявляет тему урока: "Основные формы рельефа и особенности их распространения на территории России".

  • Учитель ставит проблемный вопрос: "Почему территория России так разнообразна по своему рельефу?"

  • Демонстрация физической карты России, акцентирование внимания на разнообразии форм рельефа.

  1. Классификация форм рельефа:

    • Учитель объясняет, что все формы рельефа можно разделить на две большие группы: равнины и горы.

    • Равнины:

      • Определение равнины.

      • Классификация равнин по высоте: низменности, возвышенности, плоскогорья.

      • Примеры крупнейших равнин России: Восточно-Европейская равнина, Западно-Сибирская равнина, Среднесибирское плоскогорье.

      • Связь равнин с тектоническим строением (платформы).

      • Краткая характеристика каждой из упомянутых равнин (особенности рельефа, климата, хозяйственное освоение).

    • Горы:

      • Определение гор.

      • Классификация гор по возрасту: молодые и древние.

      • Примеры крупнейших горных систем России: Уральские горы, Кавказские горы, Алтай, Саяны, горы Сибири и Дальнего Востока (Верхоянский хребет, Черский хребет, хребет Сихотэ-Алинь).

      • Связь гор со складчатыми областями.

      • Краткая характеристика каждой из упомянутых горных систем (особенности рельефа, климата, хозяйственное освоение, высочайшие вершины).

  2. Закономерности распространения форм рельефа:

    • Учитель подводит учащихся к пониманию того, что расположение равнин и гор на территории России не случайно, а обусловлено тектоническим строением.

    • Демонстрация наложения физической и тектонической карт России для наглядной демонстрации этой связи.

    • Объяснение принципа: платформы – равнины, складчатые области – горы.

    • Выделение основных равнинных пространств (Восточно-Европейская равнина, Западно-Сибирская равнина) и горных систем (Урал, Кавказ, Алтай и др.).

IV. Закрепление изученного материала (10-12 мин)

  1. Работа с контурной картой:

    • Учащиеся наносят на контурную карту основные формы рельефа России (крупнейшие равнины и горные системы), подписывают их названия.

    • Учитель осуществляет контроль за выполнением задания, оказывает индивидуальную помощь.

  2. Игра "Угадай форму рельефа":

    • Учитель описывает ту или иную форму рельефа России, а учащиеся должны назвать ее. Например: "Эта равнина занимает огромную территорию в Западной Сибири, имеет плоский рельеф и богата нефтью и газом." (Западно-Сибирская равнина).

  3. Вопросы на понимание:

    • Какие равнины России расположены на древних платформах?

    • Какие горы России являются результатом столкновения литосферных плит?

    • Чем отличаются молодые горы от древних?

    • Как климат влияет на формирование рельефа? (Краткое упоминание о роли эрозии, выветривания).

V. Рефлексия (3-5 мин)

  • Фронтальная беседа:

    • Что нового вы узнали сегодня на уроке?

    • Какие формы рельефа России вам запомнились больше всего?

    • Как вы думаете, почему важно знать о формах рельефа нашей страны?

    • Оцените свою работу на уроке. Что получилось хорошо, а что вызвало трудности?

VI. Домашнее задание (1-2 мин)

  • Прочитать параграф учебника по теме "Основные формы рельефа России".

  • Выучить названия основных равнин и горных систем России.

  • Творческое задание (по желанию): Подготовить небольшое сообщение об одной из форм рельефа России, используя дополнительные источники информации (интернет, энциклопедии). Можно подготовить презентацию или рисунок.

Пример презентации к уроку (краткое содержание слайдов):

  • Слайд 1: Титульный слайд: "Основные формы рельефа и особенности их распространения на территории России".

  • Слайд 2: Цель и задачи урока.

  • Слайд 3: Что такое рельеф? (Определение, изображение различных форм рельефа).

  • Слайд 4: Факторы, формирующие рельеф (внутренние и внешние силы).

  • Слайд 5: Тектоническая карта России (с выделением платформ и складчатых областей).

  • Слайд 6: Равнины России (определение, классификация, примеры: Восточно-Европейская равнина).

  • Слайд 7: Восточно-Европейская равнина (фотографии, описание, особенности рельефа, связь с Русской платформой).

  • Слайд 8: Западно-Сибирская равнина (фотографии, описание, особенности рельефа, связь с Западно-Сибирской плитой).

  • Слайд 9: Среднесибирское плоскогорье (фотографии, описание, особенности рельефа, связь с Сибирской платформой).

  • Слайд 10: Горы России (определение, классификация, примеры: Уральские горы).

  • Слайд 11: Уральские горы (фотографии, описание, особенности рельефа, возраст, полезные ископаемые).

  • Слайд 12: Кавказские горы (фотографии, описание, особенности рельефа, высочайшая вершина – Эльбрус, связь с альпийской складчатостью).

  • Слайд 13: Алтай (фотографии, описание, особенности рельефа, связь с герцинской складчатостью).

  • Слайд 14: Горы Сибири и Дальнего Востока (краткий обзор, примеры: Верхоянский хребет, хребет Черского, хребет Сихотэ-Алинь).

  • Слайд 15: Закономерности распространения форм рельефа (связь с тектоническим строением, наложение карт).

  • Слайд 16: Закрепление материала (вопросы, задания).

  • Слайд 17: Домашнее задание.

Пример раздаточного материала (карточки с заданиями):

Карточка №1:

  1. Назовите крупнейшую равнину России, расположенную в Западной Сибири.

  2. Какие горы являются границей между Европой и Азией?

  3. Какая гора является высочайшей вершиной России?

  4. Объясните, как тектоническое строение влияет на рельеф территории.

Карточка №2:

  1. Определите, к какой форме рельефа относится Среднесибирское плоскогорье.

  2. Назовите горную систему, расположенную на юге России.

  3. Какие формы рельефа преобладают на территории Восточно-Европейской равнины?

  4. Приведите примеры молодых и древних гор России.

Карточка №3:

  1. Опишите особенности рельефа Уральских гор.

  2. Назовите равнину, расположенную на Русской платформе.

  3. Какие горы расположены на Дальнем Востоке России?

  4. Объясните, почему рельеф России так разнообразен.

Этот урок, построенный в соответствии с требованиями ФГОС, позволит учащимся не только получить знания об основных формах рельефа России, но и развить необходимые умения и навыки для дальнейшего изучения географии. Важно помнить о необходимости дифференцированного подхода к обучению, учитывая индивидуальные особенности каждого ученика. Использование различных форм работы и наглядных материалов сделает урок более интересным и запоминающимся. А творческое домашнее задание позволит учащимся проявить свою индивидуальность и углубить свои знания по теме. Учитель, в свою очередь, должен выступать не только как источник