Разработка урока географии
Целевая аудитория: обучающиеся 9 класса.
Тема урока: «Железнодорожный и автомобильный транспорт».
Место урока в планировании: 2 урок в теме «Инфраструктурный комплекс».
Цель урока: на основе полученных ранее знаний обеспечить осознание и осмысление обучающимися новой информации; создать условия для стимулирования познавательной активности, развития коммуникативных компетенций средствами кейс-технологии.
Задачи:
- сформировать представления о железнодорожном и автомобильном транспорте;
- показать учащимся особенности работы, проблемы транспорта России.
-стимулировать развитие эмоциональной сферы и творческих способностей обучающихся;
- воспитывать организованность, стремление рационально использовать время;
- расширять географический кругозор,
- способствовать формированию целостной географической картины мира на основе межпредметных связей.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Форма организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая.
Методы обучения: словесные (объяснение, беседа), наглядные (использование презентации, демонстрации), практические (самостоятельная работа с материалами кейса).
Технологии обучения: элементы кейс-технологии.
Программно-методическое обеспечение:
-Программа «География России 8-9 классы». Сост. И.В. Душина.- М: « Дрофа»,2009.
- Рабочая программа «География. России 9кл». Составитель – Баркова Е.Н.
- Учебник: В.П. Дронов, В.Я. Ром «География. Россия. Население и хозяйство», - М.: «Дрофа», 2010 г.
- Географический атлас школьника. - М.; Дрофа; Издательство ДИК. Редактор Н.А.Курбский, 2008.
- ЭОР: мультимедиа презентация.
Оборудование:
- Мультимедиа оборудование (проектор, экран)
- Раздаточный материал (кейс)
-записи на доске
- карта "Транспорт России"
- схема "Состав инфраструктурного комплекса".
- тест
Планируемые результаты:
Личностные:
1. Формирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;
2. Развитие способности к самостоятельному приобретению знаний и практических умений, в частности умения работать с разнообразными источниками информации
Предметные:
1. Формирование представления о загрязнении окружающей среды
2.Развитие умений работы с географической картой и использования карты как одного из «языков» общения; 3.Формирование навыков нахождения, использования и презентации географической информации.
Метапредметные:
1. Развитие умения определять цели и задачи своей деятельности,
выбирать средства реализации цели и применять их на практике;
2. Развитие умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование,
3 .Формирование умения взаимодействовать с одноклассниками, работать в малых группах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя.
Сценарный план урока
1.Организационный этап (Самоопределение к деятельности) 1мин
2.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся. - 5мин
3.Актуализация знаний. 10 мин
4.Первичное усвоение новых знаний. 10 мин
5.Первичная проверка понимания. 5 мин
6.Первичное закрепление. 5 мин
7.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению 5 мин
8. Рефлексия 4 мин
Сценарный план урока
I. Организационный этап
II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.
Рассмотри схему. - Схема какого комплекса представлена?
- Какие отрасли входят в состав инфраструктурного комплекса?
-Чем представлена?
Какова роль транспорта в народном хозяйстве?
Объясните, что значит «пассажирооборот»? (количество перевезенных пассажиров на дальность перевозки)
Рассмотри схему. Составные части какого комплекса изображены?
Инфраструктурный комплекс России.
Приложение 1.
Электронная
Почтовая
Сухопутный
Водный
Воздушный
Транспорт
Финансово-кредитная сфера
Социальное обеспечение
Культура и искусство
Государственное управление
Наука и образование
ЖКХ и бытовое обслуживание
Торговля и общепит
Связь
ЛЭП
Сфера обслуживания, или социальная инфраструктура, предоставление услуг
Коммуникационная система-перемещение материалов, энергии и информации
Инфраструктурный комплекс
III. Актуализация знаний
1. Индивидуальная работа с тестами.
1.Восстанови определение:
Инфраструктура- это совокупность сооружений, зданий, систем и служб, обеспечивающих условия для нормальной работы различных отраслей экономики и жизни населения.
2. Инфраструктурный комплекс- это комплекс отраслей, производящих разнообразные услуги.
3.Услуга- особый вид продукции, который потребляется не в виде вещи, а в качестве деятельности.
4. Что охватывает коммуникационная система:
а)транспорт
б)торговля
в)связь
г)образование
5. Что включает в себя сфера обслуживания:
а)почта
б)ЖКХ
в)автобус
г)искусство
6.Транспортный узел – это … .
а)пункт, в котором сходится несколько видов транспорта и осуществляется обмен грузов между ними.
б) пункт, в котором сходится несколько видов транспорта.
в)пункт, в котором осуществляется обмен грузов между ними.
г)пункт, в котором несколько видов транспорта осуществляют обмен грузов между ними.
Самопроверка и самооценка работы. Юля.
Горожане XIX века обходились одним единственным видом городского транспорта под названием «извозчик». Вот что писали в сибирском ежегоднике: «Извозчиков в городе много, на главных улицах и около гостиниц нередко встретишь лихача на хорошем рысаке и в коляске на резиновых шинах. У окраин господствует тип обыкновенного «Ваньки» на заморенной кляче и облупившейся тележке». Большее количество людей желало заниматься извозом, т.к . это дело приносило неплохой доход. Особо уделялось внимание состоянию лошадей и повозок. Запрещалось жестокое обращение с лошадями, обременение их излишним грузом. На морозе и в ветреные дни лошадь должна была покрываться папахою. Роль гужевого транспорта постепенно утратило былое господство, а с появлением механических средств передвижения перестало существовать.
-Что его заменило?
Определите тему и цель урока. (Железнодорожный и автомобильный транспорт)
Установить особенности железнодорожного и автомобильного транспорта. Какой транспорт более дешевый? особенно сильно загрязняется воздух?
-Откуда мы можем получить информацию по этой теме?
- Что имеется у нас для работы? (карта, атлас, тексты, учебники, слайды)
IV. Первичное усвоение новых знаний
1.Просмотр презентации. Смотри приложение.
2. Работа с кейсом
В каждой группе имеются тексты с информацией, вам необходимо найти ответ на заданный вопрос
Памятка
1. Умей слушать других.
2. Будь доброжелательным в общении.
3. Не перебивай товарища.
4. Умей договариваться.
Работа в группах:
5. Первичная проверка понимания
Анализ составленных работ(правильность заполнения кейса).
6. Первичное закрепление.
А теперь проведем небольшое путешествие.
1) Железнодорожный транспорт — ведущий среди универсальных видов транспорта в России.
У железнодорожного транспорта есть много достоинств:
-высокая грузоподъемность,
-низкая себестоимость перевозок,
-всепогодность,
-возможность строить железные дороги почти повсеместно.
(Однако высокая доля железных дорог в транспортной работе объясняется, прежде всего, возможностью перевозок грузов на большие расстояния.
Протяженность железных дорог в России 86 тыс. км. Это меньше, чем в Канаде и США, но длина электрифицированных железных дорог (38,5 тыс. км) — наибольшая в мире. В связи с кризисом грузооборот железнодорожного транспорта постоянно снижается.
Основные черты географии российских железных дорог определились еще в дореволюционный период и мало изменились с того времени. В европейской части их конфигурация напоминает гигантское колесо, центр (ось) которого — Москва. От нее в разные стороны отходят «спицы» — 11 железнодорожных магистралей (см. карту атласа). На расстоянии 40—100 км и 150— 300 км от Москвы эти радиусы пересекаются двумя кольцевыми дорогами. На восток от европейского «колеса» протянулись широтные магистрали (к Екатеринбургу, Челябинску, Оренбургу). Чем восточнее, тем их меньше.
Такая география железнодорожных путей создает серьезные проблемы в обеспечении надежной транспортной связи между западными и восточными районами страны. Особенно сложно стало выполнять эту задачу после распада СССР. Значительные участки крупнейших широтных магистралей — Транссибирской (Москва — Челябинск — Новосибирск — Иркутск — Владивосток), Среднесибирской и Южносибирской — теперь оказались за пределами России. Единственный собственно российский участок (Екатеринбург — Тюмень — Омск) не в состоянии выполнять эту важнейшую общегосударственную функцию.)
в) Знакомство с Транссибирской магистралью.
Слайд
Строительство Транссибирской магистрали началось 19 мая 1891 г. одновременно во Владивостоке и Челябинске. Сооружение железной дороги на территории земли Иркутской происходило в 1897 и 1898 гг. Железная ветка была доведена до озера Байкал, а через него составы переправлялись до станции Мысовой на ледоколе «Байкал». Ледокол мог вмещать одновременно 25 вагонов с грузом. В зимнее время ледоколу приходилось пробивать лед толщиной до 1 м. В 1904 г. было завершено строительство Кругобайкальской железной дороги от станции Байкал до Мысовой, протяженностью 200 верст вокруг южной части озера. На этом пути пришлось пробить 39 тоннелей, соорудить десятки мостов и виадуков. Дорога проходила по почти безлюдной местности, прорезая дремучую сибирскую тайгу, многочисленные реки и озера, болота и вечную мерзлоту.
16 августа 1900 г. первый поезд прибыл в Иркутск, где к этому времени был построен железнодорожный вокзал. Скорость поезда была 12 верст в час. Курьерский поезд, как самый быстрый, шел до Москвы из Иркутска 9 суток. Железная дорога оживила экономическую жизнь Сибири. Увеличился вывоз зерна, муки, мяса, кожи, шерсти, пушнины, золота. Из Европейской России привозили сельскохозяйственные машины и технические изделия, текстильные и бакалейные товары. Значительно уменьшилась стоимость перевозок.
Дорога способствовала росту населения на юге Сибири, особенно в городах и пристанционных поселках. Если в 1897 г. в Иркутске проживало 51,5 тыс. человек, то в 1917 г. стало 90,4 тыс. человек. В Нижнеудинске за этот период население выросло с 5,7 до 8,9 тыс. человек, в Тулуне — с 500 до 3,5 тыс. человек. Со строительством дороги связано промышленное освоение добычи угля в Черемховском бассейне.
На строительстве дороги работали русские, буряты, украинцы, особенно много было поляков. Работать на дорогу шли крестьяне, было много переселенцев. Строители дороги, ее эксплуатационники положили начало формированию рабочего класса.
Российские и зарубежные современники рассматривали рельсовый путь через Сибирь как величайшее сооружение конца XIX — начала XX в.
Сложившийся рисунок российских железных дорог не позволяет им обеспечивать надежную и кратчайшую связь между:
1) западными и восточными районами страны;
2) государствами, граничащими с Россией, но не граничащими друг с другом (приведите примеры);
3) странами Европы и странами Азиатско-Тихоокеанского региона.
В перспективе не менее важной остается проблема строительства новых железных дорог, особенно на востоке России. Уже построена, но пока практически не используется Байкало-Амурская магистраль (Усть-Кут — Советская Гавань). Ведется строительство Амуро-Якутской магистрали (Беркакит — Томмот — Якутск).
БАМ слайд
Особое направление — создание высокоскоростных железнодорожных магистралей. В России было начато строительство магистрали Москва — Санкт-Петербург.
Слайд
Скоростной поезд «Сапсан» представлен
24 сентября 2008 г. — созданный для России немецкой компанией Siemens скоростной поезд «Сапсан» представлен на Международной транспортной выставке в Берлине.
Своё хищное «птичье» название поезд получил, благодаря огромной скорости движения, в которой он схож с самым быстрым существом на земле соколом-сапсаном. Во время пути этот пассажирский состав развивает скорость от 250 км/час до 350 км/час, чем он очень напоминает «настоящего сокола».
13 ноября 2008 г. состав погружен в порту Мукран (Германия) на паром и 14 ноября прибыл в российский порт Балтийск, 20 ноября паром с поездом прибыл в порт Усть-Луга, откуда он транспортирован по железной дороге в моторвагонное депо «Санкт-Петербург-Московское» Октябрьской железной дороги.
17 декабря 2009 года в России был запущен первый высокоскоростной поезд «Сапсан» по маршруту Москва – Санкт-Петербург. В 19:00 по московскому времени 10-вагонный состав отъехал от пятой платформы Ленинградского вокзала. В первый рейс поезд отправился под звуки мелодии "Время, вперед", без церемоний и официальных речей. Чуть более чем через полгода 30 июля 2010 было налажено движение Москва – Нижний Новгород – Москва. Сейчас существует и третий маршрут: Санкт-Петербург – Нижний Новгород, транзитом проходящий через Курский вокзал столицы.
В феврале 2011 г. глава Красноярской железной дороги Владимир Рейнгардт заявил о планах запуска поезда «Сапсан» на направлении Красноярск-Новосибирск-Омск.
Апрель 2011 г. Руководитель РЖД Владимир Якунин заявил о планах по налаживанию российского производства поездов Ласточка (Desiro). При этом он отметил, что поезд Сапсан в России производиться не будет, так как он не видит смысла в локализации производства поездов, потребность в которых ограничена.
Работа с учебником. Почему разная информация дана. Дополни новыми фектами:
Материал о запуске скоростной дороги Москва – Сан-Петербург 14 декабря 2009 года. Исправьте карандашом.
- Как влияет строительство ж/д на окружающую среду?
Строительство железных дорог связано со значительным экологическим ущербом. При их прокладке отводится полоса земли шириной 30—45 м, в которой ведутся разнообразные работы. Следовательно, на каждую 1000 км железнодорожного полотна уничтожается до 45 км2 естественного растительного покрова. Насыпь нарушает водный режим территорий.
Но железнодорожный транспорт экологически чище других.
Показ основных направление ж/д путей на экране
2) Автомобильный транспорт в российских условиях по себестоимости перевозок — один из самых дорогих. Эта дороговизна является следствием:
1) плохих дорог;
2) недостаточного количества автомобилей малой и высокой грузоподъемности (менее 2 и более 8 тонн);
3) слабого использования дизельных двигателей;
4) плохого качества отечественных автомобилей.
Но автомобильный транспорт обладает большой манёвренностью и скоростью движения, а также возможностью доставлять грузы непосредственно потребителям.
Дальние перевозки автомобильный транспорт осуществляет в северных и восточных, а также горных районах страны, где отсутствуют другие виды сухопутного транспорта.
География автодорог России схожа с географией железных дорог, 12 крупнейших автодорог расходятся лучами от Москвы (см. карту атласа). В восточных районах число дорог резко снижается. До сих пор нет магистрали, пересекающей всю Россию с запада на восток.
Развитие автомобильного транспорта России идет по нескольким направлениям: прокладываются новые магистрали, создаются новые дороги в сельской местности. Здесь из-за их отсутствия теряется значительная часть продукции, а население оказывается отрезанным от близлежащих городов.
Автомобильный транспорт — один из загрязнителей окружающей среды.
Особенно сильно загрязняется воздух.
Работа в атласах – посмотреть шоссейные дороги
Вопросы и задания
-Какова тема нашего урока? (железнодорожный и автомобильный транспорт)
-Раскрыли мы ее на уроке?
- Что можете сказать о дорогах Курской области.
7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Прочитать параграф 32.
Разработать рекламный буклет или листовку для одного из видов транспорта России с целью привлечения большего числа пассажиров. Сократить текст о транспорте Курска до 5-7 предложений. Тексты прилагаются. Приложение 2.
8. Рефлексия
Рефлексия: Учащимся предлагается оценить урок по трем позициям:
Интересно | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 | не интересно |
Полезен урок | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 | бесполезен урок |
Я был активен на уроке | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 | я был не активен на уроке |
Тест
1.Инфраструктура- это _______________ сооружений, зданий, систем и служб, обеспечивающих условия для _____________ работы различных _______________ экономики и жизни _______________.
2. Инфраструктурный комплекс- это комплекс отраслей, производящих разнообразные __________.
3.Услуга- особый вид продукции, который потребляется не в виде вещи, а в качестве _________________.
4. Что охватывает коммуникационная система:
а) транспорт в) связь
б) торговля г) образование
5. Что включает в себя сфера обслуживания:
а) почта в) автобус
б) ЖКХ г) искусство
6.Транспортный узел – это … .
а) пункт, в котором сходится несколько видов транспорта и осуществляется обмен грузов между ними.
б) пункт, в котором сходится несколько видов транспорта.
в) пункт, в котором осуществляется обмен грузов между ними.
г) пункт, в котором несколько видов транспорта осуществляют обмен грузов между ними.
Тест
1.Инфраструктура- это _______________ сооружений, зданий, систем и служб, обеспечивающих условия для _____________ работы различных _______________ экономики и жизни _______________.
2. Инфраструктурный комплекс- это комплекс отраслей, производящих разнообразные __________.
3.Услуга- особый вид продукции, который потребляется не в виде вещи, а в качестве _________________.
4. Что охватывает коммуникационная система:
а) транспорт в) связь
б) торговля г) образование
5. Что включает в себя сфера обслуживания:
а) почта в) автобус
б) ЖКХ г) искусство
6.Транспортный узел – это … .
а) пункт, в котором сходится несколько видов транспорта и осуществляется обмен грузов между ними.
б) пункт, в котором сходится несколько видов транспорта.
в) пункт, в котором осуществляется обмен грузов между ними.
г) пункт, в котором несколько видов транспорта осуществляют обмен грузов между ними.
Интересно | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 | не интересно |
Полезен урок | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 | бесполезен урок |
Я был активен на уроке | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 | я был не активен на уроке |
Интересно | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 | не интересно |
Полезен урок | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 | бесполезен урок |
Я был активен на уроке | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 | я был не активен на уроке |
Интересно | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 | не интересно |
Полезен урок | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 | бесполезен урок |
Я был активен на уроке | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 | я был не активен на уроке |
Интересно | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 | не интересно |
Полезен урок | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 | бесполезен урок |
Я был активен на уроке | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 | я был не активен на уроке |
Интересно | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 | не интересно |
Полезен урок | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 | бесполезен урок |
Я был активен на уроке | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 | я был не активен на уроке |
Интересно | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 | не интересно |
Полезен урок | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 | бесполезен урок |
Я был активен на уроке | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 | я был не активен на уроке |
Интересно | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 | не интересно |
Полезен урок | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 | бесполезен урок |
Я был активен на уроке | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 | я был не активен на уроке |
Интересно | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 | не интересно |
Полезен урок | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 | бесполезен урок |
Я был активен на уроке | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 | я был не активен на уроке |