СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок гражданственности Донбасса во 2 классе по теме "Горжусь историей родного края. Народные умельцы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока гражданственности Донбасса. 2 класс. Тема. "Горжусь историей родного края. Народные умельцы" 

Урок представлен в виде интегрированного занятия.

Просмотр содержимого документа
«Урок гражданственности Донбасса во 2 классе по теме "Горжусь историей родного края. Народные умельцы"»










Тема 5. Горжусь историей родного края. Народные умельцы моего края




Тема 5. Горжусь историей родного края. Народные умельцы моего края


Цели

обучающие:

познакомить с родом и названием занятий народных умельцев; прививать навыки самостоятельной, творческой, практической работы в форме групповой деятельности; использовать межпредметные связи;

развивающие:

развивать любознательность, образное мышление, расширять кругозор;

воспитательные:

воспитывать трудолюбие, настойчивость в достижении целей, желание приносить людям радость и счастье своим трудом, воспитывать уважение к культурным и национальным традициям, к труду народных умельцев;

чувство патриотизма.


Задачи: формирование представлений о народных ремёслах; закрепление понятий о трудолюбии, ответственности за порученное дело, уважении к труду человека; приобщение к историческим и духовным ценностям родного края.


Оборудование: мультимедийное оборудование для просмотра презентации, презентация, костюмы для зазывал, карточки со словами для ассоциативного куста, предметы старинного быта : корзина, макитра, кувшин, рушники; пластилин, досточки, краски, кисточки, заготовки для росписи; ярмарочные калачи.

Тип: интегрированное занятие.





Ход урока

I. Организационный момент.

-Ребята, поднимите руку те, кто любит фантазировать. Я очень люблю представлять себя в другом месте, в другое время. Вижу, что мы в этом похожи. Так давайте перенесёмся в прошлое и побываем на ярмарке.

II. Мотивация. Построение ассоциативного куста.

-Что такое ярмарка? (Это слово на доске – начало ассоциативного куста). Что продают на ярмарке? (Слайд 1)

-На нашей ярмарке мы не в роли гостей, а как хозяева. Кто мы такие, вы сами сейчас догадаетесь.

Выходят 2 ученика в костюмах зазывал-скоморохов.

1.К нам сюда скорее просим! Приходи, честной народ!

Веселиться начинайте! Всех вас ярмарка зовёт!

2.Вот ремесленник – трудяга свой товар доставил нам.

Он его не продаёт, только даром отдаёт.

Хором. На ярмарке бывайте, побольше покупайте!

-Кто доставил товар на ярмарку? (Ремесленник - прикрепляем слово-карточку)

-Как вы понимаете значение этого слова?

-Что такое ремесло? Давайте обратимся к толковому словарю. (Слайд 2)

- Как ещё назывались люди, которые всё умели делать своими руками? (Добавляем слова «умельцы», «мастера»).

-Так кто же хозяева ярмарки, те люди, которые создают всё своими руками? Кто же мы? Донецкие умельцы. (Слайд 3)

III. Сообщение темы и цели.

-Мы многое узнаем об этих людях, об их умении, ремесле и попробуем стать немного похожими на них. Мастера-умельцы с большой любовью относятся к своему делу, природе, людям, чтят и укрепляют традиции своей земли. И наша цель -- стать достойными преемниками лучших традиций своего народа.

IV. Актуализация знаний. Работа в группах

-Итак, давайте знакомиться с донецкими умельцами. Перед вами лежат тексты для предстоящей работы.

-Прочитайте название темы урока. (Слайд 4)

- Соберите пословицы, объясните их смысл. (Слайд 5)

Ответы представителей групп.

- Как в русском языке одним словом называются такие слова: «ремесленник, мастер, умелец»? (синонимы)

-Назовите синонимы к слову «дело». (Слайд 6)

Итак, приготовьтесь заняться делом.

V. Работа над темой урока.

1. Работа в творческих группах по материалам пособия для уроков гражданственности Донбасса Донецкого РИДПО

( В каждой из групп есть ученик, который заранее ознакомился с текстом и на уроке сможет быстро и внятно прочитать текст остальным).

1-ая группа – гончарство

2-ая группа – лозоплетение

3-ья группа – кузнечное дело

4-ая группа – вышивка.

Задание. Прочитайте текст. Ответьте на вопросы. Выберите представителя для выступления.

2. Проверка выполнения работы.

Традиции народного искусства уходят корнями в глубокую древность, отражая особенности народа. Образы народного искусства веками сохраня-ются почти неизменными, передаваясь из поколения в поколение.

Поговорим о некоторых народных умельцах прошлого и настоящего нашего края, прославивших его своим трудом.

- Помните, что вы хозяева на ярмарке. Выберите себе ремесло по душе и расскажите о нём так, чтобы захотелось купить ваш товар.

Выступления детей, которые сопровождаются слайдами презентации и рассматриванием предметов старинного быта : корзины, макитры, кувшина, рушников. ( Слайды 7-10)

VI. Физминутка.

Встали ровно, руки шире.

Миску держим мы в руках.

Повернулись. Наклонились.

Миску ставим мы к ногам.

Руки вверх. Плетём лозу мы.

Руки вниз. Кузнец куёт.

Отдохнули. Стали ровно.

Вдох и выдох. Вновь урок.

VII. Закрепление изученного.

Задание « Найди орудия труда »

- Пусть ко мне подойдет представитель каждой группы и выберет ремесло. Вам надо подумать и оставить каждому ремесленнику только его орудия труда. Побеждает та группа, которая раньше справится с заданием.

VIII. Практическая работа.

-Сегодня мы попробуем стать гончарами. Вместо глины мы будем использовать пластилин.

І группа – вылепите посуду ( каждыйпо одному предмету).

ІІ группа – на образце посуды (кувшин), изготовленном из белого картона, выполните роспись красками в народном стиле.

ІІІ группа – на образце рушника, изготовленном из белого картона, выполните роспись красками в народном стиле.

IX. Рефлексия.

-Закончите фразы:

Сегодня я узнал …. Оказывается, что ….. Чтобы стать полезным обществу и прославлять родной Донбасс, я хотел бы обучиться ………

X. Завершение урока.

-Ребята, вы все поработали на славу. Я прошу командиров групп разделить ярмарочные калачи между участниками по степени их участия в работе группы.

- Посмотрите на экран. Читаем дружно:

«Слава донецким умельцам!» ( Слайд 11)

Спасибо за работу.

Из работ, выполненных на уроке, оформляется выставка.


























Текст для работы группы № 1

Гончарство – один из видов народных ремёсел. Глину добывали с помощью железной кирки и заступа. Ее переносили и хранили во дворе, при необходимости заливали водой. Замешанную, как тесто, глину били веслами, колотили деревянными молотками. После этого глину раскатывали. Гончар отщипывал куски и обрабатывал их сначала на ручном, а позже на тяжелом ножном гончарном круге. Главным инструментом при оформлении посуды были пальцы гончара и ножичек – тонкая деревянная пластинка. Готовое изделие мастер срезал с круга проволокой, ставил на просушку и обжигал, затем расписывал его и покрывал эмалью. Среди керамических изделий миски, полумиски, глечики (крынки), горшочки, макитры и др.



Текст для работы группы № 2

Лозоплетение – ремесло изготовления плетёных изделий из лозы. Широко распространён среди населения Донецкого края был корзинный промысел. Кустари-корзинники плели корзины различных размеров и форм, короба, мебель, ширмы и кузова для экипажей. Сырьем служили ивовые, черемуховые, вязовые прутья, а также камыш.



Текст для работы группы №3

О развитии этого ремесла свидетельствуют археологические находки. Ассортимент изделий из железа и стали тоже был чрезвычайно широк – это оружие, орудия производства, ремесленнические инструменты, конская сбруя, предметы домашнего обихода, украшения и элементы одежды. Алексей Иванович Мерцалов – кузнец, работник Юзовского металлургического завода, выковавший пальму из одного рельса. Её ствол несет на себе десять листков и вверху заканчивается венчиком. Высота изделия – 3м 53см. В 1900 году она была удостоена Гран-При на Всемирной выставке в Париже. В 1999 году Пальма Мерцалова стала символом Донецкой области и изображена на гербе Донецкой области.



Текст для работы группы №4

Рушник – это символ согласия, любви, красоты, счастливой судьбы, надежды, защиты от злых сил. Каждое жилье украшали рушники, вышитые руками хозяйки, или еще такие, которые достались ей в наследство от матери и бабушки. Рушники не только украшали жилье, их также вешали над дверями и окнами, чтобы никакое зло не проникло в дом. Хорошо украшенный рушник висел на колышке возле крыльца, им вытирали руки и посуду, накрывали кадку с тестом и испеченные паляницы, с ним ходили доить корову, начинали обжинки – рушник сопровождал человека везде.







  1. Уроки гражданственности Донбасса. Методическое пособие: 2 класс / Сост. Грабовая Г.С., Полищук Е.Н., Калафат О.В. / Под общ. ред. Л.П.Поляковой, А.И.Чернышева. – Донецк : Истоки, 2016. – 108 с.

  2. Физкультминутки в начальной школе.2-ое изд., с измен. и дополнен. / Сост.:Т.В.Решетуха, Т.Б.Ухина, О.В.Лабащук.- М.: ВАКО, 2010. – 128 с.



  1. http://ucthat-v-skole.ru/biblioteka/zaklichki/299-yarmarka

2.https://yandex.ua/images/search?text=картинки%20народные%20умельцы&stype=image&lr=24879&noreask=1&parent-reqid