Гомер «Илиада
цель: создать условия для расширения знаний учащихся о личности Гомера, известного по курсу истории Древнего мира, раскрытия содержания поэмы «Илиада», выяснения истинных и мифических причин Троянской войны; способствовать развитию интереса к истории Древнего мира, к памятникам античной литературы, греческой цивилизации; содействовать воспитанию уважительного и бережного отношения ко всей античной литературе на примере поэмы Гомера «Илиада».
Его (Гомера) художественный гений был плавильной печью, через которую грубая руда народных преданий и поэтических песен и отрывков вышла чистым золотом.В. Г. Белинский
Оргмомент. Актуализация
Греческие и римские писатели считали «Илиаду» и «Одиссею» созданиями непревзойденного мастера. «Его (Гомера) художественный гений был плавильной печью, через которую грубая руда народных преданий и поэтических песен и отрывков вышла чистым золотом», – писал известный русский критик В. Г. Белинский.
2. Коллективная работа: составлением плана статьи учебника.
1. Гомер – гениальный певец и автор поэм «Илиада» и «Одиссея».
2. Сюжетная основа поэм.
3. Троянская война и ее причины. (См. Ресурсный материал.)
4. Борьба героев, Ахилла и Одиссея, за свою честь:
а) испытания Ахилла и его гибель;
б) противоречивый характер Одиссея, приключения и пережитые им испытания.
5. Освещение олимпийских героев Гомером:
а) преклонение перед богами;
б) комическое в жизни богов.
5. Краткий пересказ «Илиады» (песнь восемнадцатая).
В героической поэмах Гомера “Илиада” боги являлись такими же действующими лицами, как и смертные люди. Поэма “Илиада” начинается с мифа о “яблоке раздора”. Давайте вспомним предыдущий параграф, и проговорим с вами о начале Троянской войны. Что же, на ваш взгляд, послужило мифологической причиной Троянской войны? А что же послужило действительной причиной Троянской войны.
6. Беседа по содержанию поэмы «Илиада».
1) Каков сюжет «Илиады»? 2) Кто главный герой «Илиады»? 3) Когда написана «Илиада»?
4) Какова действительная причина Троянской войны??
Охарактеризуйте главных героев «Илиады» (Париса, Гектора, Агамемнона, царя Приама, Елену).
– Расскажите историю о Хрисе и Агамемноне.
– Кем был оскорблен Ахилл и как защищал он свою честь.
– Назовите богов и мифических героев, которые вмешивались в действия людей.
– Рассмотрите иллюстрацию учебника (с. 195) художника Д. Бисти и постройте устный рассказ, используя цитирование.
– Чем заканчивается поэма «Илиада»?
В “Илиаде” воспеваются военные события и подвиги героев: Ахиллеса, Агамемнона, Менелая, Гектора и др. Главный герой “Илиады” – Ахиллес.
III. Практическая деятельность. 1. Выразительное чтение отрывка из поэмы «Илиада».
Что вы отнесли к выдумке автора, к мифу(Поэмы – вымысел Гомера. Боги изображались вместе с людьми. Фантастические приёмы: копьё, которое отскочило от щита Ахиллеса, его неуязвимость и смерть от стрелы Париса, которая попала в пятку и т.д.)
- Кто может сделать вывод? Поэмы Гомера – плод художественной фантазии гениального поэта, но при этом они основаны на реальных исторических событиях.
IV. Итог урока. Рефлексия деятельности.
Итак, мы знаем, что исторических данных о Гомере не существует. времени жизни Гомера нет сведений. Достоверно только то, что в VII веке до Рождества Христова поэмы были известны в Афинах. Значит, поэмы были написаны до этого времени. Они стали самыми любимыми и известнейшими произведениями Древней Греции, и само существование этих поэм доказывает существование их автора.
– Что нового вы узнали сегодня на уроке?
Домашнее задание.1. Прочитать по учебнику «Одиссей на острове циклопов. Полифем», с. 202–216.