Разработка урока – игры
для 9-11 классов
«О выборах хочу всё знать».
Учитель истории и обществознания
МБОУ СОШ№6 им. Ц.Л.Куникова
Ефанова Татьяна Рафиковна
2
Урок – игра « О выборах хочу всё знать».
9-11 класс. (2 урока)
Цели и задачи урока для достижения личностно-ориентированного обучения.
1. Повышение правовой грамотности учащихся, объяснить и запомнить понятия: «избирательная система», «парламент», «демократия», «Конституция» и другие.
2. Способствовать процессу формирования политической культуры учащихся.
3. Ознакомить учащихся, а через них и их родителей, с историей выборов, развитием парламентаризма и избирательной системы России.
4. Помочь учащимся осмыслить сущность парламентаризма, углубить знания о роли и месте законодательной власти в РФ.
5. Повысить интерес к институту выборов у школьников и их родителей, о важности взаимодействия власти и общества.
6. Содействовать развитию информационной, познавательной, коммуникативной и социальной компетентности учеников.
7. Научить ребят усваивать алгоритм логических операций осмысления теоретического материала, обобщая и систематизируя обществоведческие знания.
8. Отработать умение работать в группе, выступать и высказывать своё мнение публично, умение работать с документами.
9. Воспитать у школьников активную гражданскую позицию, способность отстаивать своё мнение, выражать своё отношение к соблюдению законности, чтобы они задумались над мерой личной ответственности жизни в правовом государстве. Способствовать формированию чувства сопереживания за судьбу своей большой и малой Родины.
3
Этапы урока.
1. Организационный. Знакомство учеников с задачами урока и методами деятельности, мотивационная настройка, формирование команд, совместное конструирование целей, формы проведения и содержания занятия, использование современных технологий (электронная презентация, подготовленная совместно с учениками) для анализа и обобщения.
2. Основной (информационно-деятельностный и игровой). Общеклассная, групповая (командная) и индивидуальная формы работы, беседа, объяснение, заполнения таблиц и схем, самостоятельный поиск информации из различных источников, работа с документами, тесты и конкурсы.
3. Заключительный. Подведение итогов урока-игры, оценивание, фиксирование результатов, составление проектов на ближайшее время и перспективу, заполнение таблицы «Я узнал…», объявление домашнего задания.
Тип урока: урок обобщения знаний.
Оборудование: Конституция РФ, символика РФ и Кубани, таблицы, рабочие листы с заданиями для каждой группы, карточки с вопросами, выставка книг и материалов по теме урока, рабочие тетради учащихся, учебники, на доске план урока и понятия, домашнее задание. Компьютер, мультимедийная система или интерактивная доска, электронная презентация.
Ход урока.
На организационном этапе урока учитель объявляет тему, её актуальность, тип урока (игра), вместе с учащимися формулирует цели урока, и методы их достижения представляет команды, их названия, жюри.
1. Первый конкурс «Определи понятие, подбери определение».
Команды получают лист с таблицей, в которой есть по три понятия и нужно подобрать определения, и наоборот - три определения, к которым надо подобрать понятия. Всё записывается в таблицу. Это можно сделать по-другому: та же
4
таблица, но нужно соотнести всё правильно. ( Слова: избирательная комиссия, парламент, активное и пассивное избирательное право, избирательный бюллетень, президент, референдум, мажоритарная и пропорциональная избирательные системы и другие).
Время выполнения – 3 минуты. Подсчитываются результаты, подводится итог.
2. Второй конкурс « У нас в Российской Федерации и на Кубани».
Учитель задаёт вопросы командам по очереди. Команда, которая ответит не правильно или вообще не может ответить на вопрос, отдаёт его сопернику. Например: 1. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин, достигший… -18 лет; - 21 года; 30 лет; 35 лет.
2. Путём всенародного голосования избирается:
– Президент РФ;
- председатель Правительства РФ;
- депутаты Государственной Думы;
- председатель Конституционного суда.
3. Высшим непосредственным выражением власти народа является:
– Референдум и свободные выборы;
- Парламент РФ;
- Правительство РФ;
–Право быть избранным на любую должность в органы государственной власти.
Время на ответ – 15 секунд. Количество вопросов определяет учитель по ходу урока. Подсчитываются результаты, подводится итог второго конкурса и общий.
3. Третий конкурс «Вопрос – ответ».
В этом конкурсе команды задают вопросы по очереди друг другу на тему «Выборы». Например: Кто является Председателем Государственной думы РФ?
5
Кто возглавляет избирательную комиссию РФ?
Кто является Председателем ЗСК края?
Жюри оценивает как вопросы, так и ответы. Время на ответ – 1 минута. Подводится итог третьего этапа и общий.
4. Четвёртый конкурс «Домашнее задание».
Команды показывают по одной мини-сценке без слов, которую соперники должны озвучить. Второе задание – дать соперникам спорную ситуацию, связанную с выборами, которую они должны правильно разрешить.
Например: - вас нет в списках для голосования, но в день выборов вам исполнилось 18 лет. Можете ли вы получить бюллетень на вашем избирательном участке и проголосовать? (Да)
Время каждой команде на оба задания и ответ- 10 минут. Подводится итог.
5. Электронная презентация на тему «О выборах хочу всё знать».
В презентации должны быть представлены схемы, таблицы, понятия и определения, тесты, вопросы, которые позволят закрепить то, что было на уроке в игровой форме. Учащиеся составляют конспект на тему «Что такое парламент?», используя Конституцию РФ. Составляют «идеальный» портрет и характеристику депутата по схеме:
1) внешний вид (подтянутый, внушающий доверие и т.д.),
2) профессиональные, деловые качества (высшее образование, ораторское искусство, готовность к диалогу и другие),
3) черты характера (толерантность, доброжелательность, трудолюбие и другие),
4) морально-волевые, ценностные качества (честный, гуманный, патриотичный и другие).
6. Учащиеся заполняют таблицу «Я знал… Я узнал… Я хочу узнать…»
6
7. Учитель даёт домашнее задание: написать синквейн на тему урока, подготовиться к тестированию, выставляет оценки и подводит итог.
Рекомендуемая литература и интернет ресурсы.
1. Конституция РФ.
2. Иоффе А.Н. Современные вызовы и риски развития гражданского образования в России. Преподавание истории и обществознания в школе. 2006. №9.
3. Краснов В.И. Политические системы. Социально-политический журнал. 1995. №3.
4. Мельников А. Где рождаются законы. История. 2010. №2.
5. Мигранян А.М. Плебисцитарная теория демократии Макса Вебера и современный политический процесс. Вопросы философии. 1989. №6.
6. Мостяева Л.В. Мостяев Ю.Н. Современный российский парламентаризм. Преподавание истории и обществознания в школе. 2006. №9.
7. Никитин А.Ф. Правоведение. 10-11 класс. М. 2007.
8. Салыгин Е.Н. Салыгина Ю.Г. Обществознание. 11 класс. М. 2008.
9. http://www.polit/spb/ru -Политология в России.
10. http://www.form.ru – Общественное мнение.
11. http://www.gar.ru – Официальная Россия.