Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов «Мой лучший урок»
Конспект урока-игры по алгебре для 8 класса Игра «Встреча в клубе серьезных математиков» (Квадратные уравнения, 2 часа )
Работа учителя математики,
МБОУ СОШ №12
1 квалификационной категории
Балуевой Елены Николаевны
г. Березники
2017г.
Цель: Формирование умений и навыков при решении квадратных уравнений.
Задачи:
- Повторить определения полного и неполного квадратных уравнений, их коэффициентов, формулы дискриминанта и корней уравнения.
- Повторить теорему Виета.
- Учить применять полученные знания при решении уравнений.
- Активизировать мыслительную деятельность учащихся.
- Прививать аккуратность, математическую грамотность.
- Развивать интерес к изучению математики и навыки самостоятельной работы.
I.Организационный момент .
Сегодня на уроке мы проводим урок-игру « Встреча в клубе серьезных математиков» по теме «Квадратные уравнения». Класс делится на две команды, в каждой команде выбираются капитаны, представляется жюри.
II. Подготовка к встрече .
Команды по очереди отвечают на три вопроса.
Вопросы команде 1:
- Дайте определение квадратного уравнения.
- Какие квадратные уравнения называются неполными?
- По какой основной формуле вычисляются корни квадратного уравнения?
Вопросы команде 2:
- Дайте определение приведенного квадратного уравнения.
- По какой формуле вычисляется дискриминант квадратного уравнения?
- Как решаются неполные квадратные уравнения?
III. Конкурсы команд.
1 .По одному человеку из каждой команды (эрудиты) выполняют задание: не решая уравнение х 2 +2х-4=0, найти сумму квадратов его корней.
2. На закрытых досках по одному человеку от команды выполняют задание: решить уравнение и все о нем рассказать.
Команде 1: Команде 2:
х 2 + 2х =0 х 2 - 4 =0
0, то… б) Если второй коэффициент квадратного уравнения – четное число, то… в) Произведение корней приведенного квадратного уравнения… " width="640"
3. Пока учащиеся готовятся у доски, вызываются еще по одному человеку к доске выполнить устно следующее задание: закончить предложение так, чтобы оно было верным.
Команде 1 :
а) Если Д
б) Если Д = 0, то…
в) Сумма корней приведенного квадратного уравнения…
Команде 2:
а) Если Д 0, то…
б) Если второй коэффициент квадратного уравнения – четное число, то…
в) Произведение корней приведенного квадратного уравнения…
4. Члены команд на листочках выполняют задания по вариантам.
Вариант 1 Вариант 2
1) 2х 2 – 7х = 0 1) 49 = 14 х + 2х 2
2) - 2 х 2 – х = 12 2) х 2 – 4х = 5
3) х (х + 3) = 0 3) 2 х 2 – 8 = 0
4) х 2 = 4 4) (х - 2) х = 0
5) 5 + х 2 = х 5) х 2 – 9 =0
6) 5 х 2 – 16х + 3 = 0 6) 35х 2 + 2х - 1 = 0
а) Среди данных уравнений укажите номера тех, которые являются полными, приведенными, неполными.
б) В уравнении №5 запишите значения коэффициентов а, б, с.
в) Найдите сумму и произведение корней уравнения №5.
г) Решите уравнение №6.
Работы сдаются в жюри, которое подводит итоги после заслушивания результатов выполнения конкурсов 1-3.
5. По одному человеку из команды решают на доске уравнение:
Команде 1 :
( х + 1 ) 2 + ( 1 + х )∙5 = 14
Команде 2 :
( х – 4 )( х + 4 ) = - 2х + 64
6. Одновременно с выполнением задания 5 проводится эстафета « Цепочка»: двоим ученикам, сидящим за первой партой, решить первое из записанных на карточке уравнений и передать ее следующей парте.
Уравнения для «цепочки»:
1) 9х 2 – 1 = 0
2) х 2 + 2 х = 0
3) у 2 - 10у + 25 =0
4) ( х + 1 ) 2 = 9
5) 18 +3 х 2 – х = 0
6) х 2 + 2х – 80 = 0
7) - у 2 + 3у = -5
8) ( х + 1 ) 2 - 1 =0
Команда, закончившая эстафету раньше, может решить дополнительно уравнение и получить дополнительные баллы.
После этого проверяется выполнение заданий 4-го конкурса и домашнее задание
- Домашнее задание представляется под девизом:
« Кто хочет ограничиться настоящим
без знания прошлого,
тот никогда его не поймет»
Лейбниц
Команда 1:
Сообщение на тему «История развития учения о квадратных уравнениях».
Команда 2:
Сообщение на тему «Франсуа Виет».
составить квадратное уравнение
по его корням 2 и 7.
9. Два человека от команды выполняют задание: составить радиограмму команде соперников, используя слова:
квадратное уравнение, дискриминант, Виет, корни.
10. Игра «кто быстрее сядет в ракету» (кто быстрее выполнит четыре задания):
Задания команде 2 :
Задания команде 1 :
Решить уравнения
Решить уравнения
1) х 2 = 12 – 11х
1) х 2 = –2х + 48
2) х 2 - 16х + 64 = 0
2) х 2 + 8х + 64 = 0
3) Уравнение
3) Уравнение
х 2 + в х + 24 = 0 имеет корень х = 8. Найти в и второй корень.
х 2 - 7х + с = 0 имеет корень х = 5. Найти с и второй корень.
4) При каком значении к уравнение х 2 + к х + 9 = 0 имеет один корень?
4) При каком значении к уравнение
х 2 + к х + 4 = 0 имеет один корень?
Когда команда выполнит задание 1, один ученик идет к доске и показывает решение; затем ответ записывают на первой ступеньке ракеты (см.рисунок). Аналогично поступают с заданиями 2, 3, 4, затем суммируют ответы. Если у первой команды получилось11, а у второй – 6, то им выдается карточка с надписью «взлет» ; если же сумма составляет другое число, то команда считается проигравшей.
Заслушиваются результаты выполнения заданий 9-го и 10-го конкурсов.
IV. Подведение итогов.
Жюри подводит общие итоги и награждает победителей. Выставляются оценки.
V. Домашнее задание
- № 663, № 664.
- Индивидуальное задание : придумать задачу, для решения которой нужно составить квадратное уравнение.