3 команда За едой малыш прикусил язык и заплакал. Он чуть было не проговорился, но вовремя прикусил язык. Я подхватил упавшего ребенка и осторожно поставил на ноги. Немало было у отца забот, пока он поставил на ноги сына. Не стыдно тебе стоять перед ним на задних лапках? Пудель продолжал стоять на задних лапках. 6 конкурс «Подберите нужный фразеологизм» 1 команда. На школьном дворе мы работали дружно, старались не ударить…(в грязь лицом) Бросились искать Ивана, а его и след ...(простыл) 2 команда. Маша и Даша похожи как… (как две капли воды) Ты всегда преувеличиваешь, делаешь из мухи… (слона) 3 команда. Буратино молчал, словно воды ... (в рот набрал) Обиделся Незнайка на друзей, надулся как …(пузырь) 7 конкурс «Замените выделенные слова фразеологическими оборотами» Ваня на уроке бездельничал (бил баклуши). Он человек бывалый (тертый калач). Малыш исчез (сквозь землю провалился). Опаздывая, мы мчались быстро (сломя голову). Потерпев неудачу, он совсем приуныл (опустил голову). Они работали не отдыхая (не покладая рук). 8 конкурс «Аукцион» (запишите как можно больше фразеологизмов со словами: глаза, нос, уши) 9 конкурс «Какие фразеологизмы имел в виду художник?» конкурс «Какие бы фразеологизмы нарисовали вы?» 11 конкурс «Кто быстрее?» (составьте предложения) Я знал городские переулки как снег на голову Дождь лил как сивый мерин Гости свалились как рыба в воде Он всегда врет как из ведра У себя во дворе Мишка был как свои пять пальцев 12 конкурс капитанов (спишите, подчеркните фразеологические обороты как члены П) Представитель 1 команды Маша ломала голову над трудной задачей. Представитель 2 команды На уроке труда Петя работал спустя рукава. Представитель 3 команды Оля опять висела на телефоне. Остальные члены команд отвечают на шуточные вопросы: Можно ли что-нибудь перелить из пустого сосуда? (Из пустого в порожнее). Может ли вопрос заболеть? Есть ли у него ребро? (Больной вопрос; поставить вопрос ребром). Какое блюдо бывает в голове у некоторых людей? (В голове каша). Есть ли глаза у опасности? (Смотреть в глаза опасности). В каком фразеологизме упоминается действие из таблицы умножения? (Как дважды два). Из какого фразеологизма марсиане могли бы заключить, что у человека не две ноги, а больше? (Бежать со всех ног). IV. Подведение итогов игры, награждение ребят, выставление оценок по жетонам V. Заключительное слово учителя Фразеологизм – это устойчивое словосочетание. Он не терпит перестановки слов, их замены, вставок внутрь. Фразеологизм един по своей роли в предложении. Многие фразеологизмы поэтому можно легко заменить одним словом: зарубить на носу – запомнить; повесить голову – огорчиться; как снег на голову – внезапно. Все слова во фразеологическом сочетании являются одним членом предложения. Одной из характерных черт фразеологических оборотов является образно-переносный смысл (правая рука – первый, надежный помощник; трещать по всем швам – разрушаться, приходить в упадок). Фразеологические обороты обогащают язык, делаю речь яркой, образной, меткой. Если язык можно сравнить с тканью мышления, то фразеологизмы – это ее драгоценные нити, придающие ткани неповторимую расцветку и блеск. Знания фразеологии – необходимейшее условие глубокого овладения русским языком. Умение правильно пользоваться фразеологическим богатством характеризует степень владения речью. ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 4 ГОРОДСКОГО ОКРУГА СНЕЖНОЕ» ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ Урок-игра по русскому языку « Мудрым никто не родился, а научился» (фразеологизмы в устной и письменной речи) Учитель русского языка и литературы Ткаченко Михаил Алексеевич |