СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-исследование на тему: "Явление трения. Сила трения"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок-исследование на тему: "Явление трения. Сила трения"»

Урок физики в 7 кл. на тему:

«Явление трения. Сила трения»

Цель – ознакомить с явлением трения, сформировать понятие силы трения.

Задачи:

Образовательные – изучить явление трения, причины возникновения трения, роль трения в природе, технике, жизни;

Развивающие – продолжить формирование умений пользоваться приборами, анализировать, сравнивать результаты опытов;

Воспитательные – продолжить воспитание отношения к физике, как к интересной и необходимой науке.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Приветствие, проверка готовности к уроку.

  1. Актуализация знаний учащихся.

А) Выписать номера правильных формул из 12 формул, записанных на доске или данных на экране.

Пока выполняют задание, проверяем письменное домашнее задание (выборочно)

Проверяем задание. Правильные ответы на экране.

Б) Решаем задачи.

Сколько весит бензин объемом 25л?

Фронтальный опрос.

  1. Что такое сила?

  2. Чему равна равнодействующая сил, приложенных к телу?

На экране рисунки.

4н 2н 2н 2н 5н



  1. На каком из рисунков стрелка изображает силу тяжести? Вес тела?







  1. Сколько весит тело?





  1. Почему шар находится в покое?

  2. Если обрывается подвес, шар падает. Каков его вес во время падения?

Постановка проблемы.

Запускаем тележку по столу. Почему она останавливается? При каком условии тело меняет свою скорость?

На тележку действует сила. Эту силу называют силой трения.

Слайд 1. Записываем тему урока. Явление трения. Сила трения.

Выясняем, как направлена сила трения, когда возникает. Изображаем на чертеже. Слайд 3.

Даем определение: сила, возникающая при движении одного тела по поверхности другого, приложенная к движущемуся телу и направленная против движения, называется силой трения. Слайд 2.

Выясняем причины возникновения трения. Слайд 4.

  1. Шероховатость поверхностей соприкасающихся тел;

  2. Взаимное притяжение молекул соприкасающихся тел.

Приводим примеры трения. Слайд 5, 6.

Рассматриваем виды трения. Слайд 7, 8.

При скольжении одного тела по поверхности другого возникает сила трения, которую называют трением скольжения.

Как измерить силу трения? Слайд 11.

Фронтальный эксперимент.

Учим измерять силу трения скольжения с помощью динамометра. Исследуем: от чего зависит сила трения скольжения. Кладем грузы на брусок и вновь измеряем силу трения скольжения. Слайд 16, 17.

Приходим к выводу:

Чем больше сила, прижимающая тело к поверхности, тем больше возникающая при этом сила трения.

Исследуем: зависимость силы трения скольжения от вида соприкасающихся поверхностей. Ставим брусок на гладкую поверхность и измеряем силу трения. Слайд 14, 15.

Приходим к выводу:

Сила трения скольжения зависит от вида соприкасающихся поверхностей

Исследуем: зависит ли сила трения скольжения от площади трущихся поверхностей при постоянной силе, прижимающей тело к поверхности?

Поворачиваем брусок на другую грань и измеряем силу трения. Слайд 19, 20.

Приходим к выводу:

Сила трения не зависит от площади трущихся поверхностей при постоянной силе, прижимающей тело к поверхности

Записываем общий вывод: Слайд 21.

Постановка проблемы:

Можно ли уменьшить силу трения?

Фронтальный эксперимент.

Можно ли уменьшить силу трения? Ставим брусок на колеса, круглые палочки и измеряем силу трения. Сравниваем с силой трения скольжения. Даем определение трения качения.

Трение качения – трение, возникающее при качении одного тела по

поверхности другого. Слайд 9.

Приходим к выводу:

Сила трения качения всегда меньше силы трения скольжения.

Приводим примеры (шариковые и роликовые подшипники). Слайд 25.

Знакомим со способами уменьшения и увеличения трения. Слайд 25, 26.

Говорим о трении в жизни животных, растений, человека. Слайд 27, 28.

Закрепление.

Домашнее задание. Параграф 32, Написать фантастический рассказ “Если бы трения не стало”