СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок истории по теме "Первые русские князья. Князь Олег"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательский урок истории в 10 классе по теме "Первые князья. Князь Олег" разработанный с помощью инструментов ОТСМ- ТРИЗ

Просмотр содержимого документа
«Урок истории по теме "Первые русские князья. Князь Олег"»

Тема урока: «Первые русские князья. Князь Олег»

(урок – исследование, история 10 класс)


Цель: исследование личности князя Олега через призму его деяний.

Учитель: Информацию о том, какими были первые русские князья, и какие политические деяния они осуществили, мы получили из письменных документальных источников.

Основным таким источником является летопись «Повесть временных лет», написанная монахом Киево - Печерского монастыря Нестором в 12 веке. Вот что рассказывает этот документ о первом реальном правителе Руси Олеге:

«В 882 г. захватил Киев и сделал его столицей древнерусского государства, убив княживших там ранее Аскольда и Дира.

Подчинил себе племена древлян, северян, радимичей. Ежегодно объезжал население, собирая с него полюдье (дань).

Упрочил внешнеполитическое положение. Нанес первый удар по Хазарскому каганату. В 907 г. совершил успешный военный поход на Константинополь, итогом которого стали выгодные для Руси два мирных договора (907 и 911 г.г.)»

Конечно, в летописи написано, нет так, а сложным старорусским языком. А это цитата из современного учебника истории, в которой отражены факты, прописанные в летописи.

Найдите в тексте учебника информацию об Олеге, и прочитайте ее самостоятельно.

У вас на партах имеется раздаточный материал, также написанный на основе летописи «Повесть временных лет», но представлен он виде легенды (приложение). Внимательно прочитайте его.

Чем отличаются предложенные вам тексты?

Несмотря на свои отличия, тексты повествуют о деяниях и поступках князя Олега, получившего в истории прозвище «Вещий».

Любой поступок сопряжен с ситуацией выбора, а вот какой выбор сделает человек, зависит не только от внешних обстоятельств, но и от его характера.

Я предлагаю вам на время урока стать исследователями, и на основе этих двух небольших текстов создать словесный портрет князя Олега, представляющий собой характеристику его личности и ответить на вопрос «Почему Олега прозвали «Вещий»?

Работу будем выполнять по следующему алгоритму:

  1. Выявить все прописанные в текстах деяния князя Олега (поступки на которые способен только государственный деятель) разделив их на внеше и внутриполитические, и поступки Олега человека (поступки, которые способен осуществить любой человек) и зафиксировать их в тетради в виде таблицы «Информация о деяниях и поступках князя»:

Деяния князя Олега

Внутренняя политика

Внешняя политика



Поступки Олега


Образец заполнения таблицы «Информация о деяниях и поступках князя»


Деяния князя Олега

Внутренняя политика

Внешняя политика

Захватил Киев и превратил его в столицу

Организовал военный поход на Константинополь

Подчинил племена древлян, северян, радимичей

Подписал два мирных договора

Собирал дань с присоединенных племен

Собрал большое войско

Нанес удар по Хазарии

Стал от греков дань принимать

Прибил щит к воротам Царьграда

Не остановился перед препятствием (закрыли морские ворота), и отдал приказ продолжать поход..

Поступки Олега

Гадал, с целью получения знания о своей смерти. Отказался от своего боевого друга - коня; узнав о его смерти, посетил место нахождения останков; пнул череп коня. Убил князей Дира и Аскольда. Не притронулся к дарам греков.


После заполнения таблицы учитель организует беседу с учащимися:

-Какие деяния Олега вы считаете наиболее значимыми? Почему?

-Кокой политике - внутренней или внешней Олег уделял большее внимание? Как вы думаете. Почему?

- Какие политические методы, силовые или дипломатические в основном использовал Олег?

-Как вы думаете, Олег - успешный государственный деятель? Почему?

- Назовите положительные и отрицательные поступки Олега.

-Предположите, какими чертами личности мог обладать человек, совершающий подобные поступки. (На доске фиксируется копилка черт личности)

-Как вы думаете, на формирование каких черт характера, в первую очередь могло повлиять время, в котором жил Олег?


  1. Представить выявленные деяния и поступки в виде противоречий по следующее схеме:

ТО (+), (какие плюсы получит князь лично, или какие положительные последствия для государства будет иметь его деятельность)

ЕСЛИ (князь сделает это)

НО (-).(какие минусы получит князь лично, или какие отрицательные последствия для государства будет иметь его деятельность)




. (Предварительно класс делится на группы, количество которых определяется в соответствии с выявленными поступками.) Одно противоречие в качестве примера составляется классом вместе с учителем и фиксируется на доске (на слайде).

Возможные варианты построения противоречий:

ТО (+), этот город, занимающий центральное положение, станет столицей и будут центром объединения славянских племен

ЕСЛИ Олег захватит Киев

НО (-). Пострадают люди, прежде всего бывшие правители, будет нарушен

привычный уклад жизни киевлян, появятся среди жителей города враги, желающие отомстить и т.д.

ТО (+), завершит процесс объединения и создаст единое государство

ЕСЛИ Олег подчинит племена

НО (-). Будут жертвы, племена будут вынуждены подчинятся Киеву, платит ему дань


ТО (+), он напугает врага, и возрастут шансы на победу

ЕСЛИ Олег соберет большое войско

НО (-), большое войско сложно содержать, без мужчин будет трудно вести хозяйство на территории Киевской Руси

ТО (+), повысится статус государства, оно станет богаче, будет быстрее развиваться

ЕСЛИ пойти походом на Константинополь

и показать свою силу (победить)

НО (-), будут материальные и людские потери

ТО (+), не будет потерь, войско вернется на родину, родственники будут рады видеть своих близких живыми и здоровыми

ЕСЛИ не продолжить поход после того,

как греки закроют морской путь

НО (-), не будет славы, Русь как державу не признает Византия, войнам будет стыдно за бесславный поход

ТО (+), можно обмануть судьбу, и сохранить жизнь

ЕСЛИ отказаться от коня

НО (-), рядом не будет верного друга, при воспоминаниях о нем будет тоскливо, стыдливо и т.д.

ТО (+), будет исключена возможность быть отравленным

ЕСЛИ отказаться от даров греков

НО (-), сохраниться чувство голода. Не будет удовлетворено желание попробовать заморских яств. Не будет удовлетворено ощущение чувства победителя.

ТО (+), можно почувствовать свою силу и умение самому вершить свою судьбу

ЕСЛИ пнуть череп коня

НО (-), это безнравственно, ведь это останки друга


Учитель: Назовите противоречия, которое должны решаться князем Олегом и противоречия, которые предназначены для человека Олега.

  1. В ниже представленной таблице «Ситуация-Решение» вписаны ситуации выбора, вам необходимо в текстах найти те решения, которые принял князь в этих ситуациях. Впишите решения от лица князя.

Ситуация выбора

Решение

Киев хорошо укреплен, и им правят сильные правители (Аскольд, Дир). Что делать?

???

Греки закрыли морские ворота. Как быть?

???

Греки угощают щедрыми дарами, но можно ли им доверять?

???

Конь (боевой друг) смертельно опасен. Что делать?

???


Образец заполнения таблицы «Ситуация-Решение»:

Ситуация выбора

Решение

Киев хорошо укреплен, и им правят сильные правители (Аскольд, Дир). Что делать?

Обмануть (выманил людей за территорию города), убить соперников

Греки закрыли морские ворота. Как быть?

Поставить корабли на колеса и пройти сушей

Греки угощают щедрыми дарами, но можно ли им доверять?

Не доверю, откажусь от даров.

Конь (боевой друг) смертельно опасен. Что делать?

Отказаться от встреч с конем, но обеспечить уход за ним


  1. Оцените выбор князя по схеме:

Сильное решение (было решено противоречие)

Правильное решение (противоречие не решено, но в данных условиях я бы на месте князя поступил бы так же)

Не правильное решение

(в данных условиях я бы на месте князя поступил бы по-другому)

Например:

Поставить корабли на колеса и пройти сушей

Не доверю, откажусь от даров.

Отказаться от встреч с конем, но обеспечить уход за ним


  1. Если в оценочной таблице вами заполнена графа «Не правильное решение», попробуйте предложить с вашей точки зрения сильное или правильное решение.

  2. Попробуйте решить любое другое противоречие с позиции князя или со своей личной позиции.

  3. Создайте характеристику князя Олега по схеме:

    Олег как государственный деятель

    Олег как человек

    Положительные черты

    Отрицательные черты

    Положительные черты

    Отрицательные черты





  4. Ответьте на вопрос: почему Олега прозвали «Вещий»?

Приложение.

Вещий Олег. Никто не знает, сколько времени прошло с основания Киева, когда завоевал город князь Олег со своей дружиной. Родом был Олег из северной холодной страны варягов — Скандинавии. Понравился Олегу город на Днепре, решил он тут навсегда обосноваться и назвал Киев «матерью городов русских».

Собрав большое войско, отправился он в поход на Царьград. И когда первые ладьи с воинами выходили из Днепра в Черное море, то последние дружинники только садились в лодки у Киева — так велико было Олегово войско, растянулось оно на сотни километров.

Увидел византийский император такое огромное войско, испугался, велел поскорее закрывать ворота Царьграда со стороны моря толстой цепью. А воины Олега вытащили свои ладьи на сушу, приделали к ним колеса. Когда подул с моря попутный ветер, погрузились воины в ладьи на колесах — и устремились под парусами к стенам Царьграда. Ужас охватил греков-византийцев. Послали они поскорее послов к Олегу, предложили ему яства и вина. Но знал Олег, что отравлена еда, и ни к чему не притронулся. Подивились греки прозорливости князя и решили дать ему дань, какую попросит. Остановил Олег своих воинов, стал от греков дань принимать — золото и дорогие шелковые ткани, фрукты, вина, украшения. В знак своей победы прибил князь свой щит к воротам Царьграда.

С великим почетом вернулись воины Олега в Киев. Люди прозвали князя Вещим, то есть святым, прорицателем.

Смерть Олега. Однажды призвал Олег к себе волхвов и кудесников и спросил: «От чего я умру?» «От коня любимого предстоит тебе умереть», — ответил один из кудесников.

Повелел тогда князь поить и кормить коня, но к нему больше не приводить. Через пять лет вспомнил Олег про своего коня и спросил у конюха: «Где мой конь?» «Умер уже», — ответил тот.

Посмеялся Олег над словами кудесников: «Конь-то умер, а я жив». И решил он посмотреть на кости коня своего. Придя на то место, где лежали лошадиные кости, пнул Олег ногой череп коня, говоря: «От него ли мне смерть должна быть?» И выползла тогда из черепа змея и «уклюнула» князя в ногу. Разболелся князь и умер. Похоронили его на высокой горе над Днепром.

Древнерусские князья считали Вещего Олега своим прародителем, чтили его могилу, к нему обращались с мольбой в трудную минуту.