СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок истории России по ФГОС ООО в 8 а классе по теме «Начало правления Петра I»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок истории России по ФГОС ООО в 8 а классе по теме «Начало правления Петра I»»




Урок истории России по ФГОС ООО


в 8 а классе по теме «Начало правления Петра I»


(По учебнику А. В. Торкунова)






Выполнила:

Кулакова Наталья Николаевна,

учитель истории и обществознания

МБОУ «СШ с. Толстая Дубрава»



Технологическая карта урока истории России в 8а классе

Тема: «Начало правления Петра I»

Тип урока: комбинированный, систематизация ЗУН, повторение знаний, коррекция умений и навыков.

Цель урока: знакомство с условиями прихода к власти Петра I, его первыми шагами, как царя, как преобразователя. 

Задачи урока:

1. Обеспечить условия для изучения событий, связанных с приходом Петра I к власти, выявления основных задач, стоявших перед Россией в конце XYII - начале XYIII веков, рассмотрения основных мероприятий, осуществленных Петром I в начале правления.

2. Создать условия для развития умений работать с историческим источником и текстом учебника, извлекать необходимую информацию.

3. Способствовать развитию умений обобщать и делать выводы.

4. Способствовать воспитанию интереса к истории России и уважения к общечеловеческим ценностям.

Планируемые результаты:

Учащиеся должны:

  1. познакомиться с событиями, связанными с приходом Петра I к власти;

  2. определить основные задачи, которые стояли перед Россией в конце XYII века;

  3. рассмотреть основные мероприятия, осуществленные Петром I в начале правления;

  4. называть даты: рождения Петра 1 (1672г.), венчания Петра на царство (1682 г.), Азовских походов (1695-1696 гг.), Великого посольства (1697-1698 гг.);

  5. показывать на карте направления Азовских походов, путь Великого посольства;

  6. объяснять и применять понятия: верфь, галера

  • Личностные: осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе.

  • Метапредметные: способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность;

- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, формулировать и обосновывать выводы), использовать различные источники информации;

- готовность к сотрудничеству, коллективной работе.

  • Предметные: умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников (текстовых, изобразительных);

- знание хронологии изучаемого периода;

- знание исторических фактов изучаемого периода;

- рассказ об исторических событиях, их участниках;

- соотнесение исторических фактов и общих явлений.

Тип урока по дидактическим целям: урок изучения нового материала.

Тип урока по этапам формирования навыка: тренировочный урок.

Тип урока по используемым приемам активизации познавательного интереса и познавательной деятельности: урок-практикум;

Тип урока по способу организации общения участников учебно-воспитательного процесса: урок организации работы в группах.

Методы обучения:

словесные, наглядные, практический, беседа, самостоятельная работа, проблемно – поисковый.

Образовательные ресурсы:

- компьютер;

- мультимедийный проектор и экран,

- карточки с заданиями;

- первоисточники,

- рабочий лист







Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Оргмомент. Мотивация к учебной деятельности


- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Зовут меня – Наталья Николаевна. Сегодняшний урок истории проведу у вас я. Я рада видеть вас веселыми, доброжелательными, настроенными на плодотворную работу. Пожмите друг другу руку, пожелайте удачи, улыбнитесь нашим гостям.

-Начать мне бы хотелось со слов поэта Васильева:

Начинаем мы опять,

По истории шагать,

Чтобы все понятным стало

Мы потрудимся немало!


-Давайте покажем своё умение взаимодействовать в группе, работать в паре и самостоятельно. Я надеюсь на нашу совместную продуктивную работу.


Приветствие


Эмоциональный настрой

Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха


2.Актуализация знаний.



А сейчас, у нас с вами - Интеллектуальная разминка

Давайте немного вернемся в историю XVI века

1.Обобщить - кто это? Бояре, дворяне, крестьяне, горожане, духовенство, казачество (российские сословия)

2. Предприятие, основанное на разделении труда и ручной ремесленной технике (мануфактура)

3. Высшее звание в церковной иерархии (патриарх)

4.В монархических государствах временное осуществление полномочий главы государства в связи с малолетством или болезнью монарха (регентство)

5. Установите последовательность событий:

  • Опричнина(1565-1572 гг.)

  • Смутное время(1598-1613 гг.)

  • Воцарение на престол Михаила Романова(1613—1645)

  • Церковный раскол(1650-1660 гг.)



Уч-ся выделяют главное и высказывают ответы

Регулятивные

умения организовывать свою деятельность


Познавательные

умения результативно мыслить и работать с информацией



3. Прием целеполагания. Сообщение темы, цели урока.


Сегодня мы приступаем к изучению нового периода российской истории – периоду, когда Россия переживает серьезные политические, экономические, культурные изменения.

О, мощный властелин судьбы!
Не так ли ты над самой бездной
На высоте уздой железной
Россию поднял на дыбы!


О какой великой личности сказал великий поэт XIX века А. С. Пушкин?(ответы уч-ся)

Действительно, этот период истории тесным образом связан с личностью царя Петра I, его характером, его представлением о России.

Итак, тема нашего урока – Начало правления Петра I

Посмотрите внимательно на слайд, это высказывания о Петре и его деятельности. Какой вывод можно сделать, познакомившись с этими высказываниями?

«Познаем в Петре мужа необыкновенного, название великого заслужившего правильно» А. Н. Радищев

«Петербург основан на слезах и трупах» Н.М. Карамзин

Петру Великому мало конной статуи на Исаакиевской площади: алтари должны воздвигнуть ему на всех площадях и улицах великого царства русского» В.Г. Белинский

Какой вывод можно сделать, познакомившись с этими высказываниями?

( Петру и его деятельности дают разные оценки)



Историческая деятельность Петра вызывает споры до сих пор. Не только историки, но и современники Петра противоположно оценивали личность царя, его преобразования. Для одних он был великим реформатором, превратившим Россию в мощную европейскую державу. Другие считали его предателем основ православия, насаждавшим матушке-России чуждые заморские порядки.


Споры о Петре велись раньше, ведутся сейчас и будут вестись всегда – всегда, пока живут люди, неравнодушные к истории нашей страны.

А на сегодняшнем уроке мы попробуем с вами ответить на следующий Проблемный вопрос:

Какие события начала царствования Петра I повлияли на преобразования, которые он осуществил в дальнейшем?

Заканчивался век Смуты и Степана Разина, патриарха Никона и протопопа Аввакума. Уходило время старой России с ее боярскими теремами, тяжелыми долгополыми шубами, неспешной величавостью и торжественным благолепием. Наступала эпоха Петра Великого.

Высказывание на доске:

Петр Великий явился не как нечто случайное,

но как порождение…Руси,

чувствовавший жгучую потребность нового,

потребность преобразования…” С.М. Соловьев


Какой главный смысл эпохи Петра заключен в словах историка?

(Эпоха Петра связана с преобразованиями в России)


Попробуйте сформулировать цель нашего сегодняшнего урока


Итак, сегодня на уроке мы должны: Познакомиться с условиями прихода к власти Петра I, его первыми шагами, как царя, как преобразователя.










Слушают и отвечают























Примерные ответы уч-ся




































Учащиеся называют цель:


Познакомиться с условиями прихода к власти Петра I, его первыми шагами, как царя, как преобразователя. 



















Личностные: самоопределение, смыслообразование



Познавательные

умения результативно мыслить и работать с информацией





































Коммуникативные:

Планирование учебного сотрудничества с учителем и классом, постановка вопросаРегулятивные:

Целеполагание


Познавательные: подведение под понятие, самостоятельное выделение (формулирование) познавательной цели, проблемы.



4. Получение новых знаний.
































































































































































































































































































4.Применение знаний и умений в новой ситуации

















Появление на свет нового царя связано с предсказанием. Монах Симеон Полоцкий по звездам предсказал царю Алексею Михайловичу, что у него появится сын, и что именно он из всех детей наследует его престол. И вот однажды ночью в темном небе над Москвой звездочеты увидели, как засияла новая большая звезда.

В ночь на 30 мая 1672 года царю Алексею и его жене Наталье Кирилловне Бог послал сына. Люди говорили: «Царский сын будет великим человеком!» Царевич, как в сказке, рос не по дням, а по часам. В 9 лет он казался 15-летним юношей, был красив, умен, высок ростом. За всякое дело брался охотно и с любовью. Учителя не успевали отвечать на его вопросы.

После смерти Алексея Михайловича в 1676 году, к власти приходит его сын, Федор Алексеевич, болезненный и слабый мальчик. Скончался 27 апреля 1682 года в возрасте 20 лет, не сделав распоряжения относительно престолонаследия. Вопрос о престолонаследии вызвал волнения, разрешившиеся решением о венчании на царство одновременно двух царей - Ивана и Петра. 25 июня 1682 года в Успенском соборе Московского Кремля единственный раз в истории России вместе были венчаны на царство сразу два государя. Софья Алексеевна стала правительницей-регентшей при несовершеннолетних братьях. Сложилось двоевластие, отразившееся даже в царском троне той поры - он был разделен на две части (для двух царей), а сзади располагалось место правительницы со шторкой, из-за которой она подсказывала братьям, что именно следует говорить во время приемов.

Софья, во что бы то ни стало, стремилась удержать власть в своих руках. А братья тем временем взрослели.


Перед вами письмо. Прочтите его и ответьте на имеющиеся в начале вопросы, доказывая свое мнение выдержками из текста.

Определите:

  1. автора письма;

  2. адресата письма;

  3. о какой «третьей особе» говорится в письме.




…Известно тебе, государь, чиню купно же и соизволения твоего прошу о сём, что милостию Божией вручен нам двум особам скипетр правления прародительного нашего Российского царствия … а о третьей особе, что с нами быть в равенственном правлении, отнюдь не вспоминалось…

Срамно, государь, при нашем совершенном возрасте тому зазорному лицу государством владеть мимо нас. Тебе же, государю, братцу, объявляю и прошу: позволь, государь, мне отеческим своим позволением для лутшие ползы нашей и для народного успокоения, не обсылаясь к тебе, государю, учинить по приказам правдивых судей, а неприличных переменить, чтоб тем государство успокоить и обрадовать. А я тебя государя братца, яко отца почитать готов…


(На мой взгляд, автором письма является Петр, о чем свидетельствует обращение к «государю братцу», которого он «яко отца почитать готов», а Иван был его старшим братом. Следовательно, адресатом является Иван. «Третья особа», упоминаемая в письме – Софья, поскольку сказано, что она владеет государством, причем наравне с автором письма и его братом).




- Какой вывод можно сделать, опираясь на данное письмо?


(Петр возмущается сосредоточением власти в руках женщины при совершеннолетних царях и призывает брата к изменению сложившегося положения)



В 1682 г. 10-летнего царя Петра с матерью Софья отправила подальше от Кремля. Они переселились в подмосковное село Преображенское. Ради забавы, потехи, Петру построили крепость со стенами, башнями, рвами и подъемным мостом.

Для военных забав друзья Петра создали 2 потешных полка – Семеновский и Преображенский. Эти полки в будущем стали настоящей и верной опорой для взрослого царя, именно они положили начало русской гвардии. Новое понятие Гвардия (отборная привилегированная часть войск)

Петру не исполнилось 17 лет, когда мать решила его женить. Ранний брак, по расчетам царицы Натальи, должен был существенно изменить положение сына, а вместе с ним и ее самой. По обычаю того времени юноша становился взрослым человеком после женитьбы.

Царица Наталья сама подыскала сыну невесту — красавицу Евдокию Лопухину.

С этого времени росло противостояние Софьи и Петра. 8 августа 1689г. в Преображенское прискакал гонец с вестью: стрелецкие полки идут сюда. Петр уехал в Троице-Сергиеву лавру (Лавра – ряд крупнейших мужских православных монастырей, подчиненных патриарху), туда же съехались верные ему люди: вельможи, «потешные полки», дворяне, патриарх. Софья осталась без поддержки, была свергнута и заточена в Новодевичий монастырь.

- У Ильи Репина есть картина «Царевна Софья», где она изображена после отстранения от власти. Вот эта картина…


- Какой она предстает перед нами на этом полотне?


(Здесь Софья изображена очень угрюмой, с растрепанными волосами. Видно, что она недовольна своим новым положением)


- Подумайте, кто в итоге оказался у власти?


(Государями остались Иван и Петр, но реальное управление страной перешло в руки Петра, как более способного к этому)


Правильно, власть перешла к 17-летнему Петру I, а управление страной доверено его матери Наталье Нарышкиной и дяде Льву Кирилловичу Нарышкину.

О Петре существует множество мнений, порой диаметрально противоположных. Но все сходятся в одном: Пётр I – необычная фигура русской истории, это - необычный царь.

- Работая с текстом в парах, который лежит у вас на столах, подберите факты, подтверждающие необычность Петра I.


Проверяем работу - В чем же заключалась необычность царя?


  1. Необычные внешние данные царя.

  2. Нецарские манеры Петра.

  3. Отсутствие интереса к обычным забавам русских царей.

  4. Нелюбовь к пышным приёмам и царским выездам.

  5. Необыкновенная любознательность самодержца.

  6. Трудолюбие царя.

  7. Заинтересованность в управлении государством, стремление вникнуть во все вопросы самостоятельно.




Физкультминутка.


- А теперь, ребята, встали!

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперед, назад.

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели. Вновь за дело.



Итак, Петр у власти, но наследство Петру досталось незавидное. России нужны были перемены. Нужно было провести территориальные, экономические изменения.

 



- Имела ли Россия выход в море для торговли с иностранными державами? Покажите на карте

(Россия имела выходы в Каспийское и Белое моря)


-Удобно ли было вести торговлю с иностранными державами через эти моря?

(Они были не слишком удобны для торговли с иностранными державами, Белое море замерзает, а через Каспийское можно торговать лишь с Персией)


- Наличие выхода, в какие моря было выгодным для России?


Как можно было получить выход в эти моря?

Покажите их на карте

(Необходимо было завоевать выход в Черное и Балтийское моря)


-Поэтому Петр и решается совершить Азовский поход


- Что нужно для осуществления завоеваний?

(Для этого необходимо иметь сильную армию, а армии необходимо было оружие, обмундирование, то есть развитую экономику страны)


Сейчас у нас работа в группе с текстом учебника с. 21 и с. 22, каждой группе я раздаю карточки с заданиями по конкретному вопросу. Ответы на эти вопросы вы можете найти в тексте учебника.



Работа в группах

1 группа Азовские походы

1.Назовите даты Азовских походов?

2.С кем воевала Россия?

3.Какова цель этих походов?

4.Каков результат 1Азовского похода?

5. Каков результат 2 Азовского похода?

2 группа «Великое посольство»

1.Когда состоялось «Великое посольство»?

2.Цели «Великого посольства».

3.Состав «Великого посольства».

4.Каким был маршрут «Великого посольства».

5.Итоги «Великого посольства».


- На выполнение задания вам дается 5-7 минут, а затем от каждой группы с сообщением выступит 1 ученик. Остальные учащиеся группы могут дополнить его ответ.

Поскольку эта тема новая для вас, то в случае затруднений обращайтесь к учителю.


- Итак, ребята, начнем


1 группа - Азовские походы


(Показывают крепость Азов, Азовское и Черное моря,

Крымское ханство и Турцию на карте)


(Целью Азовских походов являлось завоевание крепости Азов, запиравшей выход из Дона в Азовское море. Тем самым, Россия получила бы возможность плавать по Азовскому и Черному морям. Азовские походы стали продолжением традиционной для Руси борьбы с Крымским ханством и Турцией, вассалом которой оно являлось. Первый поход на Азов состоялся летом 1695г., но не удался: не имея флота, московская рать не смогла перекрыть доступ в Азов с моря. Турки спокойно привозили подкрепления и оружие, поэтому два русских штурма захлебнулись. Обратимся ко 2-му Азовскому походу. Летом 1696г. русская армия подошла к Азову. На этот раз турок блокировали и с суши, и с моря. Галеры не пропускали турецкие корабли к городу. 18 июля 1696г. азовский гарнизон сдался. Так был сделан первый шаг к завоеванию выхода в Черное море. Для осуществления этого важного дела в принудительном порядке были организованы «кумпанства» - союзы, в которые входили представители отдельных групп населения. Они создавались из посадских людей, черносошных крестьян, помещиков, купцов и даже монастырей.

С этого времени в Росси появился военный флот, и возросла боеспособность страны)


-Спасибо за ответ. Вот как описана победа русского войска при Азове.

У себя в рабочих листах запишите определение и годы Азовский походов

(Азовские походы 1695 и 1696 годов — военные кампании России против Османской империи)



-Следующим важным шагом молодого царя стало «Великое посольство 1697-1698 гг.»

(Также у себя на рабочих листах запишите определение и годы «Великого посольства»)

(Вели́кое посо́льство — дипломатическая миссия Петра I Алексеевича в Европу в 1697—1698 годах)

Послушаем рассказ о нем 2 группы

(«Великое посольство» - русская дипломатическая миссия в Западную Европу с целью поиска союзников в борьбе с Турцией, найма иностранных специалистов, закупки вооружения и учебы за границей. Посольство было названо «великим» за свою численность. В его состав входили дипломаты, переводчики, солдаты и офицеры охраны, волонтёры. Согласно словарю, волонтёр – это доброволец. Они ехали, чтобы учиться кораблестроению и военному делу. Возглавляли «Великое посольство» Ф.Я. Лефорт, Ф.А. Головин, П.Б. Возницын. Царь ехал инкогнито под именем десятника Петра Михайлова. В течение 1,5 лет (1697-1698гг.) они посетили Пруссию, Голландию, Англию, Австрию, Речь Посполитую. Итоги «Великого посольства»: союзников в борьбе с Турцией не нашли, но зато удалось найти союзника в борьбе против Швеции в лице Речи Посполитой. Все остальные цели посольства были достигнуты)


-Спасибо. Вы хорошо поработали над заданием, правильно ответив на все вопросы.



А почему Петр был вынужден прервать поездку? Давайте посмотрим видеоролик «Стрелецкий розыск и казни» и ответим на наш с вами вопрос


(Он прервал поездку из-за восстания стрельцов. Они двинулись на Москву, чтобы пограбить и побить ненавистных бояр, а также поставить к власти «доброго царя», но были разбиты. Вернувшись, Петр устроил расследование, и более тысячи стрельцов были казнены)


- Этому событию посвящена картина Сурикова «Утро стрелецкой казни» Что на ней изображено?


(Площадь перед собором Василия Блаженного, на которой ожидают своей печальной участи стрельцы)





Проблемный вопрос урока:

Какие события начала царствования Петра I повлияли на преобразования, которые он осуществил в дальнейшем?


- Действительно, Петр мечтал о превращении России в великую державу.
















































Примерные ответы уч-ся































































Работают с картиной



























Работают в парах





























Отвечают






















.





























Работа в группах




Отделяют главное от существенного




















Ученики по очереди озвучивают свои записи. Все разногласия, возникшие в работе, снимаются при общем обсуждении.





























Смотрят видеоролик.





























Личностные: самоопределение, смыслообразование




Познавательные

умения результативно мыслить и работать с информацией


















































Логические действия (П)

Самоопределение (Л)

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П)



Коммуникативные:

Организация в парах сменного состава, обучение детей приёмам работы в группах, инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

























Личностные: самоопределение

Познавательные: выборочная работа, осознанное и произвольное построение речевого высказывания, моделирование, решение проблемы, построение логической цепи рассуждения.















Познавательные: выборочная работа, осознанное и произвольное построение речевого высказывания, моделирование, решение проблемы, построение логической цепи рассуждения.










Личностные: самоопределение
























Личностные: самоопределение

Познавательные: выборочная работа, осознанное и произвольное построение речевого высказывания, моделирование, решение проблемы, построение логической цепи рассуждения.



















Личностные: самоопределение





Логические действия (П)

Самоопределение (Л)

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П)















Коммуникативные:

Организация коллективной работы, обучение детей приёмам работы в паре, инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации


5.Контроль усвоения

А сейчас мы выполним небольшой тест, чтобы проверить как вы усвоили материал урока

Тест

1. Сколько было совершено Азовских походов?

1. Один 2. Три. 3. Два.

2. Под каким именем Петр I совершал великое посольство?

1. Петр Алексеевич 2. Петр Михайлов. 3. Петр Романов. 4. Федор Михайлов.

3. Кто был назначен главнокомандующим армии?

1. А.С. Шеин. 2. Ф.А. Головин. 3. П.Б. Возницын. 4. Петр I

4. Какое утверждение правильное.

А. Первый Азовский поход был удачным, Россия получила выход к Черному морю.

Б. Во время великого посольства, Петр I нашел союзников для борьбы против Турции.

1. Верно только А

2. Верно только Б

3. Оба суждения верны

4. Оба суждения неверны

5. «Великое посольство» :

1. 1697-1698 гг. 2. 1689-1690 гг. 3. 1700-1702. 4. 1695-1696 гг.



Выполняют тест, оценивают результат (взаимопроверка)




6.Рефлексия (подведение итогов занятия)

















7.Домашнее задание.










- Наш урок подходит к концу.

Выполнили ли мы поставленную в начале урока цель?

Познакомиться с условиями прихода к власти Петра I, его первыми шагами, как царя, как преобразователя

Итоговая рефлексия




Домашнее задание (карточки).

- Спасибо вам сегодня за работу на уроке. Урок окончен.













Резервный материал

- А сейчас мы с вами попробуем составить Синквейн о Петре I.

- У вас на столах лежат краткие биографические сведения о Петре I. Прочтите биографию Петра и составьте Синквейн, а затем 2 человека выступят у доски и продемонстрируют то, что сделали.

Приступайте к работе.

(проверка работы)







Ответы уч-ся


















Домашнее задание (карточки).


1-ый уровень «5»

Учить записи, читать параграф

2-ой уровень («5»)

Учить записи, читать параграф, составить таблицу «Реформы Петра Великого»






Логические действия (П)

Самоопределение (Л)

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П)

Коммуникативные:

Организация коллективной работы, обучение детей приёмам работы в паре, инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации











Дифференцированные задания (П., Л)