Тема: Внешняя политика России в 1725-1762гг.
Цель урока: на основе изучения основных направлений внешней политики России в 1725-1762гг. подвести учащихся к пониманию, что в 1725-1762гг. Россия проводила активную внешнюю политику на европейском и азиатском направлении, что отражало ее статус великой европейской державы.
Основные понятия: война за польское наследство, война за австрийское наследство, русско-шведская война 1741-1743гг, Семилетняя война, русско-турецкая война 1735-1739гг
Основные события:-
1733—1735 гг. — война за польское наследство
1736—1739 гг. — русско-турецкая война
1741—1743 гг. — русско-шведская война
1756—1763 гг. — Семилетняя война
Ход урока:
1. Организация обучающихся
2.Актуализация знаний
1. Устный ответ
- Используя план, рассказать о системе управления страной в период дворцовых переворотов.
- Перечислить привилегии, которые дворяне получили в этот период.
2. Беседа по вопросам
-Как политика в отношении крестьян отразилась на развитии промышленности ?
- Каким образом государство поддерживало развитие промышленности?
- Что было главным промышленным центром страны?
- Каким образом развивалась внутренняя и внешняя торговля в стране?
- Продолжалась ли политика протекционизма и меркантелизма?
4.Мотивация учебной деятельности. Этап целеполагания.
а/ «Мозговой штурм»
-Определите, что объединяет предложенные понятия, даты и фамилии, населенные пункты: Прутский поход, 1714 год, Лесная, 1695 год, Ништадский мир, 1709 год, Александр Данилович Меньшиков, Карл XII , Полтава, остров Гренгам.
- Попробуйте сформулировать тему, которой можно объединить все эти слова.
-Как вы думаете, почему, изучив внутреннюю политику России в период правления преемников Петра 1, мы вновь заговорили о внешней политике Петра 1?
-Запишите тему нашего урока.
-Имея опыт изучения внешней политики России в ранние периоды ее истории, определите, какие вопросы мы сегодня должны с вами рассмотреть.
(1.Причины и задачи, 2.Направления внешней политики, 3. Основные события, 4. Итоги внешней политики.)
4. Усвоение новых знаний и способов действия
Сущность своей деятельности Пётр I выразил в словах: «Разумею я, что долг государевый быть должен в приращении мощи России, установлении порядка и справедливости, дабы потомки помнили…». Мы можем понимать эти слова и как завещание Пётр I своим последователям – будущим правителям российского государства. Следовали ли правители эпохи дворцовых переворотов этому наказу?
1. Заполнение схемы
-Вспомните основные задачи внешней политики Пётр I.
-Какими были итоги внешней политики Пётр I?
-Выскажите свое предположение об основных задачах внешней политики России в период 1725-1762 года, опираясь на текст учебника п. 1,абз. 1, стр.98
Запишите в тетрадь.
Задачи:1. Выход к Черному морю
3. Сохранение позиций на Балкакнах
2. Ослабление Речи Посполитой
3. Борьба с Османской империей
2. Работа в группах. Заполнение таблицы
«Основные направления внешней политики России в 1725-1762 гг.»
Основные события | Хронологические рамки | Причины | Итог |
Война за польское наследство | 1733-1735 | выборы короля на польский престол | Победа антифранцузской коалиции |
Русско-шведская война | 1741-1743 | Сохранение условий Ништадтского мира | Абосский мир: к России отошла южная Финляндия. |
Русско-турецкая война | 1735 -1739 | Частые набеги Крымских ханов на южных рубежах | Белградский мир: Россия не получила выхода к Черному морю и прав держать там флот, получила Азов без права строить там укрепдления |
Русско-китайские отношения | | | 1725г. Кяхтинский договор 1756г.Присоединение к России Горного Алтая 1731г. принятие в подданство Западного Казахстана Строительство крепости Оренбург 1739г. впервые высадились в Японии |
1 группа -изучите материал учебника на странице 98(абзац 1-2),заполните колонки таблицы
2группа -изучите материал учебника на странице 98(абзац 4),стр.99(абз.1), заполните колонки таблицы
-Согласны ли вы с утверждением, что Абосский мир был успешным продолжением усиления позиций России на Балтике? Обоснуйте свое мнение.
3 группа -изучите материал учебника на странице 101 (п.3),стр.102(абз.1, заполните колонки таблицы
-Подумайте, почему Россия не смогла закрепиться на берегах Черного и Азовского морей?
3. Выборочное чтение текста в учебнике
-Изучите материал параграфа 16, стр. 102, подберите информацию для заполнения таблицы
4.Работа с картой и заполнение таблицы (самостоятельно)
- Какое событие во внешней политики дворцовых переворотов имеет особое место?
- Напомните период Семилетней войны. (1755 – 1762) При каком императоре она началась? (Елизавете Петровне)
- На начальном этапе войны сложились 2 коалиции европейских государств противостоявших друг другу? Какие это государства. П. 2, стр.99.
(Пруссия и Англия; Россия, Франция, Австрия, Саксония, Швеция )
- Что стало причиной войны для России? (Стремление уберечь от Пруссии свои завоевания в Прибалтике.)
Дата сражения | Место сражения | Командующие | Итог |
1757 | Грос-Егерсдорф | Апраксин С.Ф. Румянцев П.А. | Победа |
1758 | Цорндорф | Фермор В.В. | Победа |
1759 | Кунерсдорф | Салтыков П.С. | Победа |
1760 | Берлин | Салтыков П.С. | Победа |
1761 | Кольберг | Салтыков П.С. Румянцев П.А. | Победа |
- Как завершилась Семилетняя война? Почему? (Заключением перемирия с Пруссией Петром 3 и заключением союза с ней против вчерашних союзников.)
- Были ли возобновлены военный действия России с Пруссией после переворота в 1762г? (нет)
5. Закрепление темы урока
- Были ли достигнуты цели поставленные Россией во внешней политике в период дворцовых переворотов?
- Дайте оценку событиям происходившим во внешней политике в период 1725- 1762 гг.
6. Рефлексия
-Продолжи предложение
сегодня на уроке я научился …
после это урока я пришел к выводу…
на следующих уроках я бы хотел…
7. Домашнее задание
П. 16, вопросы стр. 103