№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
1 | Мотивация к учебной деятельности | Звучит стихотворение: Столетья, сменяя друг друга, идут. Герои в старинных былинах живут. Не раз от врагов они Русь защищали, За землю свою не раз кровь проливали. С тех пор поколений немало сменилось, Но память о них на Руси сохранилась. | Подготовка класса к работе. | Познавательные: - Организованное самоуправление и развитие коллективного творческого общения по конкретной теме Коммуникативные: -Планирование учебного сотрудничества. Регулятивные: -Осуществляют мотивационную установку на предстоящую работу. |
2 | Актуализация знаний и пробное учебное действие | Учитель: Ребята! О ком это стихотворение? Показ картин, на которых изображены богатыри. Посмотрите на доску, перед вами очень известная картина, скажите, как она называется? Может кто-нибудь знает кто ее автор? (В.М.Васнецов) Обращаю внимание детей на коней, природу, изображенных мужчин. Откуда же произошло это слово «богатыри»? Кем они были? Может-быть вы знаете как зовут богатырей, изображенных на картине? Кто из них самый известный? Назовите тему нашего сегодняшнего урока. | Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки. | Коммуникативные: -Озвучивают и демонстрируют последовательность выполнения упражнений: Регулятивные: -Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, обнаруживать и исправлять отклонения от эталона, вносить коррективы и исправлять ошибки. |
3 | Выявление места и причины затруднения | А откуда нам известно о богатырях? Где мы можем познакомиться с ними? Ребята, как вы думаете, что же такое «былина»? (прочитать определение в учебнике на стр.94) Сегодня мы должны с вами познакомиться с былинами на примере одного из самых известных богатырей – Ильи Муромца и узнать, что же за подвиг им был совершен. | Выявляют причины, затруднения | Познавательные: - логическое решение проблемы Коммуникативные: - Взаимодействуют друг с другом в сравнении и обсуждении. Регулятивные: - Осуществляют взаимоконтроль, умеют слушать и высказываться (проговаривать) по ходу обсуждения установки на урок. |
4 | Построение проекта выхода из затруднения | Учитель: Для того, чтобы нам познакомиться с Ильей Муромцем, нам необходимо продумать цель нашего урока исходя из темы. Для реализации поставленной цели необходимо продумать комплекс задач. Дети формируют задачи (этапы) урока, с помощью вспомогательных слов: повторим, узнаем, создадим рисунок. Для того, чтобы узнать о происхождении имени Ильи Муромца, давайте заглянем на страницы учебника (стр.94-95 учебника) | Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.) | Познавательные: - логическое решение проблемы, построение логической цепи размышлений, выдвижение гипотез и их обоснование Коммуникативные: - инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации регулятивные: - планирование, прогнозирование поставленных задач. |
5 | Реализация построенного проекта | Для того, чтобы узнать об истории, жизни богатырей, их интересах, научиться распознавать богатырей среди других народов, мы с вами вначале посмотрим презентацию (просмотр презентации о богатырях, их внешнем виде). Некотерым из вас было дано задание: подготовить сообщение (выступают подготовленные дети с сообщениями о Илье Муромце, Соловье-разбойнике). Изучение нового материала. | | Познавательные: -Знакомятся с былинами, богатырями. -Научатся выполнять эскизы и простейшие композиции, кистевые упражнения по плоскости. Коммуникативные: - Понимание расположения соразмерности героев. Регулятивные: -«Главные художники» помогают-коррекционно, исправляют, дополняют ответы и действия учащихся, контролируют правильность и полноту решения композиционного замысла. -Осуществляют взаимоконтроль, применяют и сохраняют учебную цель и задачу, умеют слушать и высказываться (проговаривать) по ходу обсуждения установки на урок. |
6 | Первичное закрепление с комментированием | Тест на закрепление пройденного: Что такое былина? Какие богатыри вам известны? Назовите составные части костюма богатыря? Соотнесите стрелками: какие отличительные черты характера относятся к Илье-Муромцу, а какие к Соловью-разбойнику. На доске изображение Ильи – Муромца и Соловья-разбойника, предлагаю детям сравнить этих героев. Их внешний вид, деятельность, их характер и т.д. | Учащиеся выбирают наиболее эффективный путь достижения цели. Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух. |
7 | Самостоятельная работа | Задание: Повышенный уровень: Изобразить битву Ильи Муромца с Соловьём-разбойником. (На стене класса большое изображение битвы Ильи Муромца с Соловьём разбойником.1 группа учащихся выполняет работу гуашью, заканчивая начатое творчество художником.Учащиеся в роли подмастерьев.) Базовый уровень: Изобразить Илью Муромца или Соловья-разбойника, выражая в рисунке характер, образ героя.(2 группа, работает за партами) Помощь учащимся, практическое сотворчество, комментирование, показ удачных и ошибочных моментов и способах их устранения. Во время самостоятельной работы учитель проводит коррекционно-индивидуальную работу, контролирует и направляет процесс самоуправления – деятельность экспертов – главных художников, демонстрирует удачные и ошибочные варианты ученических работ, проговаривает способы устранения недочетов в работе. | Самостоятельная работа. Представляют результаты самостоятельной работы, результаты работы. Принимают участие в коллективном обсуждении. | Познавательные: -Анализируют оригинальные произведения с целью выполнения практической задачи - Используют в практической деятельности выразительные возможности, выполняют творческую композицию и импровизации на тему битвы Ильи Муромца с Соловьём-разбойником. Коммуникативные: - Рефлексия своих действий, сравнительный визуальный анализ продуктивного творчества с комментированием своих действий в подгруппах. Регулятивные: - Вносят необходимые коррективы по ходу практической деятельности, после обсуждения и согласования в подгруппах выполняют импровизации – композиции с сохранением общей учебной цели и задачи. |
8 | Включение в систему знаний и повторение | Учитель. – А сейчас давайте с вами вспомним всё, о чем узнали на сегодняшнем уроке. Вопросы: -Чем вам запомнился богатырь Илья Муромец? -Каким перед читателем предстает Соловей-разбойник? Илья Муромец? -Почему в былинах воспевали богатырей? – Воспевая богатырей, защитников Родины, былины звали на подвиг во славу Отечества, поднимали дух народа в тяжелые для страны годы, вселяли в людей мужество. А знаменитый богатырь, Илья Муромец, которого русское воинство считает своим покровителем, является олицетворением всего лучшего в русском народе: огромная физическая сила сочетается в нем с ещё большей силой внутренней и величием его духа, нежеланием убивать, а лишь защищать и охранять русскую землю. Такой герой может объединить всех живущих в России, всех, кто любит свою страну. | Решают типовые задания | Познавательные: -Умение использовать выбранные варианты замысла для конкретной формы, достраивать « в уме» фрагменты до целой композиции. Коммуникативные: - Организуют самоуправление , озвучивают и мотивационно комментируют вариант ответа. -Развивают принципы коллективного творчества и сотрудничества по конкретной теме. Регулятивные: - Самоконтроль и саморегуляция теоретической деятельности для определения верного и оптимального решения поставленной задачи. |
9 | Рефлексия учебной деятельности на уроке | Молодцы ребята, хорошо потрудились. Сегодня мы с вами познакомились с былинами на примере одного из богатырей - Ильей Муромцем. Урок закончен. Спасибо за творчество и труд!
| Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. | Познавательные: - Осознанно и произвольно обосновывают качество продуктивной деятельности в парах и своих группах. Коммуникативные: - Взаимодействуют с экспертом, друг с другом и с учителем во фронтальном режиме, озвучивают индивидуальные и групповые оценки. - Уметь строить в коммуникации оценочные суждения на основе предложенного алгоритма оценки работ и сравнительных характеристик с оригинальным «Мастерским» эталоном. Регулятивные: - Умеют находить отклонения от эталона и планируют в дальнейших практических работах корректировку и недопущения повторения подобных ошибок. - Осуществляют самооценку и взаимооценку в парах и подгруппах, контролируют правильность и полноту выполненных практических заданий, определяют аргументированно общегрупповые оценки. |
10 | Домашнее задание | Закончить работу, подготовить сообщение о других богатырях (Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче) | | |