II | Актуализация знаний | Выполнение задания у доски -3 ученика, 3 задания по карточкам. Распределите вещества по классам неорганических соединений: H2SО4, CuSO4, FeCl3, KOH, Ba(OH)2, K3PO4, Al2(SO4)3, HNO3, Ca(OH)2, H3PO4, Mg(NO3)2, H2СО3, LiOH. Дайте определение кислот как электролитов. Дайте определение оснований как электролитов. | 3 ученика расписывают задание у доски. 3 ученика выполняют задание по карточкам. Все остальные ученики работают в тетради Кислоты | Основания | Соли | H2SО4 HNO3 H3PO4 H2СО3 | KOH, Ba(OH)2 Ca(OH)2 LiOH. | FeCl3, CuSO4, K3PO4 Al2(SO4)3, Mg(NO3)2 | Кислоты – это электролиты, которые при диссоциации образуют катионы водорода и анионы кислотных остатков. Основания – это электролиты, которые при диссоциации образуют катионы металлов и гидроксид-анионы. | Личностные: Проявление внимания, желания больше узнать Регулятивные: Оценивание собственной учебной деятельности | 7 мин |
III | Первичное усвоение новых знаний | Обращаю ваше внимание на тему сегодняшнего урока, прежде чем начать исследование по данной проблеме мы заслушаем нашего коллегу по вопросу- история появления и использования соли в жизни человека. Ребята, какова тема нашего урока? Что мы рассмотрим на уроке? С химической точки зрения мы исследуем не одну соль, а целый класс солей и обратим внимание на их свойства, опишем их с точки зрения теории электролитической диссоциации. Давайте подробнее рассмотрим химические свойства солей. Демонстрация лабораторных опытов на экране Опыт 1.Окраска индикатора Опыт 2.Реакция солей с металлами: Fe + CuSO4 ⟶ Cu + FeSO4 Опыт 3. Реакция солей с растворимыми основаниями: FeCl3 + 3NaOH ⟶ 3NaCl + Fe(OH)3↓ Fe3+ + 3Cl- +3Na+ +3OH-⟶3Na+ + 3Cl-+ Fe(OH)3↓ Fe3+ + 3OH- ⟶ Fe(OH)3↓ Опыт 4. Реакция солей с кислотами: Na2CO3+2HNO3⟶2NaNO3+H2O+CO2 2Na++CO32-+2H++2NO3-⟶2Na++2NO3-+H2O+CO2 CO3 2- + 2H + ⟶ H2O+CO2 Опыт 5. Реакция солей с солями: BaCl2+Na2SO4⟶BaSO4↓+2NaCl Ba2++2Cl-+2Na++SO42-⟶BaSO4↓+2Na++2Cl- Ba2++SO42-⟶BaSO4↓ | Выступление ученика с кратким историческим аспектом: Исторический аспект исследования солей: Если обратиться к истории, то можно убедиться насколько ценным было это вещество для человека. Хлористый натрий – необходимейший компонент человеческой пищи. Соль приравнивалась по цене к золоту. В древнем Риме легионерам часто платили жалование не деньгами, а солью, отсюда и произошло слово «солдат». В Киевской Руси пользовались солью из Прикарпатья, из соляных озёр и лиманов на Чёрном и Азовском морях. Здесь её покупали и везли на Север. Она обходилась настолько дорого, что на торжественных пирах её подавали на столы знатных гостей, прочие же расходились не «солоно хлебавши». Соли не хватало, она была дорога. По этой причине возникали недовольства низших слоёв населения, которые переросли в восстание, известное под названием соляного бунта (1648 г). Сейчас эта проблема решена: модернизировалась технология добычи соли, и запасов её в России достаточно. Тема урока – Свойства солей как электролитов. Мы рассмотрим химические свойства солей с точки зрения теории электролитической диссоциации. Записывают тему урока. Вспоминают классификацию солей Просматривают видео опыты. Записывают соответствующие реакции в тетради, свойства солей: 1) окраска индикатора: при добавлении индикатора в раствор соли видимых изменений не наблюдается. 2)Реакция солей с металлами : Fe + CuSO4 ⟶ Cu + FeSO4 3) Реакция солей с растворимыми основаниями: FeCl3 + 3NaOH ⟶ 3NaCl + Fe(OH)3↓ Fe3+ + 3Cl- +3Na+ +3OH-⟶3Na+ + 3Cl-+ Fe(OH)3↓ Fe3+ + 3OH- ⟶ Fe(OH)3↓ 4) Реакция солей с кислотами: Na2CO3+2HNO3⟶2NaNO3+H2O+CO2 2Na++CO32-+2H++2NO3-⟶2Na++2NO3-+H2O+CO2 CO3 2- + 2H + ⟶ H2O+CO2 5) Реакция солей с солями: BaCl2+Na2SO4⟶BaSO4↓+2NaCl Ba2++2Cl-+2Na++SO42-⟶BaSO4↓+2Na++2Cl- Ba2++SO42-⟶BaSO4↓ | Личностные: Проявление внимания, формирование познавательных интересов. Регулятивные: Определение цели предстоящей учебной деятельности, выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Коммуникативные: Отстаивание своей точки зрения, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем. Познавательные: Формирование химического языка, установление причинно-следственной связи, развитие логического мышления, представление информации в сжатой словестной форме, умение давать определение понятиям, умение определять тип химической реакции и расставлять коэффициенты. | 27 |
IV | Первичное закрепление | Дана генетическая связь (цепочка превращений): CuSO4 +?→ Cu(OH)2+? → CuCl2 Какие вещества необходимо взять, чтобы осуществить превращения: 1). CuSO4 + ? → Cu(OH)2 + ?; 2). Cu(OH)2 + ? → CuCl2 +? Какие признаки реакции можно отметить? Объясните наблюдаемые явления, закончив уравнения реакций в молекулярном и ионном виде. | CuSO4 +?→ Cu(OH)2+? → CuCl2 CuSO4 + 2NaOH → Cu(OH)2↓ + Na2SO4 Cu2++SO42-+2Na++2OH- → Cu(OH)2↓ + 2Na++SO42- Cu2++2OH- → Cu(OH)2↓ Выпадение осадка гидроксида меди (II) 2) Cu(OH)2 +2HCl → CuCl2 +2H2O Cu(OH)2 +2H++2Cl- → Cu2++2Cl- +2H2O Cu(OH)2 +2H+→ Cu2++2H2O Образование воды | Личностные: Проявление внимания Регулятивные: Отслеживание продвижения в выполнении задания, оценивание собственной учебной деятельности Познавательные: Умение извлекать основную информацию. | 3 мин |