План-конспект открытого урока «Наши ближайшие соседи» по окружающему миру.
1. Приветствие и посадка детей, проверка готовности к уроку, настрой на работу.
- Как приятно видеть столько заинтересованных лиц, столько любознательных глаз. Посмотрите друг на друга и пожелайте рабочего настроения на весь урок!
2. Предлагает учащимся задания на актуализацию знаний.
- Урок окружающего мира – это чаще всего путешествие. Ребята, мы с вами были в разных городах мира и сегодня снова отправляемся путешествовать.
- Мы отправимся с вами в путешествие на этом прекрасном самолете. (Слайд 1).
-Путешествие мы совершим по маршруту, о котором вы узнаете чуть позже.
-Ребята, давайте вспомним, что такое карта? Карта- это уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости с помощью условных знаков.
-Скажите, что такое политическая карта? -Политическая карта - это карта, на которой изображены разные страны.
-Что такое границы страны? Граница –это линия, определяющие пределы государственной территории.
3. Организует погружение в проблему.
На доске слова:
-морские границы – Пекин –Пхеньян –путеводитель -сухопутные границы -Улан – Батор -Тбилиси – столица –Цхинвал.
- Все ли слова вам были знакомы?
- Что обозначают непонятные вам слова, вы узнаете в ходе урока.
-Ребята, как вы называете одноклассников, с которыми сидите за одной партой?
- Кого мы еще называем соседом? Соседи – это люди, которые проживают в непосредственной близости с нашим домом или квартирой.
- А как вы думаете, у нашей страны есть соседи?
- Мы сегодня тоже отправимся в гости к соседям.
- Как вы думаете, как будет звучать тема нашего урока? Наши ближайшие соседи.
-Цель нашего урока -Познакомиться с ближайшими соседями России.
-Какие задачи будут перед нами стоять? -Находить на карте страны – соседи России и их столицы; -Рассказывать по карте о различных странах.
Организует беседу
- Что нам понадобиться в нашем путешествии?
-Для чего нам нужен компас? (Слайд 2) -Компас поможет ориентироваться на местности.
-Для чего нам могут понадобиться фотоаппарат, видеокамера? (Слайд 3) -Чтобы запечатлеть понравившиеся места.
Организует работу в группах.
Задания для групп: назвать страны и их столицы и показать на карте.
1 группа: северные и прибалтийские страны-соседи.
2 группа: западные и закавказские страны-соседи.
3 группа: южные страны соседи.
Организует беседу. А теперь послушаем про них.
4. - Назовём государства с севера-запада. (Слайды 4-15).
-Что вы можете сказать об этом слайде? Финляндия.
-Посмотрите на государственные символы этих стран.
-Следующая страна? Норвегия.
-При общении важно смотреть финну в глаза, иначе вас могут заподозрить в неискренности. При этом не рекомендуется повышать голос, активно жестикулировать.
- Страны Прибалтики: Эстония, Латвия, Литва.
Летим дальше. Мы на западе России. Это какая страна? Польша.
-Если вы пришли к поляку в дом, то вам обязательно предложат тапочки. Отказаться, значит обидеть хозяина.
- Внимание! Вот этот маленький участок на карте – это Калининградская область. Калининградская область – это территория России.
- Летим дальше. Как называется следующая страна? Белоруссия.
-Летим дальше. Украина.
-Чувство юмора, артистизм прославили украинцев на весь мир, а также талант к созданию художественных произведений: вышивка, резьба по дереву, ткачество, гончарство.
Полетели, полетели…Закавказье. Абхазия, Южная Осетия, Грузия, Азербайджан.
-Летим дальше. Наши южные соседи. Казахстан.
Казахи очень гостеприимны. Их гостеприимство доходит до такой степени, что они могут подарить гостю любую вещь, которая понравится гостю.
-Остановка. Монголия.
Монголы очень наблюдательны. По поведению домашних животных они могут очень точно предсказывать погоду.
Следующая остановка. Китай.
-В Китае вы не найдёте на столе ни ложки, ни вилки, там едят только палочками.
Полетели дальше.. Северная Корея.
- Всех ли ближайших соседей мы назвали, которые имеют сухопутные границы.
-Россия имеет и морские границы
Слайд 16
- Назовите государства, которые имеют с Российской федерацией морские границы. Япония.
-Вместо рукопожатия японцы используют поклоны. Кланяться они будут столько, сколько вы будете кланяться им в ответ.
-Итак, следующая остановка. США.
-Это государство расположено на другом материке. Но в северной части Северной Америки расположен один из штатов США – Аляска. От восточного побережья России Аляску отделяет лишь сравнительно неширокий Берингов пролив.
Захотелось ли вам съездить в какую-либо страну? Куда и почему?
- Какие отношения надо поддерживать с соседями?
Люди планеты Земля, независимо от того, какой они национальности, стараются сохранять мир, добрые отношения и взаимопонимание, стараются быть добрыми соседями. Люди всегда стремились к миру и добрососедским отношениям с разными странами и государствами. Война разрушает развитие всех сфер мирной жизни: труд, торговлю, семейную жизнь, взаимоотношения людей. Поэтому были установлены традиции и законы, которые могли бы избежать войн.
5. Музыкальная физминутка.
- А теперь проверим, какие же знания остались у вас после путешествия вдоль границ нашей Родины?
Организует самостоятельную работу в парах.
Тест. Работа с ноутбоками (тест №41).
Вопрос 1: Какая страна является нашим ближайшим соседом на севере? (Норвегия, Эстония, Украина, не знаю).
Вопрос 2: Закончи фразу «Варшава-столица..» (Белоруссии, Финляндии, Польши, не знаю).
Вопрос 3: Какое из соседних государств является самым населенным? (Азербайджан, Китай, Украина, не знаю).
Вопрос 4: С каким государством мы имеем морскую границу? (Казахстан, Белоруссия, Япония, не знаю).
Вопрос 5: Столицей какой страны является Киев? (Украина, Белоруссия, Казахстан, не знаю).
Вопрос 6: У какой страны сокращенное название КНДР? (Китай, Северная Корея, Казахстан, не знаю).
Вопрос 7: Назови страну, столицей которой является Улан-Батор? (Монголия, Китай, Корея, не знаю).
Вопрос 8: Какая из перечисленных стран располагается к югу от России?
(Финляндия, Азербайджан, США, не знаю).
(РЕЗЕРВ) Работа в группах.
Организует работу в группах.
-У вас на партах лежат конверты. В них вы найдёте всё необходимое для выполнения задания. Работаем в группах. Время выполнения задания – 3 минуты.
1 группа «Ромашка».
Попробуйте расположить государства, которые граничат с Россией.
Из предложенных стран выбрать соседей государства и сложить в виде ромашки.
2 группа «Гласные буквы»
По гласным буквам отгадай название государства.
Я О И Я (ЯПОНИЯ)
А И Я (ЛАТВИЯ)
УИЯ (ГРУЗИЯ)
УАИА (УКРАИНА)
И Я И Я (ФИНЛЯНДИЯ)
Е О У И Я (БЕЛОРУССИЯ)
3 группа «Столицы»
Выполнение задания с опорой на карту.
-С помощью карты напиши столицы, пропущенные в списке:
Эстония – Таллин Грузия – Тбилиси
Латвия – __________________ Азербайджан – ________________
Литва – Вильнюс Казахстан – ___________________
Польша – _________________ Монголия – Улан-Батор
Белоруссия – ______________ Китай – ______________________
7. Организует рефлексию.
Выясняет уровень понимания и усвоения учащимися темы урока, используя итоговые вопросы.
Вопросы итога:
-Скажите, какова была тема нашего сегодняшнего урока? Наши ближайшие соседи.
-Кто может напомнить цель нашего урока? Познакомиться с ближайшими соседями России.
-А какие задачи мы ставили в начале урока? -Находить на карте страны – соседи России и их столицы; -Рассказывать по карте о различных странах, дополнять эти сведения информацией из других источников.
-А как вы думаете, что такое сухопутная граница? -Сухопутная граница – это граница государства или страны на суше.
-А как вы думаете, что такое морская граница? – Морская граница – это граница по воде.
-Какое настроение у вас после урока?
Молодцы!
8. Дом. задание.- В качестве домашнего задания я хочу вам предложить следующее:
1) с помощью карты учебника вписать в таблицу (рабочая тетрадь с.63, №2) названия столиц;
2) по желанию: с помощью дополнительной литературы, Интернета подготовить сообщение об одной из стран-соседей России.
-Мне было очень интересно работать с вами. Молодцы.