Тема:Синтаксис. Пунктуация.
Цель: актуализировать имеющиеся знания о синтаксисе (словосчетание, простое предложение, сложное предложение); совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки; закреплять навык синтаксического разбора; развивать речь (улучшать её строй), мышление, память, внимание; развивать умения и качества 21 века (информационная грамотность, умение работать в команде, личная и социальная ответственность, коммуникативные умения); воспитывать дисциплинированнсть, ответственность, чувство товарищества, добросовествность.
План.
Оргмомент.
Актуализация знаний. Подготовка к активной и сознательной работе на уроке.
Повторение теоретического материала
Проверка усвоения (программированный диктант).
Закрепление.
Подведение итогов. ДЗ.
Ход.
Оргмомент.
Актуализация знаний. Подготовка к активной и сознательной работе на уроке.
Словарно-офрографическая работа.
- Прочитайте то, что записано в колонках.
- Что это? (слова).
- Можно ли их объединить между собой?
РАБОТА В ПАРАХ. Задание: из слов 1 и 2 колонки составтье словосочетания, запишите их, вставляя пропущенные буквы и выделяя орфограммы (2 человека у доски)
Пр_красные Кое(с)чем Кое(что) И_ку_твенные Подкрад_вается Пр_граждён (Древне)русские Пр_влеч(?) Серебря_ый | м_териалы р_стки пшениц_ (не)согласиться об_яснить вн_мание с (юго)запада зар_слями пр_дания бр_слет |
Проверка. Рефлексия.
- Мы уверены, что перед нами словосочетания. А как это доказать? (состоят из 2 и более слов, связанных между собой грамматически и по смыслу. Есть главное и зависимое слово).
Задание. В первых пяти словосочетаниях обозначить главное и зависимые слова, определить части речи, которыми они выражены, поставить вопрос от главному к зависимому. (1 чел. у доски)
- Заканчивается ли на этом синтаксическая цепочка? Что состоит из словосочетаний? (предложения)
- Составьте предложение, используя любое из записанных словосочетаний. Докажите, что это предложение (выделить грамматическую основу).
Повторение теоретического материала (7А – работа по схеме; 7Б – взаимообучение в группах).
- Вы работаете в сети Интернет и знаете, что такое тэгов. НА ЛИСТАХ Составьте ТЭГИ, связанные с понятием «предложение» (2 мин. – индивидуально, 1 мин. – в парах (подчеркнуть то, что повторяется, дополнить друг друга), 1 мин. – в группах (подчеркнуть то, что повторяется, дополнить группы))
- Что в ваших облаках тэгов? Что, может быть, вспомнили сейчас ещё?
Работа в парах по памяткам и по учебнику (п.2, п.3) - взаимообучение. Расскажите друг другу о синтаксической системе русского языка.
Проверка усвоения: экспресс-тестирование.
Словосочетание – это
А) два слова
В) два и более слов, связанных между собой по смыслу и грамматически
С) подлежащее и сказуемое
Д) два слова, связанных между собой союзами
Е) слова в предложении
2. Главное слово выражено глаголом в словосочетании:
А) Наказ отца.
В) По-зимнему холодно.
С) Упорно трудиться.
Д) Вековые сосны.
Е) Желание учиться.
3. Предложение – это
А) два и более слов, связанных между собой по смыслу и грамматически
В) подлежащее и сказуемое
С) единица языка, которая состоит из одного или нескольких слов, характеризуется интонационной и смысловой законченностью. Имеет грамматическую основу.
Д) слова, связанные между собой
Е) подлежащее, сказуемое, определение, дополнение, обстоятельство.
4. Соотнесите понятия и определения
А) подлежащее______
В) сказуемое_____
С) определение_____
Д) дополнение_____
Е) обстоятельство______
1. Обозначает предмет, отвечает на вопросы косвенных падежей. Обычно выражается сущ.
2. Обозначает признак предмета и отвечает на вопросы «какой?», «который?» «чей?». Служит для пояснения сущ. или слова другой части речи в значении существительного.
3. Главный член предложения, который обозначает лицо или предмет и отвечает на вопросы именительного падежа. Чаще всего бывает выражено существительным
4. Указывает время, место, причину, цель, образ действия и др. Отвечает на вопросы «где?», «куда?», «почему?», «как?», «каким образом?». Поясняет сказуемое.
5. Главный член предложения, грамматически зависимый от подлежащего. Обозначает действие, состояние или признак предмета и отвечает на вопросы «Что делает?» (предмет), «что с ним происходит?», «каков он?», «кто он такой?», «что он такое?»
5. Предложение Из травы поднималась чайка и роскошно купалась в синих волнах воздуха является
А) сложносочинённым
В) сложноподчинённым
С) простым
Д) простым, осложнённым однородными подлежащими
Е) простым, осложнённым однородными сказуемыми.
Взаимопроверка. Рефлексия.
Закрепление.
Запишите предложения в соответствии со схемами так, чтобы получился текст. Расставьте недостающие знаки препинания, графически объясните их постановку. Произведите синтаксический разбор.
Совсем нет цветов на полях и лугах. Только стоит один жёлтенький цветок. Стоит он гордо днём и ночью. Оказалось что это бессмертник. Не прилетают к этому цветку насекомые потому что он высох, распустившись в прошлом году. Отцвели незабудки гвоздики колокольчики. Жёлтый розовый или красный бессмертник красуется долго.4
1. , ,
2. и
3.
, ( что…)
5. , или
6. и
7. , (потому что…)
Проверка. Рефлексия.
Подведение итогов.
- Что вызвало затруднение, над чем ещё надо работать?
ДЗ – на карточках.
Подготовила и провела:
учитель русского языка и литературы
Османова Дж.В.