СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературного чтения Е. Ильина «Шум и Шумок»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Е. Ильина «Шум и Шумок» урок литературного чтения в 1 классе по программе "Начальная школа 21 века"

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения Е. Ильина «Шум и Шумок»»

Тема урока: «Е. Ильина «Шум и Шумок»

Цель деятельности педагога: создать условия для ознакомления с рассказом Е. Ильиной «Шум и Шумок», для осознанного восприятия литературного произведения, формирования нравственных понятий о дружбе, поведении в школе, отношении к другим людям.



Планируемые результаты (УУД):

личностные: осознают значимость чтения;

метапредметные: регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу, адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей, планируют свои действия;

 познавательные – формулируют ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения; 

коммуникативные – оформляют диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета;

предметные: научатся сравнивать жанры (стихотворение, рассказ, сказка), получать информацию о героях, произведении или книге, использовать в речи литературоведческие понятия (произведение, заголовок, фамилия автора, название произведения); 


Оборудование: карточки, презентация.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организация начала урока















Начинается урок.

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давайте

И на уроке не зевайте.


-Каким вы хотите видеть наш урок?


А чтобы наш урок был интересным, увлекательным и полезным, надо выполнять определенные правила.

-Ребята, начать наш урок я хотела бы пословицей: "Каждый день жизни прибавляет частичку мудрости" Как вы понимаете ее смысл?
-Вы знаете, что наши знания - это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно, достаем и используем.

Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку.




Интересным, полезным, увлекательным, познавательным


Личностные: самоопределение

Актуализация знаний



Игра «Скороговорка»












-Как вы думаете, что ждёт вас на сегодняшнем уроке литературного слушания?

-Какие умения вам помогут на уроке?

 - Сегодня на уроке мы не раз услышим часто повторяющийся звук. Встречается он и в скороговорке, которую будем произносить, чётко проговаривая слова. Какой это звук, сейчас узнаем.


Шелест шелестит листвой.

Шёпот шепчется с травой.

Тишь затихла в тишине.

«Тише, тише…», - слышно мне.


- Какой звук слышался чаще других?

- Охарактеризуйте звук (согласный, глухой, твёрдый).



Отвечают на вопросы учителя.

Встреча с новым произведением.


Внимательно слушать, фантазировать, моделировать, прочитать.










Коммуникативные (умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами) Познавательные (умение обобщать и классифицировать по признакам)

Регулятивные: целеполагание; (умение определять цель деятельности на уроке) Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Постановка учебной задачи

























-Для того, чтобы вы смогли правильно определить услышанное и назвать, давайте создадим в классе тишину.

( Звучит запись шумов ).


-Закройте глаза и попробуйте представить то, что вы услышите (на аудиозаписи звучит шум моря, леса, ребячьих голосов)

Шум моря.

-Что представили? (Показ слайда. )

-Понравился ли вам этот шум? Почему?

-Что вам захотелось сделать?

Шум леса. (Показ слайда.)

-Какое время года представили? Почему?

 Шум голосов.

-Где можно услышать этот шум? (на улице, в магазине, театре, в школе) (слайд)

Понравился ли вам этот шум? Почему?

- Как одним словом можно назвать все эти звуки ?

- Правильно ребята.

- Сегодня на уроке мы прочитаем и разберем произведение о звуке с неясной тональностью.

- Вы правильно назвали - это Шум!.

Откройте учебник на странице 35

Как называется произведение?

Кто автор? (краткая биография)

- Рассказ называется « Шум и Шумок », автор Елена Ильина.

- О чём может быть текст с таким названием?


















Шум

Коммуникативные (умение оформлять свои мысли в устной форме)

Познавательные (умение на основе анализа объектов делать выводы)

Усвоение новых знаний и способов деятельности




Внимательно послушайте произведение и ответьте на вопрос: « Чьи предположения оправдались?»


Слушание произведения, беседа после чтения.

Учитель читает рассказ до рубрики «Прочитай».

Ребята, послушайте рассказ Е.Ильиной.

Закройте учебники.

Чтение учителем произведения (книги закрыты).

Понравился рассказ?

Ваши предположения оправдались?

-Какое настроение появилось у вас после прослушивания рассказа? Почему?

-Назовите героев произведения.

Дети слушают учителя. Отвечают на вопросы учителя после прослушивания



Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (умение слушать и понимать других)



Усвоение новых знаний и способов деятельности


-Каким вы представляете шум в рассказе?

-Каким он был сначала?

-А потом?

-Как на шум подействовало слово “тихо”?

- Как вы думаете, а куда спрятался шум? Хотите узнать?

Читаем дальше.


Далее читают хорошо читающие ученики.


- Куда же спрятался Шумок? Найдём ответ в тексте.

Какие же правила поведения на уроке мы должны соблюдать, чтобы не было Шума?

Хорошо ли, когда на уроке присутствует Шум? Почему? Чем он нам мешает?

- О каком Шуме идет речь в тексте ?

- Какие слова использует автор, называя ЕГО ?

- Как вы думаете, почему названия разные ?

-От чего это зависит ?

-Где живет этот Шум ?

-Кто помогает рождению этого Шума ? -Чего боится Шум ?

-Когда ОН снова появиться ? Почему ?

- А почему эти слова в тексте написаны с большой буквы ?


- Из каких слов состоит Шумиголова? Кого называют?



Работа с иллюстрациями в учебнике (с.36-37)

Какой момент изображен на первой иллюстрации?


Теперь рассмотрите следующую иллюстрацию. Какой момент на ней изображен?





Шум-шумок-шуметь









( на доске написаны слова Шумок, Шум, Большой Шум, Шумиголова).





Шумная голова

 буйный крикун и орала, шумила.




Дети отвечают на вопросы учителя.





Проверка по шаблону. (слайд)







Шум ветра может жить и в поле, и на берегу, и в городе.



Определяют вид шума и находят в кабинете



Отвечают на вопросы учителя.



Познавательные (умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста)

Познавательные (умение на основе анализа объектов делать выводы)





Коммуникативные- инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации





Познавательные (умение выявлять сущность, особенности объектов; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя прочитанный текст, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке)

1.Работа в парах. Правила работы в парах.

У вас на партах листочки с напечатанными словами, прочитайте и в паре определите к какому виду шума они подходят?


2.Найди подходящие слова:

Шум моря (какой?) …

Шум листьев (какой?) …

Шум улицы (какой?) …


Шум ветра (какой?) …

(тихий, резкий, приятный, зелёный, нежный, громкий, озорной, оглушительный, ласковый, свистящий, воющий, утомительный, спокойный,)

(пока дети работают , учитель на диктофон записывает рабочий шум в классе)

Проверка работы команд (каждый зачитывает свое слово)

-Послушайте. (запись шума в классе)

-Это шум или шумок?

Сейчас мы этот шум услышали. При помощи какого органа чувств? На партах у вас лежат карандаши, выберете, а каким бы цветом вы изобразили Шум? Мы можем не только услышать, но и увидеть Шум.


Закрепление знаний и способов действий.

Сейчас мы попробуем это сделать. А поможет нам в этом мальчик Наураша.

Вначале мы измерим увидим шум одного учащегося. Что можете сказать?

Теперь трёх. Что-то изменилось?

А теперь сядем тихо, как учащиеся должны сидеть во время урока, измерим уровень шума. Что можете сказать?



Отвечают на вопросы учителя.


Регулятивные (умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем)

Итог урока









Рефлексия.


- Давайте разберем смысл пословицы. ( на доске запись).

« Где много шуму, там мало толку».

- Что чаще в классе появляется: Шум или Шумок?

- Как от него избавиться?

Почему Е.Ильина назвала свой рассказ “Шум и Шумок”?

-Как герои вышли из создавшейся ситуации?

-Можно ли сказать, что это рассказ о нас?

-Чему нас научило это произведение?


-Если вам понравилось на уроке поднимите ладошку пальчики вверх..

- Если не понравилось пoднимите ладошку пальчики вниз..


Спасибо! Все молодцы. Урок закончен.

Дети отвечают на вопросы.

(Когда читаешь, надо очень-очень стараться, чтобы все было понятно.)


Регулятивные (умение оценивать

учебные действия в соответствии с поставленной задачей)


Регулятивные (умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию)