познавательные – формулируют ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения;
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Организация начала урока | Начинается урок. Он пойдет ребятам впрок. Постарайтесь все понять, Учитесь тайны открывать, Ответы полные давайте И на уроке не зевайте. -Каким вы хотите видеть наш урок? А чтобы наш урок был интересным, увлекательным и полезным, надо выполнять определенные правила. -Ребята, начать наш урок я хотела бы пословицей: "Каждый день жизни прибавляет частичку мудрости" Как вы понимаете ее смысл? -Вы знаете, что наши знания - это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно, достаем и используем. | Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку. Интересным, полезным, увлекательным, познавательным | Личностные: самоопределение |
Актуализация знаний Игра «Скороговорка» | -Как вы думаете, что ждёт вас на сегодняшнем уроке литературного слушания? -Какие умения вам помогут на уроке? - Сегодня на уроке мы не раз услышим часто повторяющийся звук. Встречается он и в скороговорке, которую будем произносить, чётко проговаривая слова. Какой это звук, сейчас узнаем. Шелест шелестит листвой. Шёпот шепчется с травой. Тишь затихла в тишине. «Тише, тише…», - слышно мне. - Какой звук слышался чаще других? - Охарактеризуйте звук (согласный, глухой, твёрдый). | Отвечают на вопросы учителя. Встреча с новым произведением. Внимательно слушать, фантазировать, моделировать, прочитать. | Коммуникативные (умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами) Познавательные (умение обобщать и классифицировать по признакам) Регулятивные: целеполагание; (умение определять цель деятельности на уроке) Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
Постановка учебной задачи | -Для того, чтобы вы смогли правильно определить услышанное и назвать, давайте создадим в классе тишину. ( Звучит запись шумов ). -Закройте глаза и попробуйте представить то, что вы услышите (на аудиозаписи звучит шум моря, леса, ребячьих голосов) Шум моря. -Что представили? (Показ слайда. ) -Понравился ли вам этот шум? Почему? -Что вам захотелось сделать? Шум леса. (Показ слайда.) -Какое время года представили? Почему? Шум голосов. -Где можно услышать этот шум? (на улице, в магазине, театре, в школе) (слайд) Понравился ли вам этот шум? Почему? - Как одним словом можно назвать все эти звуки ? - Правильно ребята. - Сегодня на уроке мы прочитаем и разберем произведение о звуке с неясной тональностью. - Вы правильно назвали - это Шум!. Откройте учебник на странице 35 Как называется произведение? Кто автор? (краткая биография) - Рассказ называется « Шум и Шумок », автор Елена Ильина. - О чём может быть текст с таким названием? | Шум | Коммуникативные (умение оформлять свои мысли в устной форме) Познавательные (умение на основе анализа объектов делать выводы) |
Усвоение новых знаний и способов деятельности | Внимательно послушайте произведение и ответьте на вопрос: « Чьи предположения оправдались?» Слушание произведения, беседа после чтения. Учитель читает рассказ до рубрики «Прочитай». Ребята, послушайте рассказ Е.Ильиной. Закройте учебники. Чтение учителем произведения (книги закрыты). Понравился рассказ? Ваши предположения оправдались? -Какое настроение появилось у вас после прослушивания рассказа? Почему? -Назовите героев произведения. | Дети слушают учителя. Отвечают на вопросы учителя после прослушивания | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (умение слушать и понимать других) |
Усвоение новых знаний и способов деятельности | -Каким вы представляете шум в рассказе? -Каким он был сначала? -А потом? -Как на шум подействовало слово “тихо”? - Как вы думаете, а куда спрятался шум? Хотите узнать? Читаем дальше. Далее читают хорошо читающие ученики. - Куда же спрятался Шумок? Найдём ответ в тексте. Какие же правила поведения на уроке мы должны соблюдать, чтобы не было Шума? Хорошо ли, когда на уроке присутствует Шум? Почему? Чем он нам мешает? - О каком Шуме идет речь в тексте ? - Какие слова использует автор, называя ЕГО ? - Как вы думаете, почему названия разные ? -От чего это зависит ? -Где живет этот Шум ? -Кто помогает рождению этого Шума ? -Чего боится Шум ? -Когда ОН снова появиться ? Почему ? - А почему эти слова в тексте написаны с большой буквы ? - Из каких слов состоит Шумиголова? Кого называют? Работа с иллюстрациями в учебнике (с.36-37) Какой момент изображен на первой иллюстрации? Теперь рассмотрите следующую иллюстрацию. Какой момент на ней изображен? | Шум-шумок-шуметь ( на доске написаны слова Шумок, Шум, Большой Шум, Шумиголова). Шумная голова буйный крикун и орала, шумила. Дети отвечают на вопросы учителя. Проверка по шаблону. (слайд) Шум ветра может жить и в поле, и на берегу, и в городе. Определяют вид шума и находят в кабинете Отвечают на вопросы учителя. | Познавательные (умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста) Познавательные (умение на основе анализа объектов делать выводы) Коммуникативные- инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации Познавательные (умение выявлять сущность, особенности объектов; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя прочитанный текст, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке) |
1.Работа в парах. Правила работы в парах. У вас на партах листочки с напечатанными словами, прочитайте и в паре определите к какому виду шума они подходят? 2.Найди подходящие слова: Шум моря (какой?) … Шум листьев (какой?) … Шум улицы (какой?) … Шум ветра (какой?) … (тихий, резкий, приятный, зелёный, нежный, громкий, озорной, оглушительный, ласковый, свистящий, воющий, утомительный, спокойный,) (пока дети работают , учитель на диктофон записывает рабочий шум в классе) Проверка работы команд (каждый зачитывает свое слово) -Послушайте. (запись шума в классе) -Это шум или шумок? Сейчас мы этот шум услышали. При помощи какого органа чувств? На партах у вас лежат карандаши, выберете, а каким бы цветом вы изобразили Шум? Мы можем не только услышать, но и увидеть Шум. |
|
Закрепление знаний и способов действий. | Сейчас мы попробуем это сделать. А поможет нам в этом мальчик Наураша. Вначале мы измерим увидим шум одного учащегося. Что можете сказать? Теперь трёх. Что-то изменилось? А теперь сядем тихо, как учащиеся должны сидеть во время урока, измерим уровень шума. Что можете сказать? | Отвечают на вопросы учителя. | Регулятивные (умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем) |
Итог урока Рефлексия. | - Давайте разберем смысл пословицы. ( на доске запись). « Где много шуму, там мало толку». - Что чаще в классе появляется: Шум или Шумок? - Как от него избавиться? Почему Е.Ильина назвала свой рассказ “Шум и Шумок”? -Как герои вышли из создавшейся ситуации? -Можно ли сказать, что это рассказ о нас? -Чему нас научило это произведение? -Если вам понравилось на уроке поднимите ладошку пальчики вверх.. - Если не понравилось пoднимите ладошку пальчики вниз.. Спасибо! Все молодцы. Урок закончен. | Дети отвечают на вопросы. (Когда читаешь, надо очень-очень стараться, чтобы все было понятно.) | Регулятивные (умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей) Регулятивные (умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию) |