Этапы урока | Цель этапа урока | Деятельность учителя | Детальность учеников | Форма организации | Дидактические средства, интерактивное оборудование | Планируемые результаты |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Организационный момент | Проверить готовность учащихся к началу занятия. | Приветствие учеников. Стихотворение для проверки готовности к уроку: «Прозвенел уже звонок, Начинается урок. Сядьте прямо, руки вместе, Проверяем, все ль на месте?». | Приветствие педагога и одноклассников. Проверка готовности к уроку. | Фронтальная | | | К- сотрудничают с учителем и одноклассниками; Р-организовывают и проверяют свое рабочее место. | Личностная заинтересованность в расширении знаний. |
Мотивационный момент | Создания условий для вовлечения в учебный процесс, мотивация к учебной деятельности. | А.С. Пушкин-великий поэт и писатель говорил «Чтение- вот лучшее учение!». Как вы понимаете его высказывание? Книга дает нам возможность получить много новых знаний в разных областях, учит нас чувствовать, красиво говорить, формировать собственное мнение. И конечно, служит нам лучшим другом. | Ответы учеников. | Фронтальная | | | П- понимание и принятие цели предмета К-умение формировать свои мысли, слушать и понимать речь других. Положительное отношение к учебе и к учебному предмету, и проявление интереса . | Положительное отношение к учебе и к учебному предмету, и проявление интереса. |
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднений в пробном действий | Актуализировать имеющие знания о изучающем разделе «Люби живое», повторить рассказ «Капалуха» | Вспомните название раздела, над которым мы работаем. О чем повествуют произведения, включенные в данный раздел? Над каким произведением мы работали на прошлом уроке? К уроку вы готовили «тонкие» и «толстые» вопросы по содержанию, предлагаю над ними поработать. | Раздел «Люби живое». О животных, о дружеских взаимоотношениях людей и животных, о бережном отношении к живой природе. Произведение «Капалуха», автор Виктор Петрович Астафьев. Ученики по очереди задают вопросы одноклассникам и отвечают на них. | Фронтальная | | Знание изучаемого раздела и понимание его смысла. | К: умение высказывать и аргументировать свое мнение, слушать и при необходимости исправлять одноклассников; Р: планируют свою деятельность в соответствии с целевой установкой, выполняют учебные действия; П:ориентирую-тся в системе знаний, умеют работать с текстом. | Проявляют познавательную активность, развивают внимание, память, логическое мышление, навыки сотрудничества. |
Выявление места и причины затруднения | Подвести детей к самостоятельному определению темы урока и постановке цели. | Сегодня я хочу пригласить вас в путешествие. Посмотрите на слайд, как оно называется? Подумайте, куда мы отправимся? Посмотрите на второй слайд, что же это за писатель. | Путешествие «Книга жизни». Отправимся по страницам жизни писателя. В.Ю.Драгунский, | Фронтальная | Интерактивные средства обучения, презентация слайды 1,2. | Соотношение полученной информации с имеющими знаниями и умение их анализировать. | К: высказывать свое мнение(точку зрения), анализировать и делать выводы, воспринимать новую информацию. Р:фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. П: осуществлять актуализацию полученной информации. | Проявляют самостоятельность и интерес к поставленной проблеме, выражать свое мнение. |
Построение проекта урока | Построение алгоритма действий на уроке, обсуждение и выбор цели урока. | Давайте определим тему нашего урока и подумаем, что мы сегодня узнаем. В этом вам поможет содержание книги жизни. | Тема : В.Ю.Драгунский «Он живой и светится». Узнаем о детстве, юности, театральном и литературном творчестве автора, познакомимся с рассказом «Он живой и светится» | Фронтальная | Интерактивные средства обучения, презентация слайд 2. | Проявление познавательной инициативы, сотрудничество с учителем и одноклассниками, определение темы целей урока. | К: дополнять, уточнять высказанные мнения, отвечать на вопросы учителя; Р: самостоятельно формулировать тему и цель урока; П: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. | Проявление самостоятельности, личной ответственности. |
Физкультминутка | Вышли уточки на луг, Кря-кря-кря! (Шагаем) Пролетел веселый жук, Ж-ж-ж! (Машем руками-крыльями) Гуси шеи выгибают, Га-га-га! (Круговые вращения шеей) Клювом перья расправляют. (Повороты туловища влево-вправо) Ветер ветки раскачал? (Качаем поднятыми вверх руками) Шарик тоже зарычал, Р-р-р! (Руки на поясе, наклонились вперед) Зашептал в воде камыш, Ш-ш-ш! (Подняли вверх руки, потянулись) И опять настала тишь, Ш-ш-ш. (Присели) |
Реализация проекта урока | Организация деятельности учащихся к открытию новых знаний | Первая страница жизни – это девство. Посмотрите на слайд и скажите, что вы узнали о детстве драгунского? Перейдем ко второй странице нашего путешествия по книге жизни. Как она называется? Что происходит в этот отрезок жизни? Чем В.Ю.Драгунский занимался после школы? (Обращение к словарю С.И.Ожегова за определением слова «шоры»). Что произошло в 1930 году? Переходим к следующей странице «Театральное творчество». Чем занимался В.Ю.Драгунский в театре? Перед нами открывается новая страница жизни «Литературное творчество». Что произошло в 1960 году? (Обращение к словарю С.И.Ожегова за определением слова «фельетоны»). В каком году был выпущен цикл юмористических рассказов для детей «Денискины рассказы»? Что еще произошло в этом же году? «Денискины рассказы» - это юмористические рассказы о мальчике по имени Дениска Кораблев.Эти рассказы неоднократно переиздавались и становились основой для киносценариев и театральных постановок. Сейчас я приглашаю вас на просмотр буктрейлера по рассказу В.Ю. Драгунского «Он живой и светится». Скажите, что вы чувствуете после просмотра буктрейлера? Какие у вас есть предположения, что было в коробочке? Хотите ли вы узнать, что там было на самом деле? Что для этого нам надо сделать? Прочтение произведения приемом обрывистого чтения. Работа с незнакомыми словами по тесту (Брынза-сыр из овечьего молока. Моментально-мгновенно, очень быстро. Доблесть- мужество, отвага, храбрость. Гватемала, Барбадос -государства в Америке. В рассказе это марки, выпущенные этими государствами). | Ответы учеников. Вторая страница называется «Юность». В этот отрезок жизни люди учатся в школе, после получают специальность, некоторые работают. Работал помощником токаря на заводе, после на фабрике конской упряжи, где мастерил шторы. Записался в театральную студию Алексея Дикого, где учился 5 лет. Ответы учеников (писал сценарии и принимал в них участие, устроился на работу в цирк, благодаря таланту попал в кино) Выпускает сборник «Железный характер», в который включил все фельетоны, написанные за 10 лет. В 1966 году. В том же году юные читатели порадовались еще одной книге – сборнику под названием «Похититель собак». Ответы учеников. Слушают и следят по тексту за рассказом, при необходимости продолжают чтение. | Индивидуальная, фронтальная | Интерактивные средства обучения, презентация слайды 3,4,5,6,7 (гиперссылки на словарь, слайды 10,11), учебник литературного чтения. | Знакомятся с биографией автора, анализируют ее. Узнают о литературном творчестве. С помощью технологии «Буктрейлер» строят предположения о произведении «Он живой и светится» и знакомятся с ним. Работа с незнакомыми словами по словарю С.И. Ожегова. | К: умение выстраивать диалог, с полнотой и точностью выражать свои мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; Р: выдвигать свои гипотезы на основе полученного учебного материала, осуществлять самоконтроль, определять способы для достижения поставленной цели, принимать и сохранять учебную задачу; П: формирование навыков сравнительной деятельности, соотнесение информации, извлечение основной информации из текста. | Проявление самостоятельности, личной ответственности. Соотношение с жизненным опытом. |
Первичное закрепление | Применение новых знаний в ответах на подавленные вопросы. | Ответьте на вопросы: 1.Кто главный герой произведения? 2.Где и когда происходит действие рассказа? 3.Почему герой вечером один сидел в песочнице? 4. Кто такой Мишка? 5.Что произошло между Дениской и Мишкой? 6. На что обменял самосвал Дениска? 7. Как объяснил он свой поступок маме? 8.Что эти слова говорят о характере Дениски? | Отвечают на вопросы работая по тексту. | Индивидуальная, фронтальная. | Учебник литературного чтения. | Отвечают на вопросы по тексту, ориентируясь в нем. | К: умение правильно воспринимать информацию(задание); Р: осуществление самоконтроля, адекватная оценка своих действий; П: используют новую информацию для решения учебных задани. | Проявляют самостоятельность в разных видах деятельности, проявляют интерес к поставленной проблеме, выражают свое мнение. |
Самостоятельная работа | Самостоятельное выполнение заданий по закреплению новой темы; | Возьмите карточки, которые лежат у вас на партах и сравните двух героев-Дениску и Мишку. | Самостоятельная работа. Делаться своим мнением с одноклассниками. | Индивидуальная, фронтальная | Карточка для написания характеристики героев. | Самостоятельная работа на основе анализа текста и главных героев. | Р: умение организовывать работу, совершенствовать навыки самостоятельной работы; К-взаимодейств ие с одноклас сниками; П: используют новые знания в своей работе. | Понимают важность данного урока и темы. |
Рефлексивно-оценочный этап | Фиксация усвоения новых знаний, оценка своей деятельности и одноклассников. | Как называлась тема нашего урока? Какие цели мы перед собой ставили? Удалось ли нам их достичь? Кого на уроке вы бы хотели похулить за работу? Кто был самым активным? Молодцы! Сегодня мы отлично поработали и узнали много нового. (Выставление отметок за работу на уроке) | Тема: В.Ю. Драгунский «Он живой и светится». Узнать о детстве автора, его юности, театральном и литературном творчестве. Познакомиться с его рассказом «Он живой и светится». | Фронтальная | | Умения систематизировать знания по теме. | К: выражать свои мысли и аргументировать свою очку зрения; Р: оценивание процесса результата своих действий, установление соответствий между поставленной целью и результатами; П: систематизировать, обобщить изученное. Р: оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной. | Проявление самостоятельности, познавательной активности, воспитание адекватной самооценки. |
Дениска:______________________________________________________________________________.
Мишка:_______________________________________________________________________________.