СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературного чтения Тема М.Пришвин «Ребята и утята», 2 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок открытия нового знания, Проблемный метод, работа  в парах

 

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения Тема М.Пришвин «Ребята и утята», 2 класс»

Технологическая карта урока

Предмет

Литературное чтение

Класс

2

Тип урока

Урок открытия нового знания

Технологии, приемы, методы

Проблемный метод, работа  в парах

УМК

Школа России

Тема

М.Пришвин «Ребята и утята»

Цель

Познакомить с произведением «Ребята и утята». Сформировать читательскую грамотность обучающихся в процессе знакомства с рассказом «Ребята и утята»

Планируемые результаты

Предметные: познакомить биографией и  произведением  М.М.Пришвин «Ребята и утята», умение выразительно читать произведение; умение делить произведение на части и озаглавливать их, составлять картинный план.

Учащийся научится:

- бережному отношению к природе, животным

Учащийся получит возможность научиться:

- оценить свою эмоциональную реакцию на красоту окружающего мира.

Метапредметные

познавательные: определять мотив поведения героя с помощью вопросов учителя или учебника,

анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения; предлагать вариант решения нравственной проблемы, исходя из своих нравственных установок и ценностей.

Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, самостоятельно оценивать выполненные действия и вносить коррективы с учётом характера сделанных ошибок.

Коммуникативные: умение строить монологическое высказывание на заданную тему, адекватно использовать соответствующую лексику в процессе сочинения продолжения прочитанного произведения. участвовать в диалоге в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы;

Личностные: формирование адекватной позитивной осознанной самооценки; оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач; выражать положительное отношение к процессу познания.


 

Этапы урока, цель

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Придумано кем-то

Просто и мудро

При встрече здороваться: - Доброе утро!

- Доброе утро солнцу и птицам,

- Доброе утро улыбчивым лицам.

И каждый становится

Добрым, доверчивым…

Доброе утро длится до вечера.

В ноябре отмечается всемирный «День доброты» Ведь доброта - это солнце, которое согревает душу человека. Но все ваши, даже самые высокие мысли и чувства будут пустыми, если не воплотятся в добрые дела. Мало мечтать о добре, надо творить его. Какие добрые поступки совершаете вы?

А как вы считаете, важно совершать добрые поступки?

Я вижу, что вы готовы к уроку. Так будьте внимательны, активны на уроке.



Приветствуют учителя.


Слушают учителя.


















Рассказывают о своих добрых поступках.


Обсуждают

Личностные УУД:

-формирование учебной мотивации,

- формирование адекватной самооценки,

- необходимость приобретения новых знаний.

Регулятивные УУД:

-самостоятельно формулировать тему урока;

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- работать по алгоритму,

Познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний;

- проводить анализ учебного материала;

- извлекать информацию, представленную в разной форме;

- формулировать конечный результат

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

-уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

  1. -договариваться и приходить к общему решению в совместной

деятельности;

  1. Этап актуализации и пробного учебного действия.

Ребята, а начнём мы урок с речевой разминки.

Прочитаем скороговорку медленно.

Белые бараны били в барабаны.

Теперь ускоряясь (чтение про себя, шепотом, по рядам).

Проверка домашнего задания. (стихотворение «Кошкин щенок» наизусть)

Выставление отметок.

Выполняют задания.




Регулятивные УУД : коррекция, прогнозирование



Познавательные УУД: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатом деятельности, анализ, синтез поиск и выделение необходимой информации, умение осознано и произвольно строить речевое высказывание, построение логической цепи рассуждений



Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли


А теперь посмотрите на доску и разгадайте анаграмму, и вы узнаете, как называется произведение, с которым мы сегодня познакомимся.

Анагра́мма — литературный приём, состоящий в перестановке букв или звуков определённого слова (или словосочетания), что в результате даёт другое слово или словосочетание.

БЯРЕТА И ТЯУТА.

Правильно.

Откройте учебник на стр. 132 и ответьте на вопрос – кто автор этого произведения?

Верно, какой будет тема нашего урока?



Какую цель поставим перед собой?

Слушают учителя, высказывают свое мнение.










Ребята и Утята




Автор произведения – М. Пришвин.

Тема: М. М. Пришвин «Ребята и утята»



Познакомиться с жизнью писателя, с его произведением.

Регулятивные УУД: удерживать цель деятельности до получения ее результата;

планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий);



Познавательные УУД: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; синтез поиск и выделение необходимой информации, умение осознано и произвольно строить речевое высказывание, построение логической цепи рассуждений




Коммуникативные УУД: оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета;


  1. Этап построения проекта выхода из затруднения

Сегодня мы продолжаем путешествовать по страницам нашего учебника.

- Как называется раздел, который сейчас познаем?

Да, в природе все взаимосвязано. Животных мы называем братьями нашими меньшими.

Мы продолжаем путешествовать по страницам учебника раздела «О братьях наших меньших».

- Произведения, каких авторов мы уже узнали?

- Сегодня мы познакомимся с произведением автора, который стал писателем, прежде попробовав себя в нескольких профессиях. Этот человек, путешествуя по неисследованным северным лесам, по азиатским степям с дорожной сумкой и охотничьим ружьем, наблюдал за природой. Любовался ее красотой. Это был не просто наблюдательным человек, а человек неравнодушный к чужой проблеме, беде.

- Какого человека можно назвать неравнодушным?



- Так вот человек всегда старался помочь не только людям, но и вообще природе. Даже, когда шел по зимнему лесу, он не мог пройти равнодушно мимо берез, склонившихся под тяжестью снега. Он брал палку и сбивал снег, освобождая березки. Его неравнодушие проявлялось во всех его делах и поступках. В рассказе, с которым мы познакомимся сегодня, вы сами поймете, что это был за человек

- М.М. Пришвин написал много книг и для взрослых, и для детей.

М. Пришвин родился 4 февраля 1873 г. в Орловской области близ города Ельц. Жилось его семье трудно, так как отец умер очень рано и мать осталась одна с пятью детьми. Пришвин очень любил и стремился учиться. В Германии закончил университет и начал работать агрономом. Он собирался заняться наукой, но стал писателем. В 30 лет он начал писать о природе. Пришвин был влюблён в свою Родину, в её красоту, в леса, поля, реки и озёра, в её птиц и зверей. Все произведения писателя проникнуты большой любовью к природе. Это «Кладовая солнца», «Лесная капель», «Охота за бабочкой» и др.

- Кто запомнил , в каком городе родился писатель?

-По какой специальности Пришвин закончил университет?

Мир вокруг нас огромен, прекрасен, удивителен. А М.Пришвин старался передать красоту мира словами, чтобы люди, прочитав его рассказы, тоже начали видеть и чувствовать эту красоту. Тогда они становятся лучше.

Сегодня мы познакомимся с одним из рассказов М.М. Пришвина. «Ребята и Утята».

Утки бывают не только домашние, но и дикие. Об одной из диких уточек – чирке-свистунке и написал свой рассказ М.Пришвин.




О братьях наших меньших











Б. Заходер, , И. Пивоварова



Слушают учителя.













Отвечают на вопросы



Человек , которой поможет тебе советом или делом , может совершить не задумываясь подвиг , не может пройти мимо беды

















Смотрят выставку книг

Слушают учителя

































город Ельц Орловской области

агроном




















  1. Этап реализации построенного проекта.

А теперь вернемся к рассказу.

- О чем будет говорится в произведении ?

– Кто видел маленьких утят?

– Где?

На доске записаны слова, которые встретятся в рассказе. Для чего я выписала эти слова?

. Попробуем объяснить их значение.

Холм – небольшой бугорок. 

  • Чирок-свистунок – птица семейства утиных. Обитают эти птицы на небольших водоемах.

  • Верста – старинная русская мера длины. Чуть больше 1км. 

  • Паровое поле – поле, отдыхающее от посевов. 

  • Вода спала – с наступлением лета уровень воды в водоеме уменьшился.

  • Кузница – помещение, где работают кузнецы. 

Физминутка

Вышли уточки на луг

Кря-кря-кря! (Шагаем.)

Пролетел зеленый жук

Ж-ж-ж! (Машем руками-крыльями.)

Утки шеи выгибают. (Круговые вращения шеей.)

Клювом перья расправляют. (Повороты туловища влево-вправо.)

Зашумел в пруду камыш (Наклоны туловища)

Ш-ш-ш

И опять настала тишь.(Сели)

Аудиозапись Пришвин « Ребята и утята»

- Какие чувства у вас возникли?

- Какую ошибку совершили дети?

- Исправили ли они свою ошибку?

- Кто им помог её исправить?



- Что вы можете сказать об этом человеке?


- А как бы вы поступили на месте детей, когда увидели утку и утят за деревней?

В произведение будет говорится о ребятах и утятах.



Отвечают на вопросы.

  • В начале мы должны объяснить лексическое значение этих слов для того, чтобы понять этот рассказ.



Слушают учителя





















Выполняют движения











Выполняют движения



Высказывают предположения

Ловили и швыряли в утят шапки

Да.

Мужчина, подошедший к ребятам

Неравнодушный, любящий и заботящийся о животных



Любовалась ими




Познавательные логические УУД: построение логической цепи рассуждения.



Познавательные УУД: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.



Коммуникативные УУД: умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы.


  1. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

Ребята , поставьте пальчик на первое слово . Читать будем по цепочке по предложению , пока я не остановлю . Следите внимательно.

Чтение текста по частям до слов

1 остановка. Вот тут их увидела ребята….

- Почему уточка устроила свое гнездо далеко от озера? Докажите строчками из произведения.

- Что значит для утят свобода?





- Как вы думаете, что обозначает фраза: решилась наконец-то перевести своих утят?





- Сколько надо было идти до озера?

- Сколько это километров?

- Это много или мало для человек?

- А для маленькой уточки?



- Как вы думаете, почему уточка повела своих утят в обход деревни?



- Какие враги были у уток?

- Как вы думаете, почему мать шла позади?







2 остановка. – Что вы будете делать с утятами? – спросил я строго у ребята…

- Как стали вести себя мальчишки, увидев утят? Докажите строчками из произведения.

- Зачем ребята это делали?

- Как вела себя уточка, когда ловили ее утята? Докажите строчками из произведения.











- Могла ли утка кричать?



- Как вы думаете, если бы утята могли разговаривать, что бы они кричали?

- А какое слово вы кричите, когда боитесь?

- А ваша мама переживает за вас?

- Как она ведет себя при этом?

- Как в рассказе чаще всего называют уточку?

- А какая она мама?

- Вам ее жалко?

- Для матери нет никого дороже и ближе своих детей. Нет ничего сильнее материнской любви. Очень часто мать ценной собственной жизни, собственного благополучия спасает детей от гибели. Это в равной степени можно отнести как к людям, так и к животным.

3 остановка…и побежали с утятами на холм.

- Смогли ли они объяснить свой поступок?

- Какое приказание дал им взрослый?

- Назовите слова, которые показывают строгость автора.

- Что делали бы вы, оказавшись рядом?

4 остановка. Чтение до конца.

- Что сделала уточка-мать, когда ее детей отпустили? Докажите словами из текста

- Как Пришвин попрощался с утятами? Что он сделал при этом? Докажите строчками из произведения.

- Что означает этот жест: снять перед кем-то шляпу?

- Перед кем этот знак уважения?

- Как мальчишки на это прореагировали?

- Как назвал рассказчик ребят ?

- Можно ли сказать, что ребята были жестокими?

- Поэтому-то автор и назвал их ласково, понимая, что они это сделали неумышленно.

- Что пожелали люди уточке?

- Нужно ли было пожелание людей уточке?
















« Весной это озеро далеко разливалось , и прочное место для гнезда …»



Это значит что они больше не будут сидеть в гнезде, а будут находится совместно с другими птицами в природе

Решилась – это значит долго думала, размышляла, продумывала свой поход, слово наконец-то, подтверждает и усиливает слово решилась

3 версты



Чуть больше 3 километров.

Это много, но человек может пройти это расстояние

Это очень много, особенно для маленьких утят



Подальше от глаз людей, чтобы их не поймали

Люди, лисица, ястреб

Чтобы видеть что происходит с ее утятами, если будет идти впереди, она не сможет заметить, если что-то произойдет. Она показывает заботу о них







«Вот тут их увидели ребята и зашвыряли шапками»

Просто так, для забавы.



«Все время, пока они ловили утят, мать бегала за ними с раскрытым клювом или перелетывала в разные стороны на несколько шагов в величайшем волнении»

Её немота, беззащитность, отчаяние - все в этих движениях

Спасите, помогите



Мама

Да



Высказывают предположения

Заботливая.

Высказывают своё мнение



















Нет

Отпустить утят и вернуть их к матери

Живо, Вот то-то



Так же, как автор





« Мать отлетела немного…»



«Радостно снял я шляпу…»



- Знак уважения.

Перед уткой

Засмеялись



Глупыши

Нет







Счастливого пути

Да



Коммуникативные УУД: умение работать в парах, выражать свои мысли





Регулятивные УУД: коррекция, оценивание качества и уровня усвоения материала, контроль



Познавательные УУД: умение осознано и произвольно строить речевое высказывание.


  1. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

Давайте попробуем продолжить пословицы, записанные на доске.( работа в парах)

Умел ошибиться, умей и…. исправиться.

Добрый пример лучше ста… слов.

Сначала думай – потом… делай.

Дитя плачет, а у матери сердце…. болит.

- К кому из действующих лиц подходят эти пословицы? Почему?

Ребята, а сколько смысловых частей можно выделить в этом тексте?

Предлагаю вам самостоятельно озаглавить каждую часть и определить границы каждой части.

А теперь сравните свои варианты с предложенным в учебнике.

Ребята, а теперь ваша задача – еще раз прочитать про себя этот рассказ и подготовиться к пересказу по составленному плану.

Молодцы.





Отвечают на вопросы













Отвечают на вопросы



4 части.



Выполняют задание.

Ответ:

Путь к озеру.

Ребята и утята.

Приказ взрослого.

Семья продолжает путешествие.


Познавательные УУД :

выявлять основную мысль произведения; предлагать вариант решения нравственной проблемы, исходя из своих нравственных установок и ценностей.

Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации,.

Коммуникативные: участвовать в диалоге в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы;

Личностные: формирование адекватной позитивной осознанной самооценки; оценивать собственную учебную деятельность: выражать положительное отношение к процессу познания.


  1. Этап включения в систему знаний и повторения.

Ребята, а теперь вспомните всё что узнали за этот урок и ответьте на вопросы.

С творчеством, какого писателя мы познакомились?

Как называется произведение, которое мы прочитали?

К чему нас призывает автор?

Верно.

Давай же будем мы природу Любить, жалеть и уважать.

Зверей и птиц не обижать!

- Как автор назвал свой рассказ?

- Почему?



- Чему научил М. Пришвин ребят и нас своим рассказом?


Автор ребят и утят главными действующими лицами, подчеркивая, что мы живем все вместе, рядом, о совместном сосуществовании.

Не совершать бездумных поступков. Любить природу, беречь ее, чутко и бережно относиться к братьям нашим меньшим, знать их жизнь и воспитывать в себе готовность защищать животных и оказывать их помощь.

Регулятивные УУД :

волевая саморегуляция, выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоить, прогнозирование.

Познавательные УУД: умение структурировать знания, оценка процесса и результатов деятельности.



Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли.


  1. .

  2. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.


 Что нового вы узнали на уроке?

На экране написаны предложения. Дополните их.

«Я сегодня узнал на уроке …»

«Я научился …»

«Мне было на уроке …»






Отвечают на вопросы

Личностные УУД: формирование адекватной позитивной осознанной самооценки;

оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;


Познавательные УУД: умение структурировать знания, оценка процесса и результатов деятельности



Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли



Регулятивные УУД :

волевая саморегуляция, выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоить, прогнозирование