Урок в 5 классе по рассказу «Воробей» И.С. Тургенева («Стихотворения в прозе»).
Любовь- высшая ценность?!
Цели урока:
Образовательные: познакомить со стихотворением в прозе «Воробей», идейно-смысловым и художественным содержанием произведения.
Развивающие: развивать умения интерпретировать художественное произведение, развивать устную речь, развивать образное и логическое мышление, развивать творческие способности учащихся.
Воспитательные: воспитание норм морали и нравственности через понимание смысла художественного произведения.
Планируемые результаты:
предметные: уметь прогнозировать содержание произведения; давать оценку героям произведения;
личностные: проявлять умение слушать и слышать собеседника, умение правильно излагать свою точку зрения, свою оценку прочитанного произведения.
коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.
Тип урока: урок формирования навыков и умений.
Ход урока:
1.Фаза вызова.
Актуализация знаний
Прочтение учителем отрывка из стихотворения Э.Асадова «Пеликан».
Он их спасет любой ценой,
Великою любовью.
Не чудом, не водой живой,
А выше, чем живой водой,
Своей живою кровью.
Беседа:
- Ребята, выделите ключевые слова и определите микротему, которая и поможет вам понять, о чем сегодня будем говорить на уроке.
Таким образом выходим на тему урока.
Далее учитель эмоционально читает стихотворение И.С.Тургенева «Воробей»( тексты у каждого ученика).
Воробей.
Я возвращался с охоты и шел по аллее сада. Собака бежала впереди меня.
Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь.
Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.
Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой ее мордой — и весь взъерошенный, искаженный, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.
Он ринулся спасать, он заслонил собою свое детище... но всё его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!
Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И все-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке... Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.
Мой Трезор остановился, попятился... Видно, и он признал эту силу.
Я поспешил отозвать смущенного пса — и удалился, благоговея.
Да; не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой героической птицей, перед любовным ее порывом.
Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь. Апрель, 1878.
- Предлагаю ребятам составить два вопроса по тексту, на которые бы они хотели в конце урока получить ответ( вопросы озвучивают вслух).
- Работа в пара: выделяют ключевые слова, определяют количество героев.
- Работа в группах: предлагается создать от группы ментальную карту, в которой отражаются чувства героев.
- 1 группа графически анализируют поступки и чувства собаки:
стремится выполнять свои обязанности гончей собаки: «бежала впереди охотника», «уменьшила шаги», «начала красться, зачуяв дичь, медленно приближалась к добыче.
- чувства противоборствующие: желание исполнить долг перед хозяином и проявить охотничьи умения и навыки в добыче дичи.
2 группа графически анализируют события, связанные с молодым воробьём: «выпал из гнезда» (гнездо – дом, защита, укрытие), был совсем ещё маленький и беспомощный «с желтизной около клюва и пухом на голове», «сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки», был испуганный, не умел защищаться, затаился.
3 группа графически анализируют поступок и сильные переживания старого воробья: «камнем упал перед самой ее мордой», «взъерошенный» «с отчаянным», «писком прыгнул… в направлении зубастой…пасти», «ринулся спасать», «заслонил собою свое детище... «тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!», «громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И все-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке... Сила, сильнее его воли, сбросила его
оттуда».
Два человека получают индивидуальное задание: определить авторскую позицию через ключевые слова- анализ слова БЛАГОГОВЕЛ.
- «благоговел перед той маленькой героической птицей, перед любовным ее порывом».
Через анализ поведения героев приходим к основной мысли стихотворения, которая заключается в словах: «Любовь, - думал я, - сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь».
- Чему может научить это произведение?. Почему важно в жизни Любить?. Как знание этого текста может помочь вам во взрослой жизни?( связать с материнской любовью)
Прочитать притчу.
У вас на партах лежат сердечки, как вы думаете почему?
Любовь – это чувство, идущее из самой глубины сердца.
Это чувство, присуще и птицам и животным, но в высшей степени - человеку. Сердце ликует от радости любви, оттого что может дарить эту любовь людям. Сердце болит от горя, от скорби, от тревог.
«Однажды юный Томас Эдисон вернулся домой из школы и передал маме письмо от учителя. Мама зачитала сыну письмо вслух, со слезами на глазах: „Ваш сын — гений. Эта школа слишком мала, и здесь нет учителей, способных его чему-то научить. Пожалуйста, учите его сами.“
Через много лет после смерти матери (Эдисон к тому времени уже был одним из величайших изобретателей века) он однажды пересматривал старые семейные архивы и наткнулся на это письмо. Он открыл его и прочитал: „Ваш сын — умственно отсталый. Мы не можем больше учить его в школе вместе со всеми. Поэтому рекомендуем вам учить его самостоятельно дома“.
Эдисон прорыдал несколько часов. Потом записал в свой дневник: „Томас Алва Эдисон был умственно отсталым ребенком. Благодаря своей героической матери он стал одним из величайших гениев своего века.“».
- Кто понял смысл притчи? Чему она учит?.
Конечно, любовь – это чувство, идущее из самой глубины сердца.
Вернитесь к теме урока. Какой знак мы оставим: вопрос или восклицание?.
- Обратите внимание на те вопросы, которые вы задали себе в начале урока. Получили ответ?
На партах у вас лежит цветная бумага, на ней нарисуйте сердце и подумайте, кому вы можете сегодня его подарить. Пусть эти сердечки наполнят любовью сердце ваших замечательных мам.
Рефлексия.
Продолжи фразу:
- Сегодня на уроке я открыл для себя…
-Мне стало понятно…
- Я так и не понял..
Домашнее задание на выбор:
1.Подумайте, что бы произошло, если бы старый воробей «не ринулся спасать»?( составьте небольшой рассказ).
2. Составьте кроссенс.