СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы в 5 классе по стихотворению в прозе «Воробей» И.С. Тургенева. Любовь- высшая ценность?!

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературы в 5 классе по стихотворению в прозе И.С.Тургенева "Воробей".

Знакомство со стихотворением предполагает умение интерпретировать художественное произведение, развивает устную речь и творческое воображение. В ходе урока ребята выполняют много творческих заданий, которые выходят за рамки смыслового чтения.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 5 классе по стихотворению в прозе «Воробей» И.С. Тургенева. Любовь- высшая ценность?!»

Урок в 5 классе по рассказу «Воробей» И.С. Тургенева («Стихотворения в прозе»).

Любовь- высшая ценность?!




Цели урока:


Образовательные: познакомить со стихотворением в прозе «Воробей», идейно-смысловым и художественным содержанием произведения.


Развивающие: развивать умения интерпретировать художественное произведение, развивать устную речь, развивать образное и логическое мышление, развивать творческие способности учащихся.


Воспитательные: воспитание норм морали и нравственности через понимание смысла художественного произведения.


Планируемые результаты:


предметные: уметь прогнозировать содержание произведения; давать оценку героям произведения;


личностные: проявлять умение слушать и слышать собеседника, умение правильно излагать свою точку зрения, свою оценку прочитанного произведения.


коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.


Тип урока: урок формирования навыков и умений.


Ход урока:


1.Фаза вызова.


Актуализация знаний


Прочтение учителем отрывка из стихотворения Э.Асадова «Пеликан».


Он их спасет любой ценой,

Великою любовью.

Не чудом, не водой живой,

А выше, чем живой водой,

Своей живою кровью.


Беседа:

- Ребята, выделите ключевые слова и определите микротему, которая и поможет вам понять, о чем сегодня будем говорить на уроке.

Таким образом выходим на тему урока.

Далее учитель эмоционально читает стихотворение И.С.Тургенева «Воробей»( тексты у каждого ученика).


Воробей.


Я возвращался с охоты и шел по аллее сада. Собака бежала впереди меня.


Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь.


Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.


Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой ее мордой — и весь взъерошенный, искаженный, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.


Он ринулся спасать, он заслонил собою свое детище... но всё его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!


Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И все-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке... Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.


Мой Трезор остановился, попятился... Видно, и он признал эту силу.


Я поспешил отозвать смущенного пса — и удалился, благоговея.


Да; не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой героической птицей, перед любовным ее порывом.


Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь. Апрель, 1878.


- Предлагаю ребятам составить два вопроса по тексту, на которые бы они хотели в конце урока получить ответ( вопросы озвучивают вслух).


- Работа в пара: выделяют ключевые слова, определяют количество героев.


- Работа в группах: предлагается создать от группы ментальную карту, в которой отражаются чувства героев.

- 1 группа графически анализируют поступки и чувства собаки:

стремится выполнять свои обязанности гончей собаки: «бежала впереди охотника», «уменьшила шаги», «начала красться, зачуяв дичь, медленно приближалась к добыче.


- чувства противоборствующие: желание исполнить долг перед хозяином и проявить охотничьи умения и навыки в добыче дичи.



2 группа графически анализируют события, связанные с молодым воробьём: «выпал из гнезда» (гнездо – дом, защита, укрытие), был совсем ещё маленький и беспомощный «с желтизной около клюва и пухом на голове», «сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки», был испуганный, не умел защищаться, затаился.



3 группа графически анализируют поступок и сильные переживания старого воробья: «камнем упал перед самой ее мордой», «взъерошенный» «с отчаянным», «писком прыгнул… в направлении зубастой…пасти», «ринулся спасать», «заслонил собою свое детище... «тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!», «громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И все-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке... Сила, сильнее его воли, сбросила его

оттуда».

Два человека получают индивидуальное задание: определить авторскую позицию через ключевые слова- анализ слова БЛАГОГОВЕЛ.


- «благоговел перед той маленькой героической птицей, перед любовным ее порывом».

Через анализ поведения героев приходим к основной мысли стихотворения, которая заключается в словах: «Любовь, - думал я, - сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь».


- Чему может научить это произведение?. Почему важно в жизни Любить?. Как знание этого текста может помочь вам во взрослой жизни?( связать с материнской любовью)


Прочитать притчу.

У вас на партах лежат сердечки, как вы думаете почему?


Любовь – это чувство, идущее из самой глубины сердца.


Это чувство, присуще и птицам и животным, но в высшей степени - человеку. Сердце ликует от радости любви, оттого что может дарить эту любовь людям. Сердце болит от горя, от скорби, от тревог.


«Однажды юный Томас Эдисон вернулся домой из школы и передал маме письмо от учителя. Мама зачитала сыну письмо вслух, со слезами на глазах: „Ваш сын — гений. Эта школа слишком мала, и здесь нет учителей, способных его чему-то научить. Пожалуйста, учите его сами.“

Через много лет после смерти матери (Эдисон к тому времени уже был одним из величайших изобретателей века) он однажды пересматривал старые семейные архивы и наткнулся на это письмо. Он открыл его и прочитал: „Ваш сын — умственно отсталый. Мы не можем больше учить его в школе вместе со всеми. Поэтому рекомендуем вам учить его самостоятельно дома“.

Эдисон прорыдал несколько часов. Потом записал в свой дневник: „Томас Алва Эдисон был умственно отсталым ребенком. Благодаря своей героической матери он стал одним из величайших гениев своего века.“».


- Кто понял смысл притчи? Чему она учит?.

Конечно, любовь – это чувство, идущее из самой глубины сердца.


Вернитесь к теме урока. Какой знак мы оставим: вопрос или восклицание?.


- Обратите внимание на те вопросы, которые вы задали себе в начале урока. Получили ответ?

На партах у вас лежит цветная бумага, на ней нарисуйте сердце и подумайте, кому вы можете сегодня его подарить. Пусть эти сердечки наполнят любовью сердце ваших замечательных мам.



Рефлексия.


Продолжи фразу:


- Сегодня на уроке я открыл для себя…


-Мне стало понятно…


- Я так и не понял..


Домашнее задание на выбор:

1.Подумайте, что бы произошло, если бы старый воробей «не ринулся спасать»?( составьте небольшой рассказ).

2. Составьте кроссенс.