СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы в 5 классе "Тайна о двух слонах"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока литературы в 5 классе на тему "Тайна о двух слонах" (по басням)

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 5 классе "Тайна о двух слонах"»

Класс: 5

Тема: Тайна о двух слонах

Цель: Выявить сходства и различия басен Михалкова и Крылова

Задачи: познакомить учащихся с современными баснями и их авторами, проанализировать и сравнить басни Крылова и Михалкова, чтобы выявить сходства и различия;

Тип урока: комбинированный

Методы: проблемно-поисковый, исследовательский

Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная


Организационный этап. Мотивация

Здравствуйте, ребята!

Я рада встрече с вами, потому что любое знакомство для меня это возможность научиться чему-то новому, и я очень хочу, чтобы эта встреча была полезной не только для меня, но и для вас. Сегодня я хочу пожелать вам радостного настроения. А придет оно к вам тогда, когда вы сделаете что-то доброе и узнаете много нового. Этому мы и посвятим наш урок.

Актуализация знаний. Постановка учебной задачи

Посмотрите, пожалуйста, фрагмент анимационного фильма, по произведению, которое вам очень хорошо знакомо. Я прошу вас ответить на вопросы: кто автор, каково название произведения и его жанр. (Смотрят)

Догадались, ли вы, что это за произведение, кто автор? Каков жанр данного произведения. Правильно. Это Басня.

Ребята, перед вами «цветик - семицветик», (слайд) нам нужно открыть все лепестки, начнем с красного.

Вопросы:

Что такое басня? (эпический жанр литературы; короткий сюжетный рассказ в стихах, но и в прозе, в котором аллегорически, нередко комически изображаются предосудительные поступки и поведение людей) (красный)

Кто обычно является героями басен? (животные, обычно олицетворяющие человеческие качества) (оранжевый)

Что такое мораль? (прямой вывод, наставление, назидание, обращенное к читателю) (желтый)

А знаете ли вы, что слоны это самые большие из ныне живущих животных. Средняя масса слона составляет 5 тонн. (зеленый)

Считается, что слоны, как и человек, могут испытывать печаль, переживают, скучают (голубой)

Что такое аллегория? (изображение предмета, за которым скрывается другое понятие или другой предмет: за лисой – хитрый человек, за ягненком – беззащитный человек) (синий)

Слоны тоже бывают левшами и правшами. Они приспосабливаются работать правым или левым бивнем. (Фиолетовый)

Последний вопрос – сердцевинка (открываю я)

Остался последний вопрос: на который мы ответим с вами вместе: Ребята, а вы знакомы с современными баснописцами? А вот я знакома. И мне кажется, что басни современных авторов очень похожи на басни, которые написаны Крыловым очень давно. А вот мои друзья думают иначе. И сегодня я хочу, чтобы вы помогли разрешить наш спор.

Поэтому я прошу вас помочь сформулировать тему нашего разговора «Тайна о двух слонах»

Как вы считаете, что нам для этого нужно сделать? (познакомиться с современными авторами, почитать басни, проанализировать прочитанные басни, сравнить их дуг с другом)

Построение проекта выхода из затруднения

Ну что ж, приступим к работе. Во-первых, мы с вами начнем знакомиться с самым известным современным баснописцем. Хотя слово «знакомиться» здесь не совсем уместно, потому что вы прекрасно знаете этого человека, но, возможно сегодня он откроется вам немного с другой стороны.

Помните ли вы автора таких удивительных детских произведений как «Дядя Степа», «Разговор с сыном», «А что у вас?» Это Сергей Владимирович Михалков.

Знаете ли вы что-то об этом писателе?

Способности к поэзии у Сергея Владимировича появились уже в девять лет.

С детства Михалков страдал дефектом речи — заиканием, но никогда не стеснялся своего недостатка. Он мог так обыграть свое заикание, что никто из его сверстников даже не смеялся над ним. И с детства Сергей Владимирович усвоил, насколько бесценным является свойство человека, умеющего посмеяться над собой.

Когда Михалков стал взрослым, он слушал по радио басни И.А. Крылова, Сергей Владимирович понял, что именно в этом жанре ему стоит работать, поскольку Михалков мог посмеяться не только над собой, но и высмеять других людей. А значит, басенный жанр был близок ему по духу. Сейчас перу Сергея Владимировича Михалкова принадлежит более 200 басен.


Сейчас мы прочтем с вами басню Михалкова, но чтобы вы тоже поучаствовали в чтении басни, я предлагаю вам игру. Я начну читать, буду останавливаться на какой-то строке, и тот, чье имя я назову, будет продолжать прочтение басни. Следите внимательно и будьте готовы подхватить выразительное чтение в любой момент.

Слон-живописец

Слон-живописец написал пейзаж,

Но раньше, чем послать его на вернисаж,

Он пригласил друзей взглянуть на полотно:

Что, если вдруг не удалось оно?

  1. Вниманием гостей художник наш польщен!

Какую критику сейчас услышит он?

Не будет ли жесток звериный суд?

Низвергнут? Или вознесут?

Я) Ценители пришли. Картину Слон открыл.

Кто дальше встал, кто подошел поближе.

  1. "Ну, что же, - начал Крокодил, -

Пейзаж хорош! Но Нила я не вижу..." -

  1. "Что Нила нет, в том нет большой беды! -

Сказал Тюлень. - Но где снега? Где льды?" -

  1. "Позвольте! - удивился Крот. -

Есть кое-что важней, чем лед!

Забыл художник огород". -

  1. "Хрю-хрю, - прохрюкала Свинья, -

Картина удалась, друзья!

Но с точки зренья нас, свиней,

Должны быть желуди на ней".

Я) Все пожеланья принял Слон.

Опять за краски взялся он

И всем друзьям по мере сил

Слоновьей кистью угодил,

Изобразив снега, и лед,

И Нил, и дуб, и огород,

И даже - мед!

(На случай, если вдруг Медведь

Придет картину посмотреть...)

  1. Картина у Слона готова,

Друзей созвал художник снова.

Взглянули гости на пейзаж

И прошептали: "Ералаш!"


Я) Мой друг! Не будь таким Слоном:

Советам следуй, но с умом!

На всех друзей не угодишь,

Себе же только навредишь.

Пока мы так замечательно, выразительно читали эту басню, мне встретились непонятные слова. Помогите мне разъяснить значения этих слов

…, я хочу тебя попросить помочь нам выяснить значение слова «вернисаж», для этого я прошу тебя найти это слово в Толковом словаре С.И. Ожегова, подготовить свое выступление и пояснить что такое вернисаж. Чтобы тебе было проще работать, я выдаю тебе задание, делай, пожалуйста, все по заданию.

Задание к словарю

Перед тобой Толковый словарь Ожегова

Открой, пожалуйста, стр. 74

Найди значение слова (не забывай, что слова в словаре расположены в алфавитном порядке)

Когда найдешь слово, прочитай статью внимательно.

Подними руку, дождись, когда учитель тебя спросит. (Не кричи с места!)

Пока … помогает нам выяснить значение слова Вернисаж, ребята, помогите мне понять, что такое Ералаш. Для начала найдите в тексте, в каком случае автор употребляет это слово.

На доске вы видите разные значения слов, но они перепутались, и я не знаю, что именно подходит. Ваша задача выходить по одному к доске, выбирать слово, значение которого похоже на значение слова Ералаш. И если слово, не подходит по значению, убирать его в сторонку.

Вызвать ученика к доске, прочитать, что получилось. (Спросить, как называются такие слова?)

…, ты справилась с заданием? Хорошо. Найдите строки в тексте, где Михалков употребляет неизвестное на слово – «вернисаж».

…, итак, расскажи нам, что же такое вернисаж. Теперь мы с вами понимаем, что вернисаж – торжественное открытие выставки, а ералаш – хаос, неразбериха, кавардак.

Спасибо, вот теперь я понимаю, о чем говорит Михалков

А вы поняли, о чем эта басня. А как вы считаете, правы были крокодил, свинья, давая другу такие советы?

Работа с текстом

Показать иллюстрации. Перед вами герои басен Крылова? Что общего в этих героях? Как они изображаются? (человеческих одеждах). Для чего это? Художник, следуя за баснописцем, показывает животных, которые ведут себя как люди. Вспомните, как называется прием в литературе, когда за образом животного скрываются человеческие качества. (Аллегория).

Ребята, у некоторых из вас лежит еще один лист на парте. Переверните его. Перед вами тексты двух басен. Одна – Крылова «Слон и Моська», вторая – Михалкова «Слон-живописец».

По названию вы заметили, что в той и другой басне главным героем является… Слон.

Мы с вами сейчас будем искать, чем схожи и чем различаются басни этих авторов.

На столах вы видите фломастеры возьмите их. Подчеркните в баснях те слова, в которых мы можем увидеть, как автор описывает главных героев-слонов. Допустим, как называет Михалков своего слона? А Крылов?

Я прошу вас прочитать басню внимательно и подчеркнуть те слова, в которых описываются герои, слова, которые показывают какие-то черты характера слонов. (2-3 мин.) Что подчеркнули ребята, которые работали по басне «Слон-живописец»? (живописец, художник, вниманием гостей польщен, какую критику сейчас услышит он, низвернут или вознесут, все пожеланья принял он) Молодцы! Я попрошу выйти … и записать эти слова-характеристики маркером под нужным заголовком. Вторая группа, какие слова подчеркнули вы? (слоны в диковинку, а он себе идет вперед и лаю твоего совсем не примечает). Хорошо. … выйди и запиши под нужным заголовком на слоне, соответствующему вашей басне, те слова, которые вы выделили. Смотря на ваши записи, можно сделать вывод, что слон в басне Крылова толстокож, невосприимчив к мнениям, нападкам других людей, а Слон в басне Михалкова, наоборот, чересчур много прислушивается к советам других, не думая своей головой.

Однажды Михалков, гуляя по парку, услышал разговор двух людей. Один мужчина говорил другому: Не переживай, все наладится. Тебе просто не нужно обращать на них внимания и все. Нельзя же быть таким слоном, в конце концов! Михалков остановился, попросил прощения, что вмешивается в разговор и спросил, почему именно слон? На что незнакомец ответил, что слоны хоть и с виду такие спокойные, степенные и вроде бы совершенно неспособны воспринимать чужую речь, на самом деле являются животными, которые легко обучаются, а значит, они прислушиваются к чужой речи, и если их критикуют, они могут даже начать грустить. Михалков очень удивился, потому что это меняло все его представления об этих животных. Так и родилась басня «Слон-живописец».

Ребята, в литературе есть аллегории, характерные для большинства басен (лиса – хитрость, заяц – трусость), а есть такие аллегории, которые встречаются в единичных случаях. (Подсказка: каким представляется вам слон в обычной жизни?). Подумайте, образ какого слона встречается во многих баснях? (Крыловского) (Его качества проявляется в персонажах и других басен). А Слон у Михалкова – не похож на привычных басенных слонов, а значит он новаторский. Хорошо. Итак, ребята значит в этих баснях разные типы аллегорий: одна традиционная, привычная. А вторая – вошла в литературу недавно ... и ... выйдите, пожалуйста, и приклейте нужные определения для аллегории в нужный раздел на нашем «слоне-плакате».

Остальные ребята, пока … и … определяют тип аллегории, предлагаю вам представить себя художниками-иллюстраторами детских книг. Я попрошу вас поменяться с соседом по парте фломастерами и подчеркнуть в басне такие строки, касающиеся слона, которые вы бы хотели проиллюстрировать. Не забудьте подготовить ответ на вопрос: а почему именно эти строки вы выбрали? (1 мин)

Хорошо. Я уверена, всех получились бы очень красивые картинки. … и … в рубрике «Я хочу нарисовать» на наших слонах-плакатах, приклеен текст басни. Вам нужно подчеркнуть в тексте, те строки, которые вы хотите проиллюстрировать.

Ребята, пока … и … справляются с заданием, скажите, какие качества осуждает и высмеивает автор?

Попрошу вас снова поменяться с соседом по парте фломастерами. Ваше задание на этот раз, найти мораль басни. Заключить ее в рамочку (обвести) (2 мин)

Ну что ж ребята, работающие с басней «Слон-живописец» прочтите мораль вашей басни. Хорошо. … возле наших слонов-плакатов есть текст басни. Найди в ней те строки, которые ты только что прочитала… выстриги и приклей на вашего слона в разделе «Мораль». Хорошо. Обратимся ко второй басне. (слова Шавки) Прочтите строки, в которых заключена мораль басни. Хорошо. Молодец. Тебе то же задание, что и …

Ребята, помните в начале урока, я рассказывала, что поспорила с друзьями? Вы обещали мне помочь разрешить наш спор. Выходите все к доске и становитесь вокруг нее. Давайте сравним двух слонов и решим, кто все-таки прав: я, потому что говорю своим друзьям, что басни Крылова и Михалкова похожи или мои друзья, которые считают, что это не так?

В каждой басне герой … слон. Скажите, в этих баснях есть мораль? А аллегория? Посмотрите, получается, что они в основном схожи, только различаются типами аллегорий.

Все-таки я была права в том, что говорила о схожести басен Крылова и Михалкова, правда? Спасибо вам большое, ребята, без вас бы я ни за что не справилась и не доказала друзьям, что я права. Присаживайтесь на места.

Рефлексия

Вы когда-нибудь слышали такую фразу «Басня – книга мудрости русского народа».

Сегодня, ребята, я предлагаю вам начать свою «Книгу мудрости» и сейчас заполнить хотя бы одну страницу в ней.

У вас на партах лежат карточки, прошу вас взять их прочитать начало, которое там прописано, и закончить, написанное на карточке высказывание, ответив на вопрос, почему вам не нужно так делать. Ответ запишите сбоку от высказывания в пустой колонке. Задание понятно? Если у вас возникают затруднения, вы можете поднять руку, я подойду и проконсультирую вас. (4-5 мин.) Итак, давайте послушаем, что у вас получилось.

Читаем мысль, которую вы сформулировали вместе с началом, которое у вас было дано, выходим к книге и приклеиваем вашу карточку с ответом на вопрос на соответствующую страницу. Для этого возьмите ножницы, и отстригите часть карточки с самим вопросом, вклейте в книгу только ответ.


К советам стоит прислушиваться, но нельзя им следовать слепо, потому что…

Попытка угодить всем окружающим при выполнении какого-то дела, может привести к полному беспорядку в работе, потому что

Не нужно обращать внимания на бессмысленные нападки на вас, потому что

Не стоит производить впечатление на окружающих за счет другого более сильного человека, потому что…

Доклеиваем последнюю карточку в нашу книгу. Ну что ж, ребята, мне очень понравилась наша встреча и поэтому хочу, чтобы у вас осталось что-то на память о ней. Я дарю вам книгу мудрости вашего класса и надеюсь, что вы ее будете пополнять после каждого урока литературы вашими мыслями. Спасибо вам за урок, мне было уютно, тепло, весело с вами. Вы очень креативные, умные, ребята. Желаю вам, друзья мои

Желаю вам цвести, расти,

Копить, крепить здоровье.

Оно для дальнего пути –

Главнейшее условие.