Урок литературы в 5 классе.
В. А. ЖУКОВСКИЙ. БАЛЛАДА «КУБОК»
Цели деятельности учителя: ознакомить учащихся с понятием «баллада», текстом и нравственным содержанием произведения; помочь осмыслить различие между народной легендой и литературной балладой; показать своеобразие позиции автора в сравнении с первоисточником сюжета.
Планируемые результаты изучения темы:
Предметные умения: знать сюжетное своеобразие баллад В. А. Жуковского; уметь самостоятельно раскрывать нравственное содержание произведения, находить лирические и эпические черты.
Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):
Личностные: осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.
Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.
Познавательные: осознает познавательную задачу; читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебников, рабочих тетрадей.
Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
Учащиеся защищают свои рисунки к сказке, рассказывают о принесенных с собой иллюстрациях известных художников, выступают с сообщениями о В. А. Жуковском.
II. Понятие о балладе
1. Вступительное слово учителя
С 1808 года В. А. Жуковский начинает писать баллады. Именно в первые два десятилетия ХIХ в. творчество поэта достигает наибольшего расцвета. Он много пишет о своих чувствах, уходит в свой внутренний мир, в мечты, что уводит его от действительности. Критики уже давно определяли его творчество как романтическое. Итак, Жуковский — поэт-романтик.
Большую известность приносят поэту баллады «Людмила», «Светлана», «Ивиковы журавли», «Лесной царь», «Кубок» и другие.
2. Чтение и запись в тетради определения баллады (с. 90, в рамке).
III. Чтение учителем текста баллады (учебник, с. 84-89).
IV. Чтение и обсуждение учащимися статьи «Из истории создания баллады «Кубок» (с. 89-90).
V. Анализ произведения по вопросам в учебнике «Размышляем о прочитанном» (с. 90).
На основе ответов на вопросы учащиеся выявляют особенности баллад В. А. Жуковского.
VI. Творческая работа в группах.
Создание коллажа титульного листа к произведению В. А. Жуковского «Кубок». Конкурс (защита учащимися своих работ).
С творчеством В. А. Жуковского ребята встретятся в 9 классе, где более подробно познакомятся с жизнью и деятельностью романтического поэта.
Учитель. Более полувека своей жизни отдал Жуковский литературе и по праву занял свое место в истории русской поэзии. В. Г. Белинский писал: «… одухотворив русскую поэзию романтическими элементами, он сделал ее доступною для общества, дал ей возможность развития, и без Жуковского мы не имели бы Пушкина».
Домашнее задание: задания 1, 2 – учимся читать выразительно; творческое задание в учебнике на с. 90.
ЛИТЕРАТУРА
1. Андронников, И. Л. Михаил Юрьевич Лермонтов [Текст] / И. Л. Андронников.—М.; Л., 1953.
2. Аникст, А. Даниель Дефо [Текст] / А. Аникст. — М. Детгиз, 1957.
3. Белинский, В. Робинзон Крузо [Текст]: роман для детей / В. Белинский. — М., 1954.
4. Беляев, А. А. Эстетика [Текст]: словарь / А. А. Беляев, Л. И. Новикова, В. И. Толстых. М. Политиздат, 1989.
5. Богословский, В. Джек Лондон [Текст] / В. Богословский. — М.: Просвещение, 1964.
6. Бородулин, В. И. Российский энциклопедический словарь [Текст] / В. И. Бородулин [и др.]. — М.: БРЭ, 2000.
7. Гоголь, Н. В. О литературе [Текст] / Н. В. Гоголь. — М., 1952.
8. Еремина, О. А. Уроки литературы в 5 классе [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.prosv.ru
9. Коровина. В. Я. Литература в 5 классе [Текст]: учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электронном носителе: в 2 ч. / В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. – М.: Просвещение, 2012.
10. Коровина, В. Я. Читаем, думаем, спорим... [Текст]: дидактические материалы. 5 кл. / В. Я. Коровина. — М.: Просвещение, 2011.
11. Коровина. В. Я. Литература в 5 классе [Текст]: методические советы / В. Я. Коровина, И. С. Збарский. М.: Просвещение, 2004.
12. Коровина, В. Я. На подступах к риторике [Текст] / В. Я. Коровина. — М., 1996.
13. Курдюмова, Т. К. Уроки литературы [Текст] / Т. Н. Курдюмова. — М.: Просвещение, 1970.
14. Литература. 5 класс [Текст]: поурочные планы по учебнику-хрестоматии Т. Ф. Курдюмовой / авт.-сост. Т. М. Амбушева. — Волгоград: Учитель, 2007.
15. Литература. 6 класс [Текст]: поурочные планы по учебнику Т. Ф. Курдюмовой / авт.-сост. О. А. Финтисова. — Волгоград: Учитель, 2009.
16. Литература. 5 класс [Текст]: рабочая программа по учебнику В. Я. Коровиной, В. П. Журавлева, В. И. Коровина / авт.-сост. Г. В. Цветкова. — Волгоград: Учитель, 2012.
17. Лотман, Ю. М. А. С. Пушкин [Текст] / Ю. М. Лотман. — Л.: Просвещение, 1983.
18. Мощанская, О. Л. Зарубежная литература [Текст] / О. Мощанская [и др.]. – Нижний Новгород: Русский купец: Братья славяне, 1994.
19. Ромм А. Марк Твен и его книги о детях [Текст] / А. Ромм. — Л.: Детгиз, 1958.
20. Русский язык за рубежом [Текст]: журн. — 1983. — № 2.
21. Рыкова, Н. Писатели Франции [Текст] / Н. Рыкова. — М.: Просвещение, 1964.
22. Тимофеев, С. И. Словарь литературоведческих терминов [Текст] / С. И. Тимофеев, С. В. Тураев. — М.: Просвещение, 1974.
23. Урнов, Д. М. Робинзон и Гулливер [Текст] / Д. М. Урнов. — М.: Наука, 1973.
24. Флоринский, С. М. Русская литература [Текст] / С. М. Флоринский. — М.: Просвещение, 1967.
25. Черневич, М. Послесловие [Текст] / М. Черневич. — М., 1961.
26. Чернявская. К. С. Зарубежная детская литература [Текст] / И. С. Чернявская. — М.: Просвещение, 1982.
27.Использован материал пособия: Литература. 5 класс: поурочные планы по учебнику хрестоматии Т. Ф. Курдюмовой / авт.-сост. Т. Н. Амбушева. Волгоград: Учитель, 2007.
28. По материалам Н. В. Ефименко. URL: http://festival.1september.ru/articles/596888