Урок литературы в 7 классе.
Сатирическое изображение нравственных пороков общества в сказке М. Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».
Тип урока: изучение нового материала
Цели: показать социальную направленность сатиры Салтыкова-Щедрина, помочь понять иносказательный смысл произведения, его идею; совершенствовать навыки характеристики героев; показать значение и роль художественных приемов; развивать творческие способности.
Планируемые результаты:
Личностные результаты: развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; строить свои взаимоотношения с их учетом; проявлять познавательный интерес к изучению предмета, уважительное отношение к русской литературе.
Метапредметные результаты: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учѐбе и познавательной деятельности; умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать , строить логическое рассуждение,умение работать индивидуально и в группе, аргументировать и отстаивать своѐ мнение
Предметные результаты: понимание идеи произведения, его иносказательного смысла, владеть элементами анализа текста; умение выразительно читать, составлять план текста, характеризовать средства выразительности, строить монологические высказывания
Оборудование: иллюстрации к «Повести…», рисунки учеников, толковый словарь, презентация.
Ход урока.
1.Организационный момент
2. Проверка домашнего задания.
Художественные особенности каких народных сказок чаще всего использует в своей сказке Салтыков-Щедрин (привести примеры).Бытовых и волшебных сказок.
Сказочный зачин – жили да были;
Присказки – по щучьему велению, по моему хотению;
Просторечные слова и поговорки – «С нами крестная сила», «Надобно пищу принять», «сыщут нумер», «Господи, да что же это такое!» ;
Волшебство – генералы чудесным образом оказались на острове, мужик в пригоршне суп варит, откусил генерал второму генералу орден и проглотил;
Сказочная концовка – «…и сколько тут денег загребли – того ни в сказке сказать, ни пером описать!»)
Устойчивые выражения: по щучьему велению, по моему хотению; долго ли коротко ли; прошел день, прошел другой; он там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало; ни пером описать, ни в сказке сказать…
Чем же отличается сказка Салтыкова-Щедрина от традиционной-народной?
( Сказка литературная, т.е. у сказки есть автор).
3.Работа по теме урока
1)Актуализация знаний
Давайте запишем тему нашего урока.(СЛАЙД -1-2)
Сатирическое изображение нравственных пороков общества в сказке М. Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».
Какие ключевые слова мы можем выделить.
Сатира
Нравственные пороки.
Итак, на этом уроке мы с вами проанализируем сказку «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», но сказка эта не будет похожа на те, что знакомы нам с детства. Сегодня мы обращаемся к сатирической сказке Салтыкова-Щедрина. Сказки этого автора предназначены для «детей изрядного возраста от 7 до 70 лет».
2) Целеполагание(Слайд 4)
Давайте попробуем через язык сказок Салтыкова-Щедрина приоткрыть завесу тайны литературного дара писателя. В конце 60-х годов 19 века формируется стиль произведений Щедрина, его «эзопов язык».
Какие жанры литературы, которые мы уже изучали, встречается применение «эзопов языка» (Басня)
Ребята, а в чем особенность сатирической сказки мы попробуем сегодня разобрать какие цели мы ставим? Ответы учеников
-Для чего автор использует «эзопов язык»?
- Почему выбрал жанр сказки?
- Естественно, что жанр сказки был выбран Салтыковым-Щедриным неслучайно. Необходими было обойти цензуру и жанр сказки близок и понятен простому народу. (Слайд5-6)
-Так вот, сказки Щедрина - это сказки скорее для взрослых, «для детей изрядного возраста», как сам писатель их называл, ведь не каждый ребёнок может понять и прочувствовать злую насмешку автора над правительственной политикой.
Какие изменения в социально-общественном жизни России произошли в 60-х годах 19 века?(Отмена крепостного права) (Слайд 7).
Однако изменилось ли общество после отмены крепостного права?
4. Анализ сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».
Ответ на этот вопрос попробуем найти в сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».
-Просмотр фрагмента мультфильма.(Слайд 8)мин 2-5
Как изображены генералы?
- Расскажите, чем они вас удивили или даже рассмешили?
1. Генералы не знают того, что известно каждому ребенку: что булки не
растут на дереве, что куропатку, прежде чем съесть, надо поймать…
2. Генералы не умеют самого простого – сорвать яблоко, поймать рыбу…
3. Смешно от их вида: они в ночных рубахах, спят под одним одеялом.
4. Смешно от того, что они чуть не съели друг друга в то время, когда пища
кругом растет, плывет и бегает
генералов
(«Они в ночных рубашках, а на шеях у них висит по ордену… генералы уже состарились…»), характеризуют их, обращая внимание на речь, поступки, отношение друг к другу и к мужику («Генералы глупы, ничтожны. Они отупели, так как всю жизнь провели в регистратуре… трусливы, невежественны, не умеют и не хотят трудиться, привыкли жить за счет труда мужиков. Когда им особенно трудно, они становятся похожими на зверей, готовы съесть друг друга…»). Гипербола переходит в гротеск
В сатирическом произведении отрицательное всегда изображается крупным планом
5. Физминутка
(Слайд 9)
Пора и нам отдохнуть.
6.Изучение нового материала.
Автор использует сатирические приемы.
Что такое сатира?(Слайд 10)
Какие это приемы ?(Слайд 11) Запись в тетрадь.
Работа творческой группы (4 человека)найти сатирические приемы в тексте
7. Анализ текста.
Чтение по ролям.стр.277 (со слов –Спишь, лежебок! До стр.278 (чтоб не убег)
Чтение по ролям стр.280 ( «и начали они нудить мужика»- «и кормит генералов селедками»)
Мы должны уточнить значение слов ТЕНЕЯДЕЦ и ЛЕЖЕБОКА. К кому они относятся.
5. Как вы понимаете слово «тунеядец»лежебока ?СЛОВАРЬ(Группа2 чел) Давайте узнаем этого значение слова (Тунеядец-тот , кто живет за чужой счет, чужим трудом) с какой целью повторяется это слово в тексте? Как можно объяснить смысл этого слова и как произнести его в том или другом случае? Кого из героев сказки можно назвать так?
Портрет генералов не будет полным, если мы не выясним их отношение к мужику. С помощью каких слов, обращений, интонаций автор передает и разоблачает отношение генералов к мужику?
1. Найдите в тексте и прочитайте суждения генералов о мужике до их встречи с ним. В чем убеждены генералы? — Генералы убеждены, что мужик везде есть, что он все должен уметь и умеет делать, но что он от работы отлынивает… — говорят школьники.
2. О каком отношении к мужику, простому народу говорят эти суждения?
3. Как называют мужичину генералы при первой встрече и как ведут себя с ним? Как лучше произнести обращения генералов к мужичине?
4. Изменилось ли отношение генералов к мужику, когда он накормил их?
Обратим внимание, дети, на то, что генералы и в самом деле считают мужика тунеядцем, он привык к такому отношению и мысленно называет себя так, как обращаются к нему генералы, но все-таки здесь уже появляются иные интонации — покорного и жалкого смирения, самоуничижения. А в авторской речи звучит горечь, ирония, как бы завершающая круг, через который прошло это слово — «тунеядец», которое, по справедливости, должно было быть отнесено к генералам. Как отблагодарили генералы мужика?
В этом мужике - вся Россия. Крестьянская Россия противоречива. Она сочетает в себе талант, трудолюбие и безмерную покорность. Салтыков-Щедрин хотел лишь указать, что за этими смешными образами генералов и покорного покладистого мужика скрывается естественное течение жизни России середины 19го века, и нет интриги в том, чтобы угадать безвольный, покорный, но безмерно талантливый народ в образе мужика, и невежественных чиновников в образе генералов..
Но генералы не забыли мужика - наградили его рюмкой водки да пятаком серебра.
Воспитательный момент: сравнительная характеристика.
6.Давайте составим сравнительную характеристику героев сказки:
Генералы ,глупы,ничтожны ,злы,невежественны, тунеядцы ,
трусливы, жадны, ,ленивы
Мужик трудолюбивый ,изобретательный ,сметливый ,ловкий ,
покорный ,находчивый ,терпеливый.
Прием антитезы.
Автор показывает и высмеивает с одной стороны полную неприспособленность генералов к жизни, их привычку пользоваться плодами чужого труда, праздное пустословие важных персон, а с другой стороны, покорность и угодливость мужика.
Выступление Работа творческой группы 4 человека: Найти сатирические приемы в сказке.(1 минут)
Выступление группы 2(зачение слов). Вывод.
Гипербола - булки растут на деревьях…
Гротеск - оказались на необитаемом острове, огромный мужик и маленькие генералы…
Ирония - покорность мужика.
Сарказм - речь генералов, их поведение.
Выступление группы1
Иносказание - сюжет сказки, поведение героев.
(СЛАЙД 13)
Используя приемы сатиры, Салтыков-Щедрин высмеивает пороки человеческие, обличает паразитическую сущность генералов, безропотную покорность мужика. И, действительно, автор «грустит вместе с миром, вздыхает с ним». В этих словах слышим боль за всю Россию.
8. Итоги урока.
Вспомним наш проблемный вопрос.(СЛАЙД 14)
Ответы учеников.
Вывод.
(СЛАЙД 15)
Так исподволь автор высмеивает не только бездеятельность генералов, но и их бездушие, безнравственность, несправедливость по отношению к народу и в то же время их полную уверенность в том, что все блага на земле принадлежали, принадлежат и будут принадлежать только таким, как они уверенность в том, что все блага на земле принадлежали, принадлежат и будут принадлежать только таким, как они.
Сказка Салтыкова-Щедрина – это сатира на современную действительность. Жанр сказки позволяет писателю в завуалированной форме обратить внимание на злободневные вопросы общественной жизни, стать на защиту интересов народа.
9. Домашнее задание. Прочитать сказку Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик»
(СЛАЙД 16)