СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы в 9 классе: "Общая характеристика литературы XVIII века. Гражданский пафос русского классицизма"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 9 классе: "Общая характеристика литературы XVIII века. Гражданский пафос русского классицизма"»

Тема

«Общая характеристика литературы XVIII века. Гражданский пафос русского классицизма»

Цель урока:

вместе с учащимися вспомнить из курса истории социально-политическую обстановку, которая определила судьбы писателей XVIII века и нашла отражение в их произведениях; дать понятие классицизма, отметить гражданский пафос русского классицизма.

Задачи:

предметные:

сделать обзор эпохи (культурная, экономическая, политическая ситуация); познакомить учащихся с литературным течением «классицизм», отметить его основные черты и характерные особенности;

метапредметные:

развитие навыков анализа эпизода; умения работать с материалом лекции, выполнять учебное задание в соответствии с целями, соотносить собственные учебные действия с известным алгоритмом работы; уметь формулировать собственные мысли; обобщать и делать выводы; адекватно использовать речевые средства для представления результата;

личностные:

воспитание интереса к изучаемой теме; осознавать успешность собственной учебной деятельности, развивать свои творческие способности, работать над культурой речи.

Тип урока: комбинированный.

Методы урока: урок-лекция, сообщение докладов.

Технология: критического мышления.

Оборудование: учебник.

ХОД УРОКА

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

  1. Организационный этап

Проверка готовности класса к уроку. Выяснение отсутствующих, причины. Запись в журнале и тетради приёма-передачи.

Приветствуют. Дежурные по классу отвечают.

  1. Проверка домашнего задания

Проверить наличие индивидуальных заданий по теме «Россия XVIII века», конспектов статьи.

Отвечают по ходу урока.

  1. Объявление темы. Постановка цели, задач. Объяснение плана урока

Объявление темы урока, цели, задач.

Оформление журнала.

На сегодняшнем уроке мы посмотрим, какие изменения и преобразования принес с собой 18 век, как эти преобразования отразились на литературе.

Также мы познакомимся с литературным течением «классицизм”» (одно из главных течений русской литературы 18 века).

Оформление тетради.

  1. Мотивация УУД. Целеполагание

Работа с эпиграфом

Была та смутная пора,

Когда Россия молодая,

В бореньях силы напрягая,

Мужала с гением Петра.

Анализ эпиграфа и запись в тетрадь.

  1. Работа над темой урока

Сообщение докладов на тему «Россия XVIII века».


Лекция с элементами беседы

Литература 18 века (как и литература любого другого периода) неразрывно связана с эпохой, с культурной и общественно – политической жизнью страны.

Обзор культурно-политической ситуации России 18 века.

Россия 18 века (начальный период Петровская эпоха) переживает ряд кардинальных преобразований во всех областях государственной, культурной, политической жизни.

Укрепляется независимость России, возрастает ее военная мощь, усиливается ее влияние на европейской арене. Благодаря всем преобразованиям укрепляется также самодержавная власть.

18 век – век просвещенного абсолютизма с его идеями гражданственности, патриотизма, единства нации.

Абсолютизм – единовластие .

Открывается Московский университет, создаются общеобразовательные и профессиональные училища, вводится новый календарь, основывается первая русская газета, учреждается Академия наук, Академия художеств, первый постоянный русский театр.

Для продвижения страны вперед, искоренения патриархальных устоев, суеверий, необходимо было обратить внимание на развитие следующих областей: образование, наука, культура, печать.

Особое, исключительное значение в этой связи приобретает литература.

Литература 18 века приносит с собой образ человека, который ощущает себя гражданином и патриотом, который ради блага общества, государства готов пожертвовать личным благополучием, готов подчинить свои чувства общественному долгу.

Господствующим направлением в литературе 18 века являлся классицизм.

Классицизм – (от лат. classicus – образцовый), художественный стиль и эстетическое направление в европейской литературе 18 – начала 19 века, одной из важнейших черт которого являлось обращение к античным образам как идеальному эстетическому эталону.

Понятие прекрасного в искусстве классицизма связано с симметрией и гармонией. Это отражалось и в правилах поведения людей светского общества: бурное выражение чувств почиталось в 18 веке неприличным и воспринималось как признак низкого происхождения или дурного воспитания. Проявление даже самых сильных страстей должно быть подобно глубоким водам, заключенным в гранитные берега./

Черты классицизма

  1. Утверждение идей просвещенного абсолютизма – патриотизма, гражданственности, единства нации.

  2. Утверждение приоритета разума.

  3. В основе эстетики классицизма – принцип рационализма: произведение искусства должно быть разумно и последовательно построено, логически выверено (из принципа “подражания природе”).

  4. Соблюдение определенных творческих норм и правил (строгая сюжетно - композиционная организация).

  5. Четкое разделение героев на положительных и отрицательных.

  6. “Неизменность” героя (отсутствие внутреннего развития).

  7. Идеализация героя (оды Ломоносова).

  8. Интерес к народному языку, использование в произведениях народной речи.

  9. Объективность повествования.



Особенности классицизма

  1. Деление жанров на “высокие” и “низкие”.

Высокие(трагедия, эпопея, ода; их сфера – государственная жизнь, исторические события, мифология; их герои – монархи, полководцы)

Низкие: (комедия, сатира, басня) изображают частную, повседневную жизнь людей средних сословий.

Каждый жанр имеет строгие границы и четкие формальные признаки, не допускается никакого смешения возвышенного и низменного, трагического и комического, героического и обыденного.

Ведущим жанром классицизма была трагедия, обращенная к важнейшим общественным и нравственным проблемам века. Общественные конфликты предстают в ней отраженными в душах героев, поставленных перед необходимостью выбора между нравственным долгом и личными страстями.

  1. Закон “трех единств” (единство времени, места и действия)

  • единство времени – действие происходит в течение одних суток;

  • единство места – действие происходит в одном месте;

  • единство действия – односюжетная линия, большое количество героев (связаны с сюжетом).

Русский классицизм зародился во 2-й четверти 18 века в творчестве зачинателей новой русской литературы А.Д. Кантемира, В.К. Тредиаковского, М.В. Ломоносова.

Особенности русского классицизма.

  • связь с современной действительностью;

  • сатирическая направленность;

  • обращение к конкретным явлениям русской жизни;

  • преобладание национально – исторической тематики ;

  • высокий уровень развития жанра оды.

Итоги урока

В эпоху классицизма русская литература освоила сложившиеся на Западе жанровые и стилевые формы, влилась в общеевропейское литературное развитие, сохранив при этом свою национальную самобытность.

Выступления учеников.


Запись конспекта лекции.

  1. Физминутка

Выполнение упражнений: наклонов, приседаний.

Коллективная разминка.

  1. Рефлексия

– Что вы уже знали, о чем говорилось на уроках?

– Что показалось непонятным?

– Что удивило, взволновало?

– Что бы выделили как главное?

Анализируют, обобщают, делают выводы.

  1. Д/з., оценивание

Выучить конспект урока. Прочитать статью на стр.36-42

Запись в дневник.