ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
Урок 7 Дата:_____________
Тема: Н. Пфеффер. Песня о Казахстане
Цель: Познакомить детей со стихотворением «Песня о Казахстане» раскрыв основную идею, воспитание казахстанского патриотизма.
Задачи:
o Отрабатывать навыки детей выразительного чтения стихотворения. Раскрыть содержание и идею стихотворения.
o Развивать воображение и творческие возможности детей.
o Воспитывать интерес к чтению, воспитывать чувство гордости за свою страну
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Анализ тестовых работ.
III. Основная часть.
1) Побуждение.
Учитель читает стихотворение « С чего начинается Родина?»
С чего начинается Родина?
С картинки в твоем букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.
А может она начинается
С той песни, что пела нам мать.
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять.
С чего начинается Родина?
С заветной скамьи у ворот
С той самой березки, что во поле,
Под ветром, склоняясь, растет.
А может она начинается
С весенней запевки скворца
И с этой дороги проселочной,
Которой не видно конца.
С чего начинается Родина?
С окошек, горящих вдали,
Со старой отцовской буденовки,
Что где-то в шкафу мы нашли.
А может она начинается
Со стука вагонных колес
И с клятвы, которую в юности
Ты ей в своем сердце принес.
- Ребята, а какие ассоциации у вас возникают со словом РОДИНА?
2) Реализация
- Сегодня мы с вами познакомимся с одним стихотворением, которое называется «Песня о Казахстане». Написала это стихотворение Пфеффер Нора Густовна.
А) Слово о поэте
Пфеффер Нора Густавовна (31 декабря 1919 — 15 мая 2012) — немецкая советская поэтесса, переводчица и эссеистка.
Биография
Нора Пфеффер родилась в Тифлисе в 1919 году. По окончании немецкой школы поступила в местный пединститут, который окончила по специальности английский язык, а также (экстерном) — немецкий язык. После этого работала преподавателем немецкого языка в Тбилисском медицинском институте, одновременно заочно учась в 1-м Московском педагогическом институте иностранных языков. Также Нора получила и музыкальное образование — она окончила музыкальный техникум при консерватории.
В 1943 году была репрессирована. Сначала находилась в заключении в Норильске, а затем была направлена в ссылку в Северный Казахстан. Освобождена в 1952 году. В 1953 году поступила в Алма-Атинский институт иностранных языков, по окончании которого стала работать в Казахстанском государственном университете. Параллельно была директором немецкого вещания радио Казахской ССР. В 1970 Нора Пфеффер возглавила немецкую секцию книжного издательства «Казахстан». В 1992 году эмигрировала в Германию, город Кёльн.
Творчество
Первые произведения Пфеффер были опубликованы в 1958 году. Много писала для детей. Её перу принадлежат книги «Малыши», «Путешествие Отара», «Беседы и игры для детей, этюды о языке, стихи», «Слепой дождик», «Семеро верных друзей», «Обезьянка Мик», «Фраки, императорский пингвин», «Годовые кольца», «Чем дальше, тем ближе». Произведения Норы Пфеффер были переведены на казахский, латышский и русский языки. Они были изданы не только в СССР, но и в Германии и Австрии.
Б) Викторина «Патриот своей страны»
-Как называется основной Закон нашего государства? (Конституция).
В нашей стране много законов, но основные законы нашего государства, главные правила, по которым мы живем, записаны в Конституции. В знак уважения к основному закону страны слово «Конституция» пишется с большой буквы. (Учащимся показывается Конституция РК).
-Когда была принята Конституция нашего государства? (Конституция, по которой мы сейчас живем, была принята 30 августа 1995 года).
- Этот день стал всенародным праздником.
-Кто и с какого возраста имеет право выбирать Главу государства? (Граждане Казахстана, достигшие 18-летнего возраста).
- В Конституции записано, что все взрослые имеют право выбирать главу государства, обязаны защищать Родину, если ей грозит опасность, что Казахстан – дружная семья равноправных народов.
- А вы - как молодые граждане Казахстана, какие имеете права и обязанности? (Право на бесплатное обучение в школе, медицинское обслуживание)
- Вы все правильно сказали и верно выделили ваше основное право - учиться в школе, получать образование и становиться достойными гражданами своей Родины.
- А еще в Конституции записано, что мы должны с уважением относиться к государственным символам страны.
- Что такое «символ».
- Какие государственные символы вы знаете? (Символы - это условные знаки или изображения. Они отражают историю государства и его народа, отображают национальный характер. К государственным символам любой страны относятся: Государственный Герб, Государственный Флаг и Государственный Гимн).
Есть они, конечно, и у нашей Родины. Отношение к символам – это отношение к самому государству. Оскорбление государственных символов - это оскорбление государства, его народа, его истории и культуры. Об этом и записано в Конституции.
- Какого цвета флаг нашей Родины? (Наш флаг – прямоугольное полотнище голубого цвета, который обозначает единение и безоблачное небо, мир и благополучие. В его центре – золотое солнце с лучами, означает покой и богатство; под ним – парящий степной орел, означает щедрость и зоркость, высоту помыслов. Вдоль древка вертикальная полоса с национальным орнаментом. Изображение солнца, лучей, орла и орнамента – золотистого цвета).
- Где устанавливается Государственный Флаг? (Государственный Флаг постоянно устанавливается на Дворце Президента, на зданиях Парламента, Администрации Президента, министерств, акиматов, а также посольств Казахстана в зарубежных странах. Кроме того, флаг поднимается во время национальных торжеств (мероприятий, праздников). У Государственного Флага воины принимают присягу о беззаветном служении Родине).
- Что изображено на Гербе РК? (Государственный Герб РК представляет собой изображение шанырака (верхней сводочной части юрты) на голубом фоне, от которого во все стороны в виде солнечных лучей расходятся уыки (опоры), обозначает народы, живущие в мире и согласии на нашей общей Родине.- Важная часть государственного Герба РК – два мифологических коня. Вся жизнь кочевников была связана с конем. Это верный друг и помощник человека. Недаром в древности был обычай хоронить вместе с воином его коня.
- В верхней части герба – пятиконечная звезда – это символ счастья, света, ведущего по жизни. Звезды, солнце и луна считались священными, поэтому на нашем Гербе золотая звезда является символом высоких помыслов и зовущей за собой мечты.
- В нижней части – надпись «Казахстан», обозначает название республики.
- Колосья выражают богатство Родины. Герб – это знак, раскрывающий историю и традиции государства.
- Государственный Герб изображается на печатях, на монетах, на деловых бумагах, на паспорте, удостоверяющем личность гражданина Казахстана.)
- Назовите авторов Государственного Гимна РК? (слова Ж. Нажмеденова , Н. Назарбаева, музыка Ш. Калдаякова)
- Государственный Гимн слушают стоя. Этим выражают глубокое уважение к нашему Государству. Долг каждого гражданина – знать текст Государственного Гимна наизусть.(учащиеся слушают Государственный Гимн)
- Неправда ли, торжественная музыка? Когда мы слушаем гимн, в наших сердцах появляется гордость.
Шопенгауэр говорил: «Самый распространенный вид гордости – это национальная гордость». Каждый человек, живущий на планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну, свою землю и историю. И нам сегодня стоит помнить о прошлом, знать настоящее, чтобы построить светлое будущее.
Наш сегодняшний разговор подходит к концу. Мне очень хочется верить, что он не прошел впустую.
Звучит стихотворение Норы Пфеффер «Песня о Казахстане».
в) Первичное чтение учителем.
Я читаю, вы следите. Возьмите карандаши в руки и отмечайте незнакомые слова.
г) Словарная работа.
Какие слова были непонятны?
д) Воспроизводящая беседа.
- Что вас привлекло в этом стихотворении?
- Какое настроение у вас вызвало?
е) Вторичное чтение детьми.
- А теперь вы будете читать это стихотворение.
- С какой интонацией надо читать это стихотворение?
- Прочитайте.
ж) Анализ стихотворения.
-О чем говорят слова поэтессы Норы Пфеффер «всюду зелень, всюду синь»?
-С кем она сравнивает ручеек?
-Каким вы его представляете?
-Почему «из сердца льется песня»?
-Можно сказать, что автору удалась показать весь Казахстан?
-Какие краски использованы в описании картин природы?
-Какие чувства выражены автором в стихотворении?
- Какие эпитеты и сравнения использует?
IV. Рефлексия.
- Кто скажет, с каким стихотворением мы сегодня познакомились?
- О чём оно?
V. Домашнее задание.
Стр. 13-14-выразительное чтение стихотворения.

Нора Густовна Пфеффер

Нора Густовна Пфеффер