СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы в 5 классе. Жилин и Костылин. Обучение сравнительной характеристике литературных героев.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: "Жилин и Костылин. Обучение сравнительной характеристике. "Цель данного урока - обучение умению работать с текстом художественного произведения, отбирать материал для сочинения;развитие навыков сравнительной характеристики литературных героев.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 5 классе. Жилин и Костылин. Обучение сравнительной характеристике литературных героев.»

Урок литературы в 5 классе


Тема урока: «Жилин и Костылин»

Цель урока: обучение умению отбирать материал из текста для работы над темой; развитие навыков сопоставительной характеристики героев; развитие нравственных качеств личности учащихся.

Тип урока:

Оборудование: учебник хрестоматия, мультимедийная презентация.

Словарная работа: авторская позиция, говорящая фамилия.

План урока:

  1. Актуализация знаний учащихся. Беседа.

  2. Работа с текстом. Беседа по итогам этой работы.

  3. Обсуждение значения фамилий.

  4. Итоги урока.


Ход урока

I. Орг. момент

Главный вопрос сегодняшнего урока звучит так: Почему при двух героях, попавших в плен, рассказ назван «Кавказский пленник», а не «Кавказские пленники»?


II. Проверка домашнего задания.

Дома вы должны были выбрать эпизоды, в которых сопоставляется поведение Жилина и Костылина. Назовите их. А теперь нам предстоит проанализировать эти эпизоды.


III. Работа с текстом. Аналитический пересказ и чтение по ролям эпизодов.

1) Глава 1.

Как вели себя Жилин и Костылин во время нападения татар? (Стародубова, Назарова)

- Есть ли вина Жилина в том, что произошло?

- Что можно сказать о характере Жилина по тому, как он вёл себя в бою?

- А какой человек Костылин?


2)Глава 2.

Чтение по ролям эпизода «Выкуп».

- Ответ на вопрос: «Почему Костылина татары называли «смирный»? (Алейникова, Лысенко, Ковалёв, Воронцова)

- Как вы думаете, почему Жилин торгуется о сумме выкупа, ведь он всё равно отправил письмо по неправильному адресу? (Защита своего человеческого достоинства, нежелание подчиняться обстоятельствам. «Не боялся, да и не буду бояться вас…»)


3) Главы 3-4

О том, как жили Жилин и Костылин в плену, мы уже говорили на прошлом уроке. Но чтобы ещё раз подчеркнуть разницу в поведении героев, К. Докунова выполняя индивидуальное задание, выписала глаголы, которыми автор характеризует поведение героев в плену.


- Сделайте вывод: к какому из героев можно отнести понятие «действие» и «бездействие».

(Докунова)

- На что направлены все действия Жилина?


4) Глава 5.

Чтение по ролям сцены побега. (Павлова, Пащенко, Фролов)



- Какую фразу несколько раз повторяет Жилин? Что добавляет это к характеристике героя? («Не годится товарища бросать…» Жилин человек чести, верный товарищ.)

- А Костылин, как он ведёт себя? (Эгоистично. Думает только о себе: сапоги трут, ноги изранены, устал. Он не чувствует ответственности перед товарищем, несдержан, нетерпелив. Из-за его крика вернулся проехавший татарин и организовал погоню.)


5) Глава 6.

Пересказ, близкий к тексту, эпизода «прощание Жилина с Диной». Почему, по-вашему, второй побег удался? (Фролова) Это результат жизнестойкости и жизнелюбия Жилина. Его веры в свои силы.


IV. Итоги исследовательской работы со словарём. Реализация индивидуального домашнего задания.

Выводы: фамилии героев находятся в паре и даже рифмуются.

Жила – прочное окончание мышц, отсюда слова «жилистый», «двужильный».

- О ком так говорят? (о выносливом, крепком человеке)

Костыль – палка для хромых, безногих.

- Как фамилия Костылин может характеризовать героя? (как человека слабого, нуждающегося в поддержке и опоре)

Есть такое понятие как «говорящие фамилии». Мы сегодня с вами с таким понятием столкнулись.

- Можем ли мы сказать, что автор с помощью фамилий героев даёт им дополнительную характеристику?

Конечно, можем. Более того, при помощи вот таких «говорящих фамилий» Л.Н. Толстой выражает и своё авторское отношение к героям.


V. Выводы по уроку

-Так почему же рассказ назван «Кавказский пленник»? (В одних и тех же условиях один герой проявляет мужество, волю, находчивость, стойкость, активно борется, а другой только страдает, проявляет эгоизм, плохо переносит боль, усталость, бездействует. Костылин – не борец, его трудно уважать. Татары не боятся его, он им нужен только для выкупа. А вот Жилин, который всеми силами души нацелен на то, чтобы вырваться из плена, рассматривается автором, как человек заслуживающий уважения. Ведь даже плен не сломил его воинской доблести и человеческого достоинства. Только о нём и можно говорить как о кавказском пленнике. Костылин этого названия не заслужил.)


- Как название помогает понять авторскую позицию?

- Согласны ли вы с автором?



Д/з

  1. Согласны ли вы с утверждением, что от характера и поступков человека зависит его судьба? Докажите примерами из рассказа. Составьте план своего ответа.








Приложение


Глава 1.


Как вели себя Жилин и Костылин во время нападения татар?










Глава 2.


Чтение по ролям эпизода «Выкуп».

Ответ на вопрос: «Почему Костылина татары называли «смирный»?






Главы 3-4


Найдите в тексте глаголы, относящиеся к поведению Жилина и Костылина в плену. Сделайте вывод: к какому из героев можно отнести понятие «действие» и «бездействие».








Глава 5.


Чтение по ролям сцены побега. Какую фразу несколько раз повторяет Жилин? Что добавляет это к характеристике героя?







Глава 6.


Пересказ, близкий к тексту, эпизода «прощание Жилина с Диной». Почему, по-вашему, второй побег удался?