СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы в 5 классе Жорж Санд "О чем говорят цветы"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:

·         Образовательная – дать представление о жизни и творчестве Жорж Санд;

·         Развивающая – развить умение анализа произведения малой формы, умение определять основную мысль текста и  ключевые слова;

·         Воспитательная – воспитать чувство любви к природе.

Оборудование

Аудиозапись (П.И.Чайковский Вальс цветов), картинки с изображением цветов, о которых упоминается в сказке.

Ход урока

1.Организационный момент.

Звучит "Вальс цветов" П.И. Чайковского.

Сегодня мы с вами поговорим о произведении французской писательницы Жорж Санд «О чем говорят цветы».

2. Работа по теме урока

3накомство с личностью писателя:

Жорж Санд-псевдоним писательницы Авроры Дюдеван. (1804-1876)

Читаем памятку «Как работать с учебной статьей»

Читаем статью о биографии писательницы в учебнике, работаем по памятке.

 3.Чтение и анализ сказки:

а) беседа по выявлению первичного восприятия;

-известны ли вам некоторые истории из Библии? никакой библейский сюжет не напоминает вам сюжет сказки?(Адам и Ева. набожность и вера в вечную жизнь)

-о чем думает главная героиня? кто прав – она или учитель ботаники?

-о чем спорили цветы? Что их возмущало? Почему они доказывали свое преимущество перед красотой роз?

-что возмутило девочку? Как она назвала их разговоры?

-о чем рассказал ветерок?

-за что ветерок был отправлен на землю?

-как отреагировали цветы, услышав историю розы? (радость, восхваление розы).

-чем победила красавица роза сына царя бурь?

б)определение композиционного приема

Давайте определим, какие в этом произведении можно отметить композиционные приемы.

композиционные приёмы: повтор, усиление, противопоставление, монтаж, контаминация- зеркальная композиция (объединение приемов повтора и противопоставления). Монтаж- прием, при котором два образа, расположенные в произведении рядом, рождают некоторый новый, третий смысл, который появляется именно от их соседства. 

Повтор в этой сказе+история ветерка внутри истории о цветах.

4. Подведение итогов урока, выводы.

-какой урок преподает автор сказки? (добро побеждает зло)

-знаете ли вы случаи из жизни и сказок, когда добротой, кротостью, лаской добиваются больше, чем злом, грубостью?

(Бабушка говорила о временах своего детства, когда она могла понимать, о чем говорят цветы.

Учителю, человеку равнодушному, прагматичному, язык цветов недоступен, поэтому он считает девочку больной.

Детям свойственна фантазия, близость к природе. Больны душой те люди, которым недоступно понимание)

 

5.Домашнее задание (одно на выбор)

1.Придумать сказку, которую могли бы рассказать цветы

2.Придумать костюмы и декорации к спектаклю по сказке Санд. Нарисуйте детали костюмов.

3.Сочинение на тему: «Почему дух жизни победил разрушительную силу царя бурь?»

4.Найдите и выпишите из текста примеры сравнений и олицетворений

 

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 5 классе Жорж Санд "О чем говорят цветы"»

Урок

Жорж Санд «О чем говорят цветы»


Цели:

  • Образовательная – дать представление о жизни и творчестве Жорж Санд;

  • Развивающая – развить умение анализа произведения малой формы, умение определять основную мысль текста и ключевые слова;

  • Воспитательная – воспитать чувство любви к природе.

Ход урока

1.Организационный момент.

Вальс цветов Чайковского.

Сегодня мы с вами поговорим о произведении французской писательницы Жорж Санд «О чем говорят цветы».

2. 3накомство с личностью писателя:

Жорж Санд-псевдоним писательницы Авроры Дюдеван. (1804-1876)

Читаем биографию писательницы, выписываем 1-2 предложения, передающие основную мысль абзаца.

Чтение памятки «как работать с учебной статьей»?

3.Чтение и анализ сказки:

а) беседа по выявлению первичного восприятия;

-никакой библейский сюжет не напоминает вам сюжет сказки?(адам и ева. набожность и вера в вечную жизнь)

-о чем думает главная героиня? кто прав – она или учитель ботаники?

-о чем спорили цветы? Что их возмущало? Почему они доказывали свое преимущество перед красотой роз?

-что возмутило девочку? Как она назвала их разговоры?

-о чем рассказал ветерок?

-за что ветерок был отправлен на землю?

-Как отреагировали цветы, услышав историю розы? (радость, восхваление розы).

-чем победила красавица роза сына царя бурь?

б)определение композиционного приема

композиционные приёмы: повтор, усиление, противопоставление, монтаж, контаминация- зеркальная композиция (объединение приемов повтора и противопоставления). Монтаж- прием, при котором два образа, расположенные в произведении рядом, рождают некоторый новый, третий смысл, который появляется именно от их соседства. Так, например, в рассказе Чехова «Ионыч» описание «художественного салона» Веры Иосифовны соседствует с упоминанием о том, что из кухни слышалось звяканье ножей и доносился запах жареного лука. Вместе эти две детали создают ту атмосферу пошлости, которую и старался воспроизвести в рассказе Чехов.

Повтор в этой сказе+история ветерка внутри истории о цветах.

4. Подведение итогов урока, выводы.

Бабушка говорила о временах своего детства, когда она могла понимать, о чем говорят цветы.

Учителю, человеку равнодушному, прагматичному, язык цветов недоступен, поэтому он считает девочку больной.

Детям свойственна фантазия, близость к природе. Больны душой те люди, которым недоступно понимание

-какой урок преподает автор сказки? (добро побеждает зло)

-знаете ли вы случаи из жизни и сказок, когда добротой, кротостью, лаской добиваются больше, чем злом, грубостью?

Домашнее задание.

1.придумать сказку, которую могли бы рассказать цветы

2.вы придумываете костюмы и декорации к спектаклю по сказке Санд. Нарисуйте элементы композиции или детали костюмов.

3.Сочинение на тему: «Почему дух жизни победил разрушительную силу царя бурь?»

4.Найдите и выпишите из текста примеры сравнений и олицетворений



Как научиться работать с учебной статьёй?



Правило 1. Не старайся при чтении запомнить содержание статьи в полном объёме, но постарайся это содержание понять.

Правило 2. По ходу чтения статьи отмечай карандашом (или выписывай в черновик) все непонятные слова и справляйся о них в словарях. Значение незнакомых тебе слов можно узнать в толковом словаре. Происхождение слов - этимологическом словаре, их «историю» - в историко-этимологическом словаре.

Правило 3. Пониманию содержания учебной статьи способствует составление плана учебной статьи. Чтобы составить план статьи учебника, необходимо разделить текст на основные смысловые части, озаглавить каждую из смысловых частей и записать названия в их последовательности.

Правило 4. Особого внимания требуют слова, выделенные в статье жирным шрифтом. Как правило, эти слова являются терминами. Они обозначают определённые понятия в литературе. Уточнить определение слова-понятия можно в кратком словаре терминов в конце учебника или в литературоведческом словаре. При повторном чтении отметить карандашом те фрагменты текста, в которых эти термины объясняются. Проделав такую работу, ты определишь тот объем материала, который тебе необходимо запомнить.

Правило 5. Содержание учебной статьи нужно запомнить, а не заучить. Заучить - это повторить слово в слово, иногда не понимая смысла. Запомнить – это понять смысл, суть термина и уметь пересказать своими словами содержание понятия.

Правило 6. Запоминанию самой важной информации помогает пересказ или проговаривание вслух содержания учебной статьи, которую нужно запомнить.

Правило 7. Если в учебной статье содержатся вопросы, то на них надо обязательно постараться ответить. Как правило, эти вопросы настраивают тебя на чтение и понимание художественного произведения. На них можно ответить после работы с текстом, только не забывай этого сделать.