Урок
Жорж Санд «О чем говорят цветы»
Цели:
Образовательная – дать представление о жизни и творчестве Жорж Санд;
Развивающая – развить умение анализа произведения малой формы, умение определять основную мысль текста и ключевые слова;
Воспитательная – воспитать чувство любви к природе.
Ход урока
1.Организационный момент.
Вальс цветов Чайковского.
Сегодня мы с вами поговорим о произведении французской писательницы Жорж Санд «О чем говорят цветы».
2. 3накомство с личностью писателя:
Жорж Санд-псевдоним писательницы Авроры Дюдеван. (1804-1876)
Читаем биографию писательницы, выписываем 1-2 предложения, передающие основную мысль абзаца.
Чтение памятки «как работать с учебной статьей»?
3.Чтение и анализ сказки:
а) беседа по выявлению первичного восприятия;
-никакой библейский сюжет не напоминает вам сюжет сказки?(адам и ева. набожность и вера в вечную жизнь)
-о чем думает главная героиня? кто прав – она или учитель ботаники?
-о чем спорили цветы? Что их возмущало? Почему они доказывали свое преимущество перед красотой роз?
-что возмутило девочку? Как она назвала их разговоры?
-о чем рассказал ветерок?
-за что ветерок был отправлен на землю?
-Как отреагировали цветы, услышав историю розы? (радость, восхваление розы).
-чем победила красавица роза сына царя бурь?
б)определение композиционного приема
композиционные приёмы: повтор, усиление, противопоставление, монтаж, контаминация- зеркальная композиция (объединение приемов повтора и противопоставления). Монтаж- прием, при котором два образа, расположенные в произведении рядом, рождают некоторый новый, третий смысл, который появляется именно от их соседства. Так, например, в рассказе Чехова «Ионыч» описание «художественного салона» Веры Иосифовны соседствует с упоминанием о том, что из кухни слышалось звяканье ножей и доносился запах жареного лука. Вместе эти две детали создают ту атмосферу пошлости, которую и старался воспроизвести в рассказе Чехов.
Повтор в этой сказе+история ветерка внутри истории о цветах.
4. Подведение итогов урока, выводы.
Бабушка говорила о временах своего детства, когда она могла понимать, о чем говорят цветы.
Учителю, человеку равнодушному, прагматичному, язык цветов недоступен, поэтому он считает девочку больной.
Детям свойственна фантазия, близость к природе. Больны душой те люди, которым недоступно понимание
-какой урок преподает автор сказки? (добро побеждает зло)
-знаете ли вы случаи из жизни и сказок, когда добротой, кротостью, лаской добиваются больше, чем злом, грубостью?
Домашнее задание.
1.придумать сказку, которую могли бы рассказать цветы
2.вы придумываете костюмы и декорации к спектаклю по сказке Санд. Нарисуйте элементы композиции или детали костюмов.
3.Сочинение на тему: «Почему дух жизни победил разрушительную силу царя бурь?»
4.Найдите и выпишите из текста примеры сравнений и олицетворений
Как научиться работать с учебной статьёй?
Правило 1. Не старайся при чтении запомнить содержание статьи в полном объёме, но постарайся это содержание понять.
Правило 2. По ходу чтения статьи отмечай карандашом (или выписывай в черновик) все непонятные слова и справляйся о них в словарях. Значение незнакомых тебе слов можно узнать в толковом словаре. Происхождение слов - этимологическом словаре, их «историю» - в историко-этимологическом словаре.
Правило 3. Пониманию содержания учебной статьи способствует составление плана учебной статьи. Чтобы составить план статьи учебника, необходимо разделить текст на основные смысловые части, озаглавить каждую из смысловых частей и записать названия в их последовательности.
Правило 4. Особого внимания требуют слова, выделенные в статье жирным шрифтом. Как правило, эти слова являются терминами. Они обозначают определённые понятия в литературе. Уточнить определение слова-понятия можно в кратком словаре терминов в конце учебника или в литературоведческом словаре. При повторном чтении отметить карандашом те фрагменты текста, в которых эти термины объясняются. Проделав такую работу, ты определишь тот объем материала, который тебе необходимо запомнить.
Правило 5. Содержание учебной статьи нужно запомнить, а не заучить. Заучить - это повторить слово в слово, иногда не понимая смысла. Запомнить – это понять смысл, суть термина и уметь пересказать своими словами содержание понятия.
Правило 6. Запоминанию самой важной информации помогает пересказ или проговаривание вслух содержания учебной статьи, которую нужно запомнить.
Правило 7. Если в учебной статье содержатся вопросы, то на них надо обязательно постараться ответить. Как правило, эти вопросы настраивают тебя на чтение и понимание художественного произведения. На них можно ответить после работы с текстом, только не забывай этого сделать.