СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы в 7 классе "Война" и "Мир" в повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок сложный в подготовке и для учителя, и для учеников. Однако, результат не заставит себя ждать: дети не просто прочтут не самое простое для их понимания произведение, но и искренне заинтересуются творчеством автора и эпохой. 

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 7 классе "Война" и "Мир" в повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба"»

Урок литературы в 7 классе

«Война» и «Мир» в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

Цели урока:

  • образовательная: продемонстрировать расстановку сил в повести, подготовить обучающихся к дальнейшему восприятию понятия «герой литературного произведения»;

  • воспитательная: способствовать формированию общечеловеческих качеств (любви к родителям, уважительному отношению к женщине и т.д.)

  • развивающая: развивать творческие способности обучающихся, например через инсценировку.



Ход урока

  1. Актуализация мыслительной деятельности.

    1. Беседа.

  • Какие произведения Н.В. Гоголя уже изучали?

  • Чем запомнились его произведения? (Неповторимый язык, невероятный украинский колорит, удивительные герои и т.д.)

    1. «Опережающее» задание, подготовленное под руководством учителя учеником или группой учеников.

  • История создания повести «Тарас Бульба»

  • Отражение исторических событий в произведении.

  1. Проверка первичного восприятия текста.

    1. Блиц-опрос с последующей взаимопроверкой

  • Кто такие ляхи? (поляки)

  • Что такое горилка? (водка)

  • Что такое кулиш? (каша)

  • Где долгое время находились братья? (бурса)

  • Во что они были одеты? (длиннополые свитки)

    1. Лексическая работа.

  • Объясните значение непонятных слов: бурса, свитки.

  • Какие ещё слова, возможно, вызвали затруднение? Почему?

  1. Аналитическая работа с текстом.

    1. Инсценирование эпизода, заранее подготовленное учениками под руководством учителя

  • Встреча отца с сыновьями

    1. Оценивание

  • Удалось ли актёрам раскрыть характеры героев? Докажите свою точку зрения.

    1. Аналитическая беседа

  • Какие черты характера Тараса раскрываются уже в первой сцене?

  • Как проявляет себя каждый из сыновей?

  • Вспомним этот эпизод в киноверсии повести. Как думаете, почему Остапа сыграл именно Владимир Вдовиченков, а Андрия – Игорь Петренко? Чем, по вашему мнению, руководствовался режиссёр в выборе актёров? А кто из актёров, с вашей точки зрения, ещё больше подходит на эти роли? Почему?

  • Дома готовили цитатные характеристики героев. Зачитайте цитаты, характеризующие Тараса. Какого человека видим перед собой?

Вывод, который делают ученики под руководством учителя: Тарас даже в мирной жизни – воин. Он не видит смысла в своём существовании без войны и воинского товарищества, которые заменили ему семью, мирный труд. С самого начала повести автор показывает общее и разное в характерах братьев: за внешней схожестью скрывается разный внутренний мир. Если Остап – зеркальное отражение своего отца, то Андрий награждён ещё и человеческими качествами, помимо «бранной тревоги».

    1. Составление сравнительной характеристики братьев, которая оформляется в таблицу.

  • Какими братьев видим в бурсе?

  • Через какие поступки раскрывается характер Остапа? Хотелось бы вам дружить с таким человеком? Почему?

  • Через какие поступки раскрывается характер Андрия? Хотелось бы вам дружить с таким человеком? Почему?

  • Как характеризует каждого из сыновей отношение к матери?

Вывод, который делают ученики под руководством учителя. Герои повести представляют собой два мира: Тарас и Остап – люди непокорные, смелые, грубые, созданные лишь для «бранной тревоги», а Андрий, помимо боевых качеств обладает тонкой душой, открытой для «мирных» чувств: любви к матери, к женщине, к прекрасному, т.е. в нём больше человечности.

  1. Слово учителя (итоговый вывод урока)

Таким образом, разделив основных героев на два непримиримых лагеря, «войну» и «мир», автор обозначил суть конфликта, говоря о разрушительности войны и созидательности мира. Война, по мнению автора, - всегда трагедия, несущая смерти, разруху, голод, ломающая жизни людей, разъединяющая семьи. А ведь именно «бранная тревога» - основа жизни большинства героев повести. Значит, они творят зло, которое когда-нибудь вернётся к ним, словно бумеранг.

  1. Домашнее задание:

  • перечитать главы 2-4

  • составить цитатное описание Запорожской Сечи

  • индивидуально подготовить доклад на историческую тему «Быт и нравы Запорожской Сечи»