« Кто главный? »
конспект урока по «Окружающему миру» (ОС-2100) . 3 класс
тема: Органы цветкового растения
(урок –мастерская «Технология развития критического мышления через чтение и письмо»)
Ампилогова Наталья Сергеевна,
учитель начальных классов
МОБУ СОШ № 65 г.Оренбурга
Тема: «Кто главный»
Оборудование: интерактивная доска, видео- запись мультфильма «Пчела Майя», «Мудрые сказки тетушки Совы»
игровое поле + конверты с карточками, информационные карты, кокошники.
Этапы | ход |
СТАДИЯ ВЫЗОВА -актуализация и диагностика знаний обучающихся -мотивация на дальнейшую работу | Дети садятся в группы по 4 человека. -Тема нашего урока «Органы растения». Нарисуйте, пожалуйста, растение. После демонстрации рисунков, оказывается, что дети не нарисовали некоторые части ( корень, или плод, или цветок…) -Все ли части растения у вас указаны? Почему вы не нарисовали корень? Может это не значимая часть растения, и совсем ему не нужна? Какой же орган растения считать самым главным? |
-Давайте посмотрим мультфильм « Кто самый главный» (отрывок из мультфильма Пчела Майя, оттуда взяты все персонажи для урока) из цикла « Мудрые сказки тетушки Совы» (только заставка к мультфильму) Вдруг во время просмотра «исчезает» звук( по замыслу учителя) -Что же говорят герои мультфильма в защиту каждого органа растения? |
- Предлагаю самостоятельно озвучить мультфильм! Для этого нам необходимо составить речь для каждого героя мультфильма, в которой он будет защищать свой орган растения. -Пчелка будет произносить «восхвалялку» цветку -червячок «ворчалку», посвященную корню -стебель произнесет свою «тронную речь», -а от имени листа прозвучит «обращение к гусенице». (герои мультфильма появляются на доске-в классе интерактивная сенсорная доска-что очень облегчает работу учителя, не говоря уже о других её достоинствах) |
-Чтобы составить текст каждой речи воспользуемся игрой «Никогда», «Всегда», «Иногда». У вас в группе 4 человека, в конверте 4 цвета карточек, распределите их между собой, пусть каждый выберет карточки одного цвета и расположит их на игровом поле . -Давайте узнаем, что получилось. Проверим работу участников, которые работали с карточками зеленого цвета. (затем желтого и тд. Ответы дети сразу размещают на интеракт. доске. Выясняется, что мнения детей не совпадают по некоторым пунктам, следовательно, появляется необходимость в новых знаниях!) |
|
СТАДИЯ СОДЕРЖАНИЯ/ осмысления -работа с информацией -поиск ответов на собственные вопросы | -Ну что же , похоже мнения, разошлись! Как же мы тогда будем составлять речь для каждого героя нашего мультфильма? Предлагаю каждому участнику перейти к столам по цвету ваших карточек, там вы найдете информационную карточку, не забывайте правила работы с ней, помните, что полученную информацию вам надо будет передать участникам вашей группы. (прием-зигзаг) (участники с зелеными карточками отправляются к столу, где лежат информационные карты зеленого цвета, в которых идет рассказ о стебле, участники с синими карточками отправляются к столу, где лежат информационные карты синего цвета, в которых идет рассказ о корне, участники с красными карточками отправляются к столу, где лежат информационные карты красного цвета, в которых идет рассказ о цветке, участники с желтыми карточками отправляются к столу, где лежат информационные карты желтого цвета, в которых идет рассказ о листе) После возвращения дети делятся с участниками группы полученными знаниями. |
-Теперь, когда вы обладаете новыми знаниями, переместите карточки на игровом поле, если это необходимо. В результате получится так: Карточки зеленого цвета: (стебель) вода по сосудам стебля поднимается к листьям (всегда) питательные вещества к листья поднимаются по тем же сосудам, что и вода (никогда) внутри стебля может запасаться вода (иногда) Карточки синего цвета: (корень) все растения имеют корень (иногда) корень всасывает воду с помощью маленьких волосков (всегда) корень закрепляет растение в почве (иногда) Карточки красные цвета: (цветок) растения имеют цветы (иногда) растения размножаются семенами (иногда) цветок орган, из которого появляется плод с семенами (всегда) Карточки желтого цвета: (лист) листья выделяют кислород (иногда) листья нужны для образования органических веществ, необходимых для питания растений (всегда) листья могут превращаться в усики, хвоинки, колючки(иногда)  |
СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ -анализ информации -интерпретация информации (создание творческого продукта) | - Мы готовы к составлению текстов для персонажей нашего мультфильма. В своей речи вы можете использовать слова никогда, всегда, иногда. Распределяем персонажей по группам 1 группа –готовит восхвалялку, вторая- ворчалку, третья- тронную речь, четвертая-обращение. |
Каждая группа приготовила актера для исполнения роли персонажа, и мы приглашаем их на сцену. Запускается мультфильм, дети начинают озвучку, используя утверждения на карточках, с которыми работали в течение урока, но не забываем и о характере героя-на это указывают слова-восхвалялка, ворчалка, тронная речь ) Молодцы! Мы не только озвучили мультфильм. Но и узнали много нового об органах цветкового растения! |
вода по сосудам стебля поднимается к листьям |
вода по сосудам стебля поднимается к листьям |
питательные вещества к листьям поднимаются по тем же сосудам, что и вода | питательные вещества к листьям поднимаются по тем же сосудам, что и вода |
внутри стебля может запасаться вода |
внутри стебля может запасаться вода |
вода по сосудам стебля поднимается к листьям |
вода по сосудам стебля поднимается к листьям |
питательные вещества к листьям поднимаются по тем же сосудам, что и вода | питательные вещества к листьям поднимаются по тем же сосудам, что и вода |
внутри стебля может запасаться вода |
внутри стебля может запасаться вода |
листья выделяют кислород |
листья выделяют кислород |
листья нужны для образования органических веществ, необходимых для питания растений | листья нужны для образования органических веществ, необходимых для питания растений |
листья могут превращаться в усики, хвоинки, колючки | листья могут превращаться в усики, хвоинки, колючки |
листья выделяют кислород |
листья выделяют кислород |
листья нужны для образования органических веществ, необходимых для питания растений | листья нужны для образования органических веществ, необходимых для питания растений |
листья могут превращаться в усики, хвоинки, колючки | листья могут превращаться в усики, хвоинки, колючки |
Информационные карты (лучше на каждый стол-зеленый, синий, красный, желтый- положить по две карточки, так детям удобнее читать)
ЛИСТ наземных растений выполняет главную задачу- накормить все клетки растения. В листьях идет фотосинтез,-процесс приготовления питательных веществ.
Нежные листья защищены кожицей.
Листья некоторых растений умеют ловить насекомых, как настоящие хищники. На них имеются специальные липкие капельки (росянка), к которым приклеивается жертва, а потом они быстро закрываются и растворяют жертву внутри себя. А ещё листья умеют превращаться в ловчие кувшинчики, из которых попавшие туда насекомые не смогут выбраться.
Иногда лист видоизменяется в усики и может прикрепляться к опоре и удерживать все растение (горох). Или становиться хвоинкой, чтобы меньше испарять воды, или колючкой, чтобы защищать растение от гусениц и других животных.
С помощью СТЕБЕЛЯ растение преодолевает земное притяжение. Он дает опору листьям и подставляет их солнечным лучам. Стебель –это основная транспортная магистраль с двусторонним движением. От корня ко всем органам он разносит воду, а от листа органические вещества (сахар) по всему растению. Внутри стебля может запасаться вода (кактус).
Снаружи стебель покрыт корой, которая его защищает.
КОРЕНЬ служит якорем для всего растения, укрепляет его в почве. На корне в огромном количестве находятся выросты-волоски, которые выполняют главную функцию корня- всасывание воды. Корень сильно разветвлен, чтобы можно было захватить большую поверхность почвы.
Корень умеет расти наоборот, не вниз, а вверх, и тогда он выполняет другую работу-дыхание. Мощные корни мангровых деревьев растут от веток и помогают растению удерживаться в плавучем иле. Такие корни называют –ходульные. Они очень похожи на ходули.
ЦВЕТОК-орган размножения. Ярким цветом, душистым запахом, сладким нектаром цветок привлекает насекомых, которые переносят пыльцу с одного растения на другое. В результате этого внутри цветка завязываются семена. Из цветка, впоследствии получается плод, который необходим для распространения семян. Животное съедает плод вместе с семечком. Семечко защищено кожицей и поэтому внутри желудка не переваривается. Вместе с пометом оно падает на землю и прорастает.
Размножаются семенами только хвойные и цветковые растения. А папоротники, мхи, хвощи вместо семян имеют споры. Споры не содержат питательные вещества.
К
окошники для детей, которые представляют творческий отчет по уроку от своей группы, озвучивают мультфильм (или просто разыгрывают сценку)






Список использованных источников.
Литература:
Вахрушев А.А. Методические рекомендации для учителя. Окружающий мир. Обитатели Земли.– Москва: «Баласс», 2012.
С.И.Заир-Бек, И.В.Муштавинская. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2004.
Интернет-источники:
http://festival.1september.ru/articles/580663/
Источники иллюстраций: