Конспект урока по программе УМК «Гармония» для 3 класса по математике Учитель: Кузнецова Галина Яковлевна Образовательное учреждение: МАОУ СОШ №17 г. Улан-Удэ Тема урока: Применение сочетательного свойства умножения при вычислениях и решении задач Тип урока: Урок применения предметных ЗУН и УУД Цели: Учить применять сочетательное свойство при вычислениях и решении арифметических задач. Развивать вычислительный навык, логическое мышление, умение оценивать свою работу. Воспитывать трудолюбие, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца. Планируемые результаты: Личностные: Развивать учебно-познавательный интерес к учебному материалу и способам решения задач; Стремление преодолевать трудности в процессе познания; Проявлять интеллектуальную активность; Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в учебном процессе. Метапредметные: Принимать и сохранять учебную задачу; Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; Оценивать и корректировать правильность выполнения действий; Умение ориентироваться в своей системе знаний. Предметные: Привести в систему знания об изученном материале по сочетательному свойству умножения; Сформировать навыки вычислений; Применять знания таблицы умножения при вычислениях. Ход урока. |
1. Организационный момент | Цель: Настроить учащихся на работу, организация внимания. - Какое время года стоит на дворе? - Какое настроение вызывает у вас это время года? - А какое настроение у вас сейчас? - А хотите, чтобы у нас получился хороший урок? - Тогда давайте улыбнёмся друг другу и будем стараться выполнять все задания, помогать одноклассникам и давать полные ответы на мои вопросы. | Цель: Позитивно настроиться на урок, подготовиться к мыслительной деятельности и продуктивной работе на уроке. | Личностные. Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |
2. Актуализация знаний. | Цель: Способствовать созданию условий для эффективной работы на уроке. Какие свойства умножения записаны с помощью геометрических фигур? Как оно звучит? Следующее свойство как называется? Как оно звучит? - Для чего нужны эти свойства? | Цель: Обсудить решение учебной задачи. - Переместительное - Сочетательное Чтобы умножить число на произведение, можно умножить это число на первый множитель, а потом полученный результат умножить на второй множитель. - Для того, чтобы быстро считать, применять там, где мы ещё в чём – то затрудняемся. | Познавательные. Делать выводы на основе умозаключений. Коммуникативные. Высказывать свою точку зрения и аргументировать её. |
3. Целеполагание Устный счёт | Цель: способствовать созданию проблемной ситуации для постановки учебной задачи, организовать работу в парах. - Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? - Правильно, мы будем применять это свойство при решении задач, и ещё будем учиться оценивать свою работу. Тема урока: Применение сочетательного свойства умножения. - А для того, чтобы уметь работать с этим свойством, что необходимо хорошо знать? Работа в парах. Карточка. Делить слова по слогам Знать таблицу умножения Знать стихи А. С. Пушкина Знать названия компонентов при умножении Знать правило о перестановке множителей Игра «Живые числа» У детей карточки с числами 24, 48, 36, 56, 40, 42, 54, 72, 45, 81, 64. (одинаковые карточки могут быть у 2-3 учеников) 8 умножить на 3 Первый множитель 6, второй – 8. Чему равно произведение? 6 увеличить в 6 раз 5 умножить на 8 Найдите произведение чисел 8 и 9 9 умножить на 9 По 8 взяли 8 раз - Кто не выходил? - Вспомните таблицу. - Молодцы! Вы хорошо знаете таблицу умножения. Значит, можно работать с сочетательным свойством умножения. | Цель: осмыслить возникшую трудность при выполнении задания и определить учебную задачу на урок. - Повторять сочетательное свойство умножения и применять его где-то. - Таблицу умножения 24 48 36 40 72 81 64 Выходят дети с карточками: 54, 56, 42, 45 | Коммуникативные: - доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; – слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения; Регулятивные: – совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. |
4. Закрепление полученных знаний | Цель: выяснить степень усвоения учащимися материала, обеспечить положительную реакцию детей на ответы, мнение одноклассников. 1. Запись выражений под диктовку. - произведение 9 и 2 умножить на 4; - произведение 8 и 3 умножить на 3; - 2 умножить на произведение 4 и 8. 2. Работа в парах по карточкам. (4х3)х3= (7х2)х4= (6х4)х2= (8х5)х2= - Какую возможность даёт сочетательное свойство умножения? 3. Прочитайте выражения, записанные на доске. На доске: 21 х 3= 18 х 4= 16 х 3 = - Можем ли мы сразу найти значения этих выражений? Почему? - Как можно найти значение этих выражений? - Почему мы это сможем сделать? 4. Работа в группах по 4 человека. 15 х 3 = 12 х 3 = 25 х 2 = 45 х 2 = 2. Работа над задачей. 1.Устное решение задач. В тетрадях дети записывают только ответ, а на доске записывается решение. - Мама купила 2 трёхлитровые банки мёда. Сколько литров мёда купила мама? - У Вани было 2 коробочки по 8 самолётиков в каждой. Сколько самолётиков было у Вани? 2. На доске задача. Привезли для детского садика 5 ящиков с игрушками. В каждом было 2 коробки по 9 игрушек. Сколько игрушек привезли для детского садика? | Цель: применить полученные знания, опираясь на правило. Объяснение детей, как вычислить. Оценивают себя. 5 – нет ошибок 4 – 1 ошибка 3 – 2 ошибки 2 – более 2 ошибок - Быстро посчитать. Нет. Не умеем умножать двузначное число на однозначное. Заменить двузначное число на произведение двух множителей. - Знаем таблицу умножения. Оценивают себя. 5 – нет ошибок 4 – ошибки в вычислениях 3 –ошибки в решениях (9 х 2) х 5 = 90 9 х (2 х 5) =90 | Регулятивные: - в диалоге с учителем и другими учащимися учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. Личностные: самоопределение. Коммуникативные: - контролировать действия партнёра: - использовать речь для регуляции своего действия. |
5. Рефлексия | Цель: акцентировать внимание обучающихся на конечном результате учебной деятельности на уроке. - Какую цель ставили в начале урока? - Мы её достигли? - Кто считает, что понял смысл сочетательного свойства умножения? - Кто доволен своей работой на уроке? Почему? - Кто знает, над чем ему ещё надо поработать? - Посмотрите на свои оценки на полях и поставьте общую оценку. | Цель: осмыслить, оценить проделанную работу, сформулировать итог урока. | Познавательные: обобщать, классифицировать, делать выводы. |
6. Информация о домашнем задании. | Цель: создать условия для закрепления и применения изученного материала дома. Решить задачу другим способом. Карточка. | Цель: проявить волевые усилия, применить полученные знания. | Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи. |