Тема: Площадь прямоугольника (ч. 1: с.60, 61)
Тип урока: урок открытия нового знания (технология деятельностного метода)
Целевые установки:
предметные:
- познакомить со способом вычисления площади прямоугольника, используя правило/алгоритм; продолжить формирование навыков табличного умножения и деления для изученных случаев;
метапредметные:
Универсальные познавательные учебные действия:
1) Базовые логические действия:
—устанавливать связи и зависимости между математическими объектами;
—применять базовые логические универсальные действия:
сравнение, анализ, классификация (группировка), обобщение;
—приобретать практические графические и измерительные
навыки для успешного решения учебных и житейских задач;
—представлять текстовую задачу, её решение в виде
арифметической записи, текста в соответствии с
предложенной учебной проблемой.
2) Базовые исследовательские действия:
—проявлять способность ориентироваться в учебном материале разных разделов курса математики;
—понимать и адекватно использовать математическую терминологию: различать, характеризовать, использовать для решения учебных и практических задач;
—применять изученные методы познания (измерение)
3) Работа с информацией:
—читать, интерпретировать графически представленную информацию (схему, таблицу, диаграмму, другую модель);
—представлять информацию в заданной форме (дополнять таблицу, текст), формулировать утверждение по образцу, в соответствии с требованиями учебной задачи;
Универсальные коммуникативные учебные действия:
—конструировать утверждения, проверять их истинность;
строить логическое рассуждение;
—использовать текст задания для объяснения способа и хода
решения математической задачи; формулировать ответ;
—комментировать процесс вычисления, построения, решения;
—объяснять полученный ответ с использованием изученной
терминологии;
—в процессе диалогов по обсуждению изученного материала —
задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников, приводить доказательства своей правоты, проявлять этику общения;
—создавать в соответствии с учебной задачей тексты разного вида –описание (например, геометрической фигуры), рассуждение (к примеру, при решении задачи), инструкция (например, измерение длины отрезка);
—ориентироваться в алгоритмах: воспроизводить, дополнять,
исправлять деформированные; составлять по аналогии;
Универсальные регулятивные учебные действия:
1) Самоорганизация:
—планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий;
2) Самоконтроль:
—осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности; объективно оценивать их;
—выбирать и при необходимости корректировать способы действий;
—находить ошибки в своей работе, устанавливать их причины,
вести поиск путей преодоления ошибок;
3) Самооценка:
—предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их предупреждения (формулирование вопросов, обращение к учебнику);
—оценивать рациональность своих действий, давать им качественную характеристику.
Совместная деятельность:
—участвовать в совместной деятельности;
—осуществлять совместный контроль и оценку выполняемых
действий, предвидеть возможность возникновения ошибок и
трудностей, предусматривать пути их предупреждения.
Ход урока:
I Самоопределение деятельности:
- Улыбнитесь друг другу, нашим уважаемым гостям, мне, ведь «С маленькой удачи начинается большой успех!»
- Мы сегодня снова будем раскрывать тайны математики. Послушайте, что сказал великий русский учёный Михаил Васильевич Ломоносов об этой науке:
«Математику уже затем учить надо,
что она ум в порядок приводит».
М.В.Ломоносов
Откройте тетради, запишите число, классная работа
Математическая разминка:
1.Делимое 49, делитель 7.Частное?
2.Произведение 6 и 4?
3.Сколько пятёрок в числе 30?
4.Во сколько раз число 32 больше 4?
5.Какое число меньше 18 в 6 раз?
-Поменяйтесь тетрадями, осуществите взаимопроверку.
Итак, немножко размялись, думаю, что готовы работать?
II Этап целеполагания:
- Ребята, давайте попробуем сформулировать тему нашего урока.
треугольник четырёхугольник трапеция прямоугольник
- Что это? (Геометрические фигуры.)
- Назовите их.
- Из данного ряда геометрических фигур исключите 1 лишнюю фигуру. (Это треугольник.)
- Почему вы исключили треугольник? (Три стороны, три угла.А у остальных фигур четыре стороны, четыре угла.)
- Из состава оставшихся фигур исключите ещё 2 фигуры. (Трапеция и четырёхугольник.)
- Почему? (У данных фигур не прямые углы.)
- Какая фигура осталась? (Прямоугольник)
- Что такое прямоугольник? (Это четырёхугольник с прямыми углами и равными противоположными сторонами.)
- С какими фигурами мы сегодня будем работать? (С прямоугольниками.)
- В каких предметах окружающего мира можно встретить прямоугольник? (Детиприводят примеры)
- А вот что мы будем находить у прямоугольников сейчас узнаем.
- Решаем данные математические выражения. Их значениям соответствуют определённые буквы, подставляем их в таблицу, получится слово. Какое? Давайте узнаем.
7*5= щ 42:7= о
3*4= л 6*6= а
18:9= ь 5*5= п
3*9= д
25 | 12 | 6 | 35 | 36 | 27 | 2 |
п | л | о | щ | а | д | ь |
- Пожалуйста, сформулируйте тему нашего урока. (Площадь прямоугольника.)
- Вспомним тему прошлого урока.
- Что такое площадь фигуры? (место, которое занимает фигура)
-В каких единицах измеряется площадь фигуры? (в квадратных сантиметрах)
- Какие способы нахождения фигуры мы изучили на прошлом уроке? (на глаз, наложением, считали, сколько квадратных сантиметров помещается в фигуре)
- Попробуем найти площадь нашей доски, используя данные способами. Удобно ли будет измерить площадь доски такими способами? Почему?
- В соответствии с темой и с неудобством использования ранее изученных способов, какую цель мы поставим? (узнать более удобный способ нахождения площади прямоугольника)
III Работа по теме урока:
-Что за фигура перед вами на доске? (прямоугольник)
-Сколько квадратных см укладывается в нашем прямоугольнике? (12)
– Сколько квадратных сантиметров укладывается по длине прямоугольника? (4)
– Сколько квадратных сантиметров укладывается по ширине прямоугольника?(3)
– Как записать выражением 3 полосы по 4 квадратов?
– Что обозначает число 4? (длина)
– Что обозначает число 3? (ширина)
-Чему равно произведение этих чисел?
- А результат предыдущего способа чему равен?
- Кто может сформулировать правило нахождения S?
- Где можем проверить правильность нашего открытия?
- Проверим наше открытия с помощью учебника с.60. Прочитаем, какой вывод сделаем? (Мы оказались правы)
Чтение правила хором.
– Запишем формулу нахождения площади, используя буквенные обозначения сторон.S=a*b
IVПервичное закрепление.
1.)Уч.с.60, № 1. Что нужно сделать?
-Работаем с первой фигурой. Какова площадь прямоугольника КМАО? (12 см2)
Как узнали?
- Площадь в математике обозначается латинской буквой S, запишем в тетради № 1.
SАКМО=12см2,
- Запишите самостоятельно чему равнаSLDCB=6см2. Как узнали площадь второго прямоугольника?
-Вопрос для самых внимательных, площадь первого 12, второго 6. Во сколько раз первый, больше второго? (в 2 раза)
2.)Уч.с.60, № 2. Поработаем в паре, какие задачи вам нужно решить? Узнать площадь и ответить на вопрос площадь какого больше и на сколько?
- Даю Вам 2 минуты.
Площадь первого? (6см), второго? (12 см). Ответ: больше 2, на 6 см.
3.)Начертите в тетрадях прямоугольник, длина которого 9см, а ширина - 2см. Найдите его площадь. Выполняется задание с комментированием.
- Какими еще могут быть длины сторон прямоугольника с такой площадью? (3 и 6)
Физкультминутка
Начертите глазами отрезок, кончиком носа начертите латинскую букву S, правой рукой начертите прямой угол, левой рукой тупой угол, правой ногой квадрат, левой прямоугольник.
V. Самостоятельная работа в парах с самопроверкой.
На парте у каждого лежат геометрические фигуры. Задание. Сложить из нихпрямоугольники. Затем найдите площадь полученных фигур.
Работаем в парах, заполняя таблицу.
-Составить из этих фигур прямоугольники. Полученную фигуру вклеить в таблицу.
-Измерить длину, записать в таблицу.
-Измерить ширину, записать в таблицу.
-Найти площадь полученной фигуры, записать в таблицу.
| Фамилия Имя-------------------- |
№ | Полученная фигура (приклеить ) | длина | ширина | площадь |
| | 7 8 | 3 4 | 21 32 |
| | | | Вставьте пропущенное слово. Чтобы вычислить площадь прямоугольника, нужно найти его длину и ширину, а потом вычислить ___________ полученных чисел. |
-Сколько фигур получилось у каждой пары?
-Назовите площади этих фигур?
- Какой вывод вы можете заполнить в листах?
VI Работа над задачей
- Прочитайте.
-Что перед вами? Какие части задачи Вы знаете?
Длина прямоугольника 9 см, а ширина в 3 раза меньше. Чему равна площадь этого прямоугольника?
9:3=3 (см)- ширина
9*3=27 (см)
Ответ 27см2
Запас!!! Узнать площадь школьной доски (заранее измерить и посчитать на калькуляторе)
Уч.с.61, №7.
VII. Рефлексия деятельности.
- Что нового вы сегодня узнали?
-Скажите, чему научились?
- Как найти площадь прямоугольника?
-Как найти площадь квадрата?
- Можем ли мы найти площадь прямоугольника с размерами 30 метров и 6 метров? И как это сделать?
-Оцените свою работу?
(С помощью карандашей)
Зелёный – Все понятно, отвечали правильно, не было затруднений. Молодцы!
Синий – Допустили ошибки.
Красный - Надо еще поработать!
VIII. Домашнее задание
С. 61 №4, №5