Этап урока и его цель | Задача – результат каждого этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности. Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. | - психологически настроить детей на урок; - создать доброжелательную обстановку на уроке; - создать у школьников направленность на учебную работу. | Слайд 1 Все расселись по местам, никому не тесно, По секрету скажу вам: “Будет интересно! Слайд 2 Страна добра, страна чудес Известна всем с пеленок И побывать в ней каждый рад, И взрослый, и ребенок! - Из этой страны на наш урок прибыли герои мультфильмов. Они пришли не с пустыми руками, принесли с собой интересные задания. А мы давайте им покажем, какие мы внимательные, сообразительные и старательные. | Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, эмоционально настраиваются на урок. |
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии Цель: подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. Физминутка | - актуализировать опорные знания и изученные способы действий; - подготовить учащихся к изучению материала, необходимого для «открытия нового знания». | Слайд 3 1. Игра «Лови ошибку» И сразу первое задание от гнома. Игра «Лови ошибку» Старый гном, в подарок сыну Сделал счётную машину. К сожалению, она Недостаточно точна. Результаты перед вами Быстро всё исправим сами. 5 - 2=4 9 - 2=7 6 + 2=7 8 + 2=9 10 - 2=8 6 - 1=5 Смайлики. - Назовите правильный ответ. 2. Загадка. Послушайте загадку. У неё нет ничего: Нет ни глаз, ни рук, ни носа, Состоит она всего из условия с вопросом. - Что такое задача? («Задача – это математический рассказ, в котором есть условие и вопрос») - Какие составные части задач мы знаем? - Что такое условие задачи? (Это то, что известно в задаче.) - Что такое вопрос задачи? ( Это то, что надо найти.) - Что значит решить задачу? (Составить и решить числовое выражение.) 4. Соберите задачу. Слайд 5 - Шапокляк при поддержке крыски Лариски всегда мешают друзьям. И вот и сейчас, разбросали решённую задачу. Помогите собрать задачу в правильном порядке. Соедините линиями пары карточек. Возьмите карточку и в парах выполните первое задание. Проверка по эталону на слайде. - Оцените правильность выполнения работы. 5. Среди данных текстов найдите задачу. Работа в парах. Слайд 6 - «Прилетаю я как-то на Таити...» Так начинает рассказывать свою очередную историю Непоседа-попугай, по имени Иннокентий, или попросту Кеша. Он смотрит в огромных количествах телепередачи, поэтому в голове у него всё перемешалось. - Помогите Кеше найти среди данных текстов задачу. Докажите, что это задача. Обведите её номер. - Какие части должны быть в тексте задачи? (Условие и вопрос) - Каким цветом подчёркиваем условие и вопрос? - Выполняйте задание. Фронтальная проверка. - Под каким номером выбрали текст? - Почему вы решили, что данный текст является задачей? - Что известно в задаче? Какое условие задачи? - Что надо найти? Какой вопрос задачи? - Давайте устно ответим на вопрос задачи. - Какое числовое выражение у вас получлось? - Почему тексты под номером №1 и №2 нельзя назвать задачами? Слайд 7 | Учащиеся зелёным смайликом показывают правильный ответ, красным - неправильный. Отгадывают загадку. Учащиеся отвечают на вопросы. Соединяют линиями пары карточек. Ученики подчеркивают на листе, условие – синим цветом, а вопрос – зелёным. Учащиеся отвечают на вопросы. Учащиеся выполняют упражнения вместе героями мультфильмов. |
III. Этап выявления места и причины затруднений Цель: организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. | - выявить место и причины затруднения учащихся; -подвести учащихся к самостоятельной постановке и принятию учебных задач; - определить и сформулировать проблему. | Решение задачи и запись её в тетрадях. Слайд 8 - Вихрем ворвался в наш класс чудесный проказник Карлсон-сластёна. Вот он подкрепился и готов слушать, как вы решите его задачу. Проблемная ситуация. Решите задачу про Карлсона. - Карлсон съел сначала 3 банки варенья, потом ещё столько же. Будет ли Карлсону плохо? - Является ли этот рассказ задачей? Нет.- Условие есть, вопрос есть, а почему вы думаете, что это не задача. (Нельзя составить числовое выражение) Да. - Какой вопрос задачи? Сможем ли мы составить по вопросу числовое выражение?) (Вопрос не предполагает, составления числового выражения. Мы не можем выполнить математическое действие. Задача не решается математически.) | Учащиеся высказывают свою точку зрения. |
IV. Этап построения проекта выхода из создавшейся ситуации Цель: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации. | - построить проект выхода из затруднения (ставят цель, согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели). | - Что же нужно сделать, чтобы этот текст стал задачей? (изменить вопрос) - Как вы думаете, чему мы будем учиться сегодня на уроке? - Давайте откроем учебники и проверим, совпадает ли тема, сформулированная вами, с темой в учебнике? - Так чему же мы будем учиться на уроке? - Измените вопрос, чтобы задача решалась математически? (Сколько всего банок варенья съел Карлсон?) Слайд 9 Восстановление деформированного плана работы над задачей. - Чтобы решить полученную задачу, нужно вспомнить план работы над задачей. - Карлсон хотел нам помочь, но потоком воздуха от пропеллера все пункты плана перемешались. Давайте расставим карточки в правильном порядке. Задача 1. Прочитай задачу. 2. Найди условие. 3. Найди вопрос. 4. Составь схему. - Банки изображаем квадратиками. - Покажи вопрос на схеме. 5. Запиши решение. - Какое действие выберем для решения задачи? Почему? 6. Запиши ответ. - Для того, чтобы записать ответ, что надо вспомнить? ( вопрос) - Какой вопрос задачи? | Формулируют тему и цели урока с помощью учителя. Уч-ся придумывают вопрос. Расставляют карточки по порядку. Читают задачу полностью. Читают только условие задачи. Карлсон съел сначала 3 банки варенья, потом ещё столько же. Рисуют схему. ◘ ◘◘◘◘◘ Говорят вопрос. Сколько банок всего варенья съел Карлсон? Записывают решение. 3+3=6 (б.) Записывают ответ. Ответ: 6 банок. |
V. Реализация построенного проекта Цель: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще. | - организовать ситуацию решения учебной задачи, систематизировать полученную информацию. | Слайд 10 - Давайте вернёмся к текстам №1 и №2, которые составил попугай Кеша, и проанализируем их. - Что же нужно сделать, чтобы эти тексты стали задачами? ( дополнить) - Дополните текст №1 до задачи. - Какой части не хватает? (условие) - Дополните текст условием. (Составьте условие к данному вопросу.) - Давайте устно решим её. - Дополните текст №2 до задачи. - Какой части не хватает? (вопроса) - Дополните текст вопросом. (Поставь вопрос к данному условию.) | Дополняют тексты до задачи. Решают устно задачи. |
VI. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи Цель: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач, с проговариванием во внешней речи. | - организовать с помощью учителя выполнение каждым учащимся заданий на новый способ действий (применение знаний в новой ситуации); - установить правильность и осознанность усвоения учебного материала, выявить пробелы, неверные представления и их скорректировать | 2. Работа по учебнику. №7 стр.5 - Найдите 4 задание. - Что мы должны сделать в этом задании? ( Дополнить условие и решить задачу) - Дополните условие задачи. - Сколько могло быть чёрных и белых кроликов? - Ксюша, решим твою задачу, прикрепи рисунки кроликов на доску. - Какой вопрос задачи? - Покажи на модели. - Решим задачу устно. - Какое действие выберем для решения задачи? Почему? - Какое числовое выражение у вас получилось? - Ответьте на вопрос задачи. | Дополняют условие задачи, моделируют задачу и решают её. |
VII. Этап включения в систему знаний и повторения Цель: повторение и закрепление ранее изученного материала. | - повторить и закрепить ранее изученное по теме «Сложение и вычитание в пределах 10» | Слайд 12 Работа по карточкам. - Трям! Вас приветствует веселый выдумщик Медвежонок. Медвежонок и Ежик собирают букет ромашек своему другу Зайцу. Давайте посчитаем, сколько они уже собрали ромашек. | Обучающиеся выполняют задания в тетрадях. Затем осуществляют самопроверку |
VIII. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке Цель: осознание обучающимися своей учебной деятельности; самооценка результатов своей деятельности и всего класса. | - установить соответствие между поставленной целью и результатом урока; - зафиксировать новое содержание, изученное на уроке; - зафиксировать неразрешенные затруднения как направления будущей учебной деятельности; - организовать рефлексию и самооценку учащихся; - проанализировать и оценить успешность достижения цели. | - Ну что ж, наш сегодняшний урок подходит к концу. А в конце принято подводить итоги и делиться впечатлениями. - Чему учились на уроке? - Какие задания вам понравились? - Какие задания оказались трудными? - За что себя можешь похвалить? А теперь определите на нашей лестнице успеха своё место. Лестница успеха (учимся оценивать своё эмоциональное состояние) Верхняя ступенька. - Урок прошёл удачно: я активно участвовал в работе класса, с заданиями справился успешно. Я доволен собой. Средняя ступенька - Сегодня на уроке не все задания оказались такими уж лёгкими. Мне было трудно, но я справился. Я вполне доволен собой! Нижняя ступенька - Задания на уроке оказались слишком трудными. Мне нужна помощь! Слайд 13 - Не огорчайтесь, если у вас что-то не получилось сегодня. Вы все старались и поэтому все молодцы! Герои мулльтфильмов вас благодарят за работу и дарят вам подарок. | Соотносят цели урока и результатов собственной деятельности. Формулируют полные ответы на вопросы. Определяют место на лестнице успеха, прикрепляя на ней фигурку человечка. |