СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок МХК по теме: "Зарубежная музыка 20 века. Стили и направления"

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

  1. сформировать представление о развитии классико-романтическом направлении в музыке (творчество Густава Малера), экспрессионизма в музыке (Арнольд Шёнберг и новая венская школа), становлении национальных школ в музыке: немецкой (Пауль Хиндемит), английской  (Бенджамин Бриттен), венгерской (Белла Барток), американской (Джордж Гершвин), бразильской (Эйтор Вило-Лобос), о развитии джазовой, рок- и поп-музыки в 20 веке.
  2. актуализировать понимание явления модернизма в художественной культуре;
  3. создать условия для усвоение таких понятий как: модернизм и экспрессионизм в музыке, додекафония, атональная музыка, неофольклоризм, пентатоника, джаз, полиритмия, спиричуэлс, блюз, ритм-энд-блюз, регтайм, свинг, бибоп, стиль кантри, музыка вестерн, рок-музыка: блюз-рок, хард-рок, хэви-металл, рок-опера, поп-музыка, мюзикл.
  4. воспитывать уважительное отношение к творчеству и индивидуальному видению мира творца музыкального искусства;
  5. развивать эстетический взгляд и эстетический вкус, способность анализировать и рефлексировать действительность и её объективные процессы.

Просмотр содержимого документа
«Урок МХК по теме: "Зарубежная музыка 20 века. Стили и направления"»

Тема урока: «Зарубежная музыка 20 века. Стили и направления»

Цель урока: создание представления о развитии зарубежной музыки в 20 веке.

Задачи:

  1. сформировать представление о развитии классико-романтическом направлении в музыке (творчество Густава Малера), экспрессионизма в музыке (Арнольд Шёнберг и новая венская школа), становлении национальных школ в музыке: немецкой (Пауль Хиндемит), английской (Бенджамин Бриттен), венгерской
    (Белла Барток), американской (Джордж Гершвин), бразильской (Эйтор Вило-Лобос), о развитии джазовой, рок- и поп-музыки в 20 веке.

  2. актуализировать понимание явления модернизма в художественной культуре;

  3. создать условия для усвоение таких понятий как: модернизм и экспрессионизм в музыке, додекафония, атональная музыка, неофольклоризм, пентатоника, джаз, полиритмия, спиричуэлс, блюз, ритм-энд-блюз, регтайм, свинг, бибоп, стиль кантри, музыка вестерн, рок-музыка: блюз-рок, хард-рок, хэви-металл, рок-опера, поп-музыка, мюзикл.

  4. воспитывать уважительное отношение к творчеству и индивидуальному видению мира творца музыкального искусства;

  5. развивать эстетический взгляд и эстетический вкус, способность анализировать и рефлексировать действительность и её объективные процессы.

Технические средства: презентация, аудио-фрагменты, раздаточный материал (в приложении к уроку).

Межкурсовые и внутрикурсовые связи: модернизм в художественной культуре 20 века за рубежом и в России в разных видах искусства.



Ход урока

  1. Организационный момент.

    • Знакомство с учениками 1 минута

    • Положительный настрой на урок 1 минута


«Давайте наш урок начнём с улыбки.

Ведь улыбка – вещь бесплатная, простая и понятная,

Смешная и приятная, доступная для всех.

Когда мы улыбаемся, мы самоисцеляемся,

И силой наполняемся, дарующей успех».

2. Актуализация знаний. 5 минут

На прошлых уроках вы говорили о развитии художественной культуры 20 века, как в Европе, так и в России. Давайте вспомним основные особенности развития художественной культуры эпохи модернизма, в частности искусства и архитектуры.

(Примерный ответ учащихся и примерное обобщение учителем)

20 век - время «неслыханных перемен» и «невиданных мятежей», научно-технического прогресса и острых политических катаклизмов – обусловил глубокие и серьёзные изменения в искусстве, определил новые и оригинальные пути его развития. С одной стороны, искусство 20 века – это отказ от старых художественных традиций, попытка творчески переосмыслить классическое наследие прошлого. С другой – это более чем смелые новации, эксперименты, не ограниченные какими бы то ни было рамками и условностями. Никогда ещё художник не был так свободен в своём творчестве. Создавая картину мира, он получил реальную возможность ориентироваться на собственный вкус и пристрастия.

Искусство 20 века необычайно разнообразно. Порой оно представляется сплошным нагромождением стилей, направлений, течений и школ, одновременно взаимодействующих и противоборствующих между собой. Вместе с тем этот противоречивый процесс в полной мере отражает характерные особенности своего времени. Он лишён логики, имеет общие тенденции развития, подчиняется определённым закономерностям и правилам.

Впервые искусство отказывается от подражания миру, воспроизводить модель мира. Искусство не подражает, а моделирует действительность по собственному проекту. Усилия направлены, чтобы выявить в реальном мире его реальные глубинные первоосновы.

Зарождаются новые направления: модерн, фовизм, экспрессионизм, футуризм, сюрреализм, кубизм, абстракционизм и т.д. Почти каждое направление опирается на свою разработанную теорию.

  1. Сообщение темы и целей урока 5-7 минут

Давайте послушаем ваши любимые композиции в ваших телефонах. Каких композиций больше русских или зарубежных. Почему?
(ответы детей)

Тема сегодняшнего урока: «Зарубежная музыка 20 века. Стили и направления». Как вы думаете, какие цели мы должны поставить на уроке? (ответы детей). Зачем нам необходимо знать о тенденциях развития зарубежной музыки в 20 веке? (ответы детей).


4. Изучение нового материала урока

4.1. Вступительный рассказ учителя и одновременная работа по рабочему листу урока. 10-15 минут

Какими только эпитетами не награждали музыку 20 века: «модернистская», «элитарная», «авангардистская», «дегенеративная», «буржуазная», «большевистско-пропогандисткая», «революционная», «попсовая». Разобраться в этом калейдоскопе определений не просто, поэтому обратимся лишь к самым значительным, ярким именам и явлениям музыкальной культуры 20 века, определившим её общий характер и основные пути развития. Частая смена художественных направлений, течений и стилей открыла безграничные возможности для слушателей, удовлетворяя самые изысканные и самые непритязательные вкусы человека.

На первый взгляд может показаться, будто между музыкальным искусством XX в. и всех предшествующих столетий лежит пропасть - столь велики различия в звуковом облике произведений. Даже сочинения 10-30х гг. многим слушателям представляются очень сложными, резкими по звучанию, излишне напряжёнными.

На самом деле в XX в., как и в любые другие эпохи, музыка точно отражала эмоциональную и духовную жизнь людей. По сравнению с предшествующими столетиями темп жизни человека ускорился, её ритм стал более жёстким и напряжённым. Трагические повороты истории - войны, революции, тоталитарные режимы, появление ядерного оружия - не только обострили душевные противоречия, присущие людям во все времена, но и поставили человечество на грань уничтожения. Именно поэтому тема противостояния жизни и смерти стала ключевой в музыке XX в.

Не менее важной оказалась для искусства и проблема самопознания личности. Научные разработки в области психологии, особенно в теории психоанализа (эта наука изучает подсознание, т. е. те стороны психики, которые не поддаются контролю разума), вызвали стремление проникнуть в потаённые глубины внутреннего мира человека. В музыку вошёл таинственный и странный мир снов, неосознанных желаний и инстинктов. Новое содержание требовало новых форм, и многие композиторы пришли к идее радикального обновления музыкального языка. Прежде всего, они отказались от традиционной европейской системы ладов и тональностей. Музыканты уже не ограничивались рамками мажора или минора, не ориентировались на семи звучный звукоряд конкретной тональности. Появилось понятие атональная музыка. Это музыка, в которой чёткая система тональностей на слух не определяется, а аккордовые созвучия (гармонии) связываются друг с другом свободно, без соблюдения строгих правил. Одновременно в XX столетии были изобретены новые способы организации звуков в произведении; использовались и европейские традиции, и традиции иных культур - китайской, индийской, африканской и др. Вместе с тем, выдвигая новые музыкальные принципы, 20 век с трудом преодолевал романтические тенденции, вновь и вновь искал опору в традициях старинной музыки барокко и классицизма. Выдвинутый И.Стравинским лозунг «Назад к Баху!» лишний раз подтверждал прочность классических традиций в музыке. Но время смелых поисков и экспериментов уже диктовало новые пути развития музыкальной культуры.


Что же в сущности изменилось в музыке 20 столетия?

«Музыка модернизма» (в тетрадь)

Новое музыкальное мышление конца 19-начала 20 в. «выстраивалось» в русле модернизма и развивалось параллельно с изобразительным искусством, литературой, театром и кино. На целое десятилетие модерн определил лицо эпохи и дал ряд гениальных сочинений, имеющих непреходящее значение.

Известный музыкальный критик Жан Кокто в манифесте «Петух и Арлекин» - заметки о времени обрушивался на принципы импрессионизма и очерчивал круг задач, стоящих перед композиторами нового времени:

«Хватит облаков, волн, аквариумов, наяд, ночных ароматов. Нам нужна музыка земная, музыка повседневности. Мы хотим музыки острой и решительной… Чтобы быть правдивым, нужно быть твёрдым…»

Композиторы начала века ответили на этот призыв по-своему…


Густаву Малеру – одному из талантливейших австрийских композиторов и дирижёров суждено было связать музыкальную культуру двух столетий. В своём творчестве он завершил этап романтизма и положил начало модернизму. В жанре симфонии он увидел безграничные возможности для экспериментов в области совершенствования формы и выражения наиболее существенных проблем своего времени. В симфонических произведениях он говорил о вечных проблемах бытия: жизни и смерти, хаосе и гармонии. Главный интерес композитора находился в сфере человеческой личности, которую он считал высшей ценностью мироздания. Музыку Малера отличает глубокое сострадание и предельная искренность к каждому человеку.


Прослушивание фрагмента симфонии-контаты «Песнь о земле» или «Четвёртой симфонии»


«Экспрессионизм в музыке» (в тетрадь)

От трагичной и одновременно просветлённой музыки Малера путь лежал к творческим поискам экспрессионизма. От латинского expressio – выражение, выявление. Новое направление в музыке первых десятилетий 20 века отражало трагические переживания и глубочайшие потрясения человека времён Первой мировой войны: страх отчаяние, одиночество, болезненную напряжённость. Основоположник экспрессионизма в музыке Арнольд Шёнберг писал:

«Искусство – есть крик о помощи тех, кто переживает в себе судьбу человечества».

Экспрессионизм сложился в Австрии и был представлен творческим содружеством Арнольда Шёнберга, Альбана Берга и Антона Веберна. В историю музыки это содружество вошло под названием «новой венской школы». Творческие поиски композиторов привели к созданию собственной музыкальной системы, получившей название «додекафония». Сочинение подобной музыки нарушало традиционные представления о ладе и гармонии и представляло собой сложный процесс, когда композитор оперировал не столько темами и мелодиями, сколько созданными звуковыми формулами. Вот почему Шёнберг не раз уподоблял сочинение чисто умозрительному конструированию.

Экспрессионизм в музыке положил начало многим авангардистским течениям, в частности атональной музыке.

Шёнбергу принадлежит создание произведений почти во всех музыкальных жанрах: контаты, монооперы, оркестровых, фортепианных, хоровых сочинениях. Нацисты, пришедшие к власти объявили музыку Шёнберга «дегенеративным искусством», он эмигрировал в США.

Прослушивание фрагмента из творчества композиторов Новой венской школы.


4.2. Самостоятельная работа с материалом учебника с.330-333 по истории становления национальных школ музыки. 15 минут

Материал делится для пяти учеников согласно странам, где развиваются национальные школы музыки. Первый ученик рассматривает материал, связанный с творчеством немецкого композитора Пауля Хиндемита, второй ученик рассматривает материал об основоположнике английской музыкальной школы Бенджамине Бриттене. Третий ученик – творчество венгерского композитора Белы Бартока, четвёртый ученик – творчество американского композитора Джорджа Гершвина, пятый ученик – творчество бразильского композитора Эйтора Вила-Лобоса.


4.3. Взаимообучение и прослушивание музыкальных фрагментов

После самостоятельной работы учащиеся рассказывают особенности творчества того композитора, о котором они читали. По ходу рассказа детей прослушиваются фрагменты произведений дынных композиторов.


5. Первичное закрепление

  • Какие черты характерны для музыки модернизма?

  • Почему творчество Малера принято рассматривать как связующее звено между 19 и 20 веком?

  • Что характерно для музыки экспрессионизма?


6. Продолжение изучения нового материала

  1. 1. Рассказ учителя о появлении джаза


- Что вы знаете о джазе?


В XX столетии в США появился новый вид музыкального искусства - джаз. Он возник в результате сплава традиций европейской и афроамериканской музыки (значительную часть населения США составляют потомки африканских рабов). В основе джаза лежит импровизация. Джазовый импровизатор - это не композитор и исполнитель в одном лице, а особый тип художника. Он создаёт музыкальное произведение во взаимодействии с партнёрами по ансамблю, поэтому импровизация - это искусство игры, диалога, многостороннего общения на языке музыки. Смысл её заключается не в результате, а в процессе. Говоря об импровизации, можно провести аналогию с живым языком, на котором мы говорим. Импровизация - это музыкальная речь, которой также присущи "словарь" и "грамматические правила" - набор мотивов, интонаций и способов их сочетания. В совокупности все выразительные средства воспринимаются как стиль. Другая особенность джаза - сложный ритм, который берёт своё начало в африканской музыке. Ритм создаётся игрой на барабанах. Слуху европейца порой трудно уловить особенности строения и тончайшие вариации такой музыки, которая подчиняется определённым законам, главным из которых является полиритмия – одновременное сочетание двух или более различных ритмов.

Среди трёх или четырёх участников ансамбля есть ведущий исполнитель на барабане. Он выбирает определённый ритм, а другие (иногда несколько часов подряд) варьируют заданный ритм, противопоставляя ему свой ритмический рисунок. Задача каждого из исполнителей сводится к тому, чтобы не допустить повторов и совпадений в звучании инструментов и голосов вокальной группы. Хлопки в ладоши всех присутствующих объединяют возникающий диссонанс. Таким образом, при исполнении африканской музыки нет разделения на актёров и слушателей: обычно все участвуют в этом процессе.

Европейская и африканская народная музыка с её ритмической чёткостью и коллективной импровизацией составляют основу американской джазовой музыки.

    1. Заполнение таблицы в рабочем листе, опираясь на материал учебника. Такие понятия как бибоп, модальный джаз, стиль кантри, музыка вестерн запишите дома в тетрадь.


    1. Прослушивание музыкального фрагмента из творчества Элвиса Пресли.


  • О каком этапе развития музыкального искусство мы будем говорить далее? (о развитии рок-музыки и в частности рок-н-ролла)

  • Что вы знаете об этой музыке, о её течениях, о её исполнителях? (ответы детей)


    1. Рассказ учителя о развитии рок-музыки

Во второй половине XX в. возникло новое явление художественной культуры - рок музыка (англ, rock music), или рок. Оно объединило музыкальное, поэтическое, сценическое и другие виды искусства. Рок музыке сложно дать однозначное определение. Это связано как с её постоянным развитием - появлением новых направлений, стилей и жанров, так и с отсутствием каких бы то ни было строгих правил, регламентирующих авторскую и исполнительскую деятельность рок музыкантов. Каждое последующее рок поколение отвергало достижения предшественников, а представители разных направлений зачастую отрицали принадлежность друг друга к року. Поэтому любые определения рок музыки носят относительный, временный характер. Как музыкальное явление рок начал формироваться в 50х гг. в США. В той или иной степени на его развитие повлияли блюз, джаз, кантри др. Ведущая роль в этом процессе принадлежала блюзу - песенному и инструментальному фольклору афроамериканцев. С течением времени рок музыка включила в себя также черты многих других музыкальных традиций.

Становление рок музыки происходило в тесном взаимодействии с общественными движениями, от стаивавшими права молодёжи, расовое и социальное равенство, отказ от применения военной силы и т. д. Рок музыка способствовала разрушению расовых и социальных барьеров и во многом изменила мировоз зрение и образ жизни американцев и европейцев. Однако со временем рок в значительной степени утратил общественную значимость. Первым направлением рок музыки, завоевавшим международную известность в середине 50х гг., стал рок н ролл (англ, rock'n'roll, от rock and roll - "раскачиваться и вращаться"). Рок н ролл - это прежде всего танцевальная музыка. Он представляет собой сочетание упрощённого и быстрого по темпу ритм энд блюза с музыкой кантри. Рок н ролл пользовался популярностью у американской молодёжи в 50х гг., но к концу десятилетия от ношение к нему изменилось. Первое поколение поклонников рок н ролла повзрослело, а многие звёзды по разным причинам покинули сцену.

В конце 50х гг. в Англии, куда увлечение рок н роллом пришло из США, появились собственные исполнители, музыку которых англичане назвали бигбит (англ, big beat - "большой бит"), или просто бит. Наиболее выдающиеся представители этого направления - группа "Битлз" (англ. The Beatles, от beat - "бит" и beetles - "жуки").

  • Что вы знаете о «Битлз»?

Первоначально "Битлз" исполняли известные рок н роллы заокеанских кумиров, но вскоре обратились к сочинению собственных композиций. Мелодический дар ведущих авторов группы - Джона Леннона и Пола Маккартни позволил "Битлз" завоевать популярность в Великобритании, а впоследствии и во всём мире. Уже в 1963 г. влиятельная британская газета "Тайм" назвала Леннона и Маккартни "выдающимися английскими композиторами", а "Санди тайм" пошла ещё дальше, заявив, что они "самые великие композиторы со времён Бетховена". "Битлз" сумели найти собственный стиль в музыке, оркестровках, текстах, сценическом поведении и т. д. Новизна их музыкального мышления на целое десятилетие превратила группу из провинциального Ливерпуля в законодателей рок музыки, зало живших основы многих её течений, а их творчество - в одно из наиболее ярких явлений в культуре XX в. Главная же заслуга "Битлз" - в том, что рок музыка, бывшая танцевальной и развлекательной, приобрела репутацию серьёзного искусства.

6.5. Пение песни «yesterday» (по желанию учеников)

Yesterday

Yesterday,
All my troubles seemed so far away
Now it looks as though they're here to stay
Oh, I believe in yesterday

Suddenly,
I'm not half the man I used to be
There's a shadow hanging over me
Oh, yesterday came suddenly

Why she had to go I don't know,
She wouldn't say
I said something wrong,
Now I long for yesterday

Yesterday,
Love was such an easy game to play
Now I need a place to hide away
Oh, I believe in yesterday

Why she had to go I don't know,
She wouldn't say
I said something wrong,
Now I long for yesterday

Yesterday,
Love was such an easy game to play
Now I need a place to hide away
Oh, I believe in yesterday


    1. Рассказ учителя


К концу 60-х годов возникло множество музыкальных направлений рок-музыки. Возросла роль импровизации, инструментальной музыки, увеличилось время исполнения композиций. Границы между направлениями рок-музыки весьма условны, так как творчество каждой из групп могло включать характерные особенности нескольких из них. Одним из таких направлений стал блюз-рок, вобравший черты фольклора (фолк-рок), классической музыки (арт-рок), джаза (джаз-рок).

Одним из ярких представителей блюз-рока стала группа «Роллинг Стоунз» (катящиеся камни). Лидео группы - Мик Джаггер.

Прослушивание фрагмента из творчества «Роллинг Стоунз»

Н рубеже 60-70 веков складывается новое направление рок-музыки – хард-рок.

  • Какие музыкальные группы относятся к этому течению рок –музыки?

(Лед Зеппелин – свинцовый дирижабль, Дип Пёрпл – Яркий пурпур, Блэк Сэббат - чёрный шабаш)

Прослушивание одного из фрагментов


В 70 годы хард-рок получил новый стиль - хэви-металл. Одним из жанров рок – музыки становится рок-опера – театрализованное представление с сюжетом, действующими лицами и декорациями. Выдающимся произведением этого жанра является рок-опера «Иисус Христос – суперзвезда» Эндрю Ллойда Уэббера. (по возможности посмотреть фрагмент). Не меньшей популярностью пользуется и жанр мюзикла – музыкального произведения со «вставными номерами», придающими сюжету особую эмоциональную окраску.

  • Какие мюзиклы вам известны?

Так же во второй половине 70 годов развивается поп-музыка.

  • Какие исполнители этого направления зарубежной эстрады вы знаете? Об одном из них дома сделайте сообщение.


  1. Закрепление («блеф-клуб»)

  2. Рефлексия – ресурсный круг.

Что я слышу, когда говорят «зарубежная музыка 20 века»

Что я вижу, когда говорят «зарубежная музыка 20 века»

Что я чувствую, когда говорят «зарубежная музыка 20 века»


9. Д\З параграф 27, термины в тетрадь, сообщение о исполнителях