МКОУ «Ботаюртовская средняя общеобразовательная школа имени Н.П.Жердева»
Урок мужества, посвященный Всероссийской общественно-государственной инициативе
«Горячее сердце»

Подготовила и провела учитель русского языка и литературы
Ибрагимова Луиза Бадрюдиновна
17.02.2017г.
Цель: развитие представлений обучающихся об осознанных поступках людей, отражающих их нравственную силу при преодолении страха на примерах отважного поведения их сверстников.
Задачи: - мотивация обучающихся к проявлению неравнодушного, ответственного отношения к различным жизненным ситуациям;
- включение обучающихся в социально-полезную деятельность, основанную на примерах «горячих сердец» России;
- организация взаимодействия обучающихся с молодежными и детскими общественными объединениями, некоммерческими организациями, институтами гражданского общества;
- повышение познавательного интереса обучающихся к социально значимой общественной деятельности, направленной на заботу о представителях старшего и младшего поколения, а также неравнодушного отношения к людям, нуждающимся в помощи.
Ход классного часа.
1. Чтение стихотворения.
Чтец: Молодость! Возьми с собой в дорогу
Самую заветную мечту,
За людей душевную тревогу,
Сердца жар и мыслей красоту,
Мужество во всем и до конца,
Верность другу,
Преданность отчизне,
Имя гражданина и борца.
Учитель: Ребята, как вы думаете, что такое мужество? Какого человека называют мужественным?
-Мужество – спокойная храбрость, присутствие духа в беде, опасности.
-Мужество – храбрость, отвага, доблесть.
-Мужество – присутствие духа, осознание своей внутренней силы и уверенность в себе в трудных обстоятельствах.
-Мужество – это способность действовать решительно и целесообразно в сложной или опасной обстановке, контролировать импульсивные порывы, преодолевать возможные чувства страха и неуверенности.

2. Чтение и обсуждение высказываний о мужестве, написанных на доске.
«В жизни всегда есть место подвигам» (Максим Горький)
«Мужество воспитывается изо дня в день в уверенном сопротивлении трудностям» Н.А.Островский)
«Всякий мужественный, всякий правдивый человек приносит честь своей родине» (Ромен Роллан)
«Истинное мужество обнаруживается во время бедствия» (Ф.Вольтер)
«Дерзайте Отчизну мужеством прославить» (М.В.Ломоносов)
Учитель: Ребята, сегодня мы с вами проводим урок мужества, посвященный Всероссийской общественно-государственной инициативе «Горячее солнце». Это новый проект Фонда социально-культурных инициатив, который реализуется с ноября 2013 года. Основной целью этой инициативы является чествование и выражение признательности детям и молодежи в возрасте до 23 лет, проявившим неравнодушие и активную жизненную позицию, совершившим героические и мужественные поступки, бескорыстно пришедшим на помощь людям, а также преодолевшим трудные жизненные ситуации. Каждый год на торжественных церемониях в Москве и регионах РФ проходит награждение лауреатов. Ежегодно по итогам проекта издается Почетная книга «Горячее сердце», в которой рассказывается о героических поступках награжденных ребят, а также о деятельности общественных организаций.
3. Просмотр видеоролика №1 «Спасение на воде и при пожаре» [https://www.youtube.com/watch?v=txE-BAo9Ra8]
Обсуждение по просмотренному видеоролику:
Учитель: - Как вы думаете, мужественный человек чувствует страх?
- Что помогает человеку быть мужественным?
-Приведите, пожалуйста, примеры, когда ваши друзья, близкие или просто знакомые совершали мужественные поступки.
(Пример выпускника нашей школы Ахмедова Ахмеда, спасшего в Москве инвалида во время пожара. Любительское видео о его поступке долгое время гуляло в интернете, и только спустя 6 лет страна узнала имя героя благодаря передаче «Прямой эфир» на канале Россия).
Учитель: - Как вы думаете, можно ли назвать мужественным человека, который каждый день, преодолевая сильную боль и большие трудности, занимается спортом, ходит в школу или на работу, ухаживает ежедневно за своими тяжелобольными родственниками?
Давайте посмотрим сюжеты о ребятах, которые научились преодолевать себя, свою боль, тяжелое состояние, ежедневные проблемы.
4. Просмотр видеоролика №2 «Преодоление» [https://www.youtube.com/watch?v=PAjSPfpoL-s]
Обсуждение по вопросам:
1) Как вы думаете, с какими качествами человека связаны просмотренные сюжеты? (Воля, выносливость, целеустремленность, преодоление).
2) Что это значит преодолеть себя, преодолеть кажущиеся неразрешимыми обстоятельства?
3) Предположите, как бы вы вели себя, оказавшись на месте этих ребят?
4) Какой из представленных сюжетов произвел на вас наибольшее впечатление?
5. Чтение слов известных писателей:
«Лишь сумма преодоленных препятствий является действительно правильным мерилом подвига и человека, совершившего этот подвиг».
(Цвейг С.)
«Если трудности и преграды встают на твоем пути, недостаточно оставаться невозмутимым и сохранять спокойствие. Смело и радостно устремляйся вперед, преодолевая одно препятствие за другим»
(Ямамото Цунэтомо. Хагакурэ.)
Учитель: Лауреатами Инициативы также становятся люди, которые успешно занимаются важными для окружающих проектами, в том числе проектами, в которых поддерживаются люди, нуждающиеся в помощи. Мы с вами посмотрим сюжеты о волонтерах, но прежде скажите: -
Что вы знаете о волонтерах?
-Что они делают?
-Есть ли среди вас волонтеры?
-Чем вы занимаетесь? После просмотренного сюжета ответьте на вопрос «Кто же такие волонтеры?» Почему, как вы думаете, волонтеры стали номинантами Инициативы?
6. Просмотр видеоролика № 3. «Активная гражданская позиция» [https://www.youtube.com/watch?v=xnqh3EWQOJQ]
Выводы учащихся: Волонтеры участвуют в бесплатном труде во благо нуждающихся, занимаются полезной деятельностью на благо общества.

Учитель: Ребята, а теперь мы посмотрим клип о маленьких героях, которые погибли сами, спасая других людей. Они отдали самое дорогое, что у них есть - жизнь – за спасение ближнего. Они совершили подвиг и стали лауреатами инициативы «Горячее сердце» посмертно.
7. Просмотр видеоролика № 4. «Минута молчания» [https://www.youtube.com/watch?v=bVY-HBm0VKY]
Учитель: Ребята, почтим погибших юных героев минутой молчания.
8. Минута молчания по всем погибшим маленьким героям.
9. Прослушивание Гимна «Горячих сердец» в исполнении Евгения Кунгурова, победителя проекта «Голос» [https://www.youtube.com/watch?v=oYY0ESHilN8]
10. Заключительное слово учителя. Мужество – это способность человека оставаться человеком в любых ситуациях, постоянный осознанный выбор в пользу порядочности, честности, искренности. Это выбор, который делается не только в серьезных испытаниях или поворотных событиях, но и повседневно. Я искренне надеюсь, что вы не пройдете равнодушно мимо чужой беды, найдете в себе мужество и силы встать на защиту слабого. Пусть в вашей груди всегда бьется горячее сердце!
